СПО. в цифре
Педагог, студент и робот:
учеба на троих

Размышления о цифровом помощнике в системе профессионального образования
О том, как искусственный интеллект становится для преподавателя и студента больше, чем просто помощником, и включается в образовательный процесс в качестве третьего субъекта, рассказывает ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Игорь Сергеев.
Игорь Сергеев
ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС
Василиса
Семь утра. Из колонки раздается приятный женский голос:

 — Доброе утро, Марьяна Петровна! Сегодня 8 октября 2035 года, понедельник. У вас шесть очных и два дистанционных занятия и четыре виртуальных совещания, из них одно особой важности. Хорошего дня!

 — Спасибо! — механически отвечает Марьяна Петровна, поднимаясь и протирая глаза. Она работает преподавателем общепрофессиональных дисциплин и заместителем директора в Кластерном сетевом центре профессионального образования.

— Доброе утро, Василиса!

Василиса — цифровой помощник преподавателей и студентов Кластерного сетевого центра. Это искусственный интеллект. Она очень организованная и дотошная барышня, которая умеет быть настойчивой. Заметив, что Марьяна Петровна демонстрирует признаки полноценного пробуждения, Василиса снова обращается к ней:
Сегодня я, как обычно, готова помочь вам в проведении занятий, диагностике учебных достижений студентов и слушателей, интерпретации и оформлении данных. А сейчас — ваш традиционный утренний допуск. Ответьте на вопрос. Что является приоритетом при формулировке задач учебного занятия? Варианты: а) возможности образовательной среды, б) интересы профессионально-личностного развития студентов и слушателей, в) федеральные и региональные нормативно-правовые акты, г) требования проверяющих структур.

Марьяна Петровна трет виски, собираясь с мыслями. И вспоминает, что завтра начинается очередная внеочередная проверка, будь она неладна! Взрыв мозга: чтобы подготовиться к проверке, сегодня надо еще отдать два десятка разнообразных распоряжений педагогам и административному персоналу.

 — Итак, ваш ответ? — деликатно поторапливает Василиса.

 — Требования проверяющих структур, — рассеянно отвечает Марьяна Петровна.

Тональность Василисы меняется:

 — Простите, ваш ответ неверный. В выбранном вами варианте ответа задачи учебного занятия не будут носить образовательного характера. Вы не прошли допуск, и поэтому сегодня я не смогу ничем помочь вам. В качестве пояснения напомню, что автоматизация неэффективных процессов лишь повышает степень их неэффективности. Прощаюсь с вами до завтра, Марьяна Петровна. Постарайтесь лучше подготовиться к завтрашнему допуску.
Робот-гуманист
К этой истории о том, как робот-гуманист воспитывает педагога-технократа, можно отнестись как к утопии или антиутопии, можно — как к притче или анекдоту. Но в любом случае главное в ней — образ Василисы, которая работает цифровым помощником в профессиональной образовательной организации будущего.

Кто такой или что такое цифровой помощник? «Википедия» отвечает нам на этот вопрос примерно так: виртуальный цифровой помощник (англ. Virtual Digital Assistant, VDA) — цифровой сервис, исполняющий роль личного секретаря при пользователе. Решает задачи планирования графика, организации и выполнения повседневных дел и контекстного поиска информации для нужд конкретного человека. Этот помощник способен самообучаться, подстраиваясь под индивидуальные особенности конкретного человека, и выдает необходимую информацию, учитывая контекст (местоположение пользователя, сферу его интересов, потребительские и повседневные привычки и т. д.).
Помощник нового поколения способен не только автоматизировать относительно простые, рутинные процессы, но и поддерживать человека в решении интеллектуальных задач
Зачем нужен цифровой помощник преподавателю колледжа? На первый взгляд, ответ очевиден. Многочисленные опросы педагогов по теме «На что уходит слишком много вашего рабочего времени?» дают достаточно однообразную картину. На оформление документации. На поиск разного рода информации, например при подготовке к занятиям. На проверку студенческих работ. На это последнее — особенно много времени, а в период пандемической самоизоляции проблема разрослась до необозримых размеров.

Вот эти проблемы, как считается, и призван решать цифровой помощник. И уже решает. Правда, называют его чаще всего другими словами (к примеру, часто говорят об автоматизации рутинных процессов). Но цифровой помощник уже есть, особенно в крупных вузах, имеющих солидные ресурсы и возможность разрабатывать для себя цифровые платформы силами собственных IT-отделов. Отделения среднего профессионального образования, существующие при таких вузах, тоже пользуются этими благами.
Скажем, преподаватели факультета СПО Казанского научно-исследовательского технологического университета (КНИТУ) имеют в распоряжении сразу несколько модулей цифрового помощника, который помогает им справляться с бюрократическими процедурами. Модуль «Рабочая программа» поддерживает преподавателя, который оформляет соответствующий документ. Человеку остается лишь расписать темы занятий и краткое содержание, все остальное обеспечивается автоматически. А это не так уж и мало: стандартное оформление шаблона рабочей программы, выгрузка часов из учебного плана по видам деятельности, выбор библиотечных ресурсов по контекстному поиску, а далее — автоматизированное согласование и электронная подпись. Похожим образом работает модуль «Фонды оценочных средств», использующий информацию из рабочей программы. Преподавателю остается только ввести примеры типовых контрольных заданий в заботливо подготовленную и почти заполненную форму. Есть еще модули «Оплата обучения» и «Расписание».

В соседнем Институте развития образования Республики Татарстан разработан модуль «Календарь мероприятий», играющий роль цифрового помощника для педагогов республики. Он собирает информацию о разных типах полезных мероприятий (повышение квалификации, опережающая подготовка по новым и перспективным компетенциям, профессиональные конкурсы, научно-практические конференции и семинары, круглые столы для педагогов) и своевременно напоминает о них всем пользователям платформы.
Собственные платформы для автоматизации рутинных процессов разрабатывают и некоторые наиболее продвинутые профессиональные образовательные организации. Такие, как Иркутский авиационный техникум — он готовит квалифицированные кадры, которым предстоит строить новый российский самолет МС-21. В техникуме уже несколько лет полностью отменены документы на бумажных носителях — все бюрократические задачи решает собственная система автоматизированного документооборота.

Существуют подобные решения и для студентов. Например, в Санкт-Петербургском радиотехническом колледже разработан (вместе с партнерской IT-компанией) и проходит апробацию модуль «Автособираемое портфолио». Этот цифровой помощник сводит вместе все достижения студента в проектах, конкурсах, олимпиадах, личных стартапах, фиксирует его образовательные успехи, при необходимости оформляет цифровое резюме, подтвержденное от имени администрации колледжа.

Все это — отличные цифровые решения, в какой-то степени спасающие педагога и студента от нарастающей бюрократии и информационной перегрузки. Они позволяют сосредоточиться на главном — на самом процессе обучения.
Вечные вопросы
Здесь есть только одно но. Процесс обучения, по сути, остается все еще очень архаичным. По форме он может быть очень даже цифровым (ZOOM вместо лекции, Kahoot вместо устного опроса, лонгрид в качестве параграфа из учебника), но его суть остается той же, какой она была в далеком доцифровом мире. Он пока еще не позволяет воплотить ни одну из тех «вечных педагогических идей», о которых десятилетиями, а то и веками грезили выдающиеся педагогические мечтатели земного шара, но не имели подходящих инструментов для их воплощения.

О каких идеях идет речь? О тех, которые позволят решить новые, качественно иные образовательные задачи. Как обеспечить каждому студенту полное освоение заданных стандартом или программой знаний, умений, профессиональных компетенций независимо от его стартового уровня и индивидуальных особенностей?

Как сократить сроки обучения по профессиональным программам в несколько раз и на этой основе выстроить мультипрофессиональную логику подготовки? И тогда за три года обучения в колледже студент сможет освоить не одну специальность (плюс одну рабочую профессию), как сегодня, а четыре-пять специальностей.
Что делать с этой новой цифровой средой обитания? То же, что всегда делал человек, оказываясь на новом месте, — обустраивать эту среду, делать ее удобной для жизни, очеловечивать и одухотворять
Как, отказавшись от привычной репрессивно-констатирующей оценки, сделать ее диагностико-консультативной, индивидуализированной и при этом встроить механизм оценивания прямо в систему закрепляющих заданий? Так, чтобы студент, решая задачу и сталкиваясь с трудностями, тут же получал бы подсказку, видел, где найти информацию, которая развеет его непонимание.

Как перейти от поточно-групповой подготовки к полноценной индивидуализации образовательного процесса, когда каждый студент формирует индивидуальный образовательный маршрут на основе своего персонального набора учебных интересов и дефицитов и далее строит процесс обучения в удобном ему темпе?
Решение всех этих задач стало принципиально возможным, когда появились цифровые образовательные технологии EdTech, такие как LCMS — системы управления образовательным контентом. Или адаптивные системы обучения, автоматически настраивающие электронный учебный процесс на индивидуальные особенности восприятия и мышления студента и учитывающие даже его актуальное психофизиологическое состояние.

И здесь нам не обойтись без цифрового помощника. Причем помощника нового поколения, способного не только автоматизировать относительно простые, рутинные процессы, но и поддерживать человека в решении интеллектуальных задач. Потому что Василиса, как вы догадываетесь, это искусственный интеллект. И это позволяет ей играть роль вполне полноценного третьего субъекта образовательного процесса наряду с преподавателем и студентом.
Модульный портрет
Давайте попробуем набросать рамочный проект цифрового помощника следующего поколения. Вместе с нами в процесс проектирования включаются 27 образовательных организаций из 15 регионов России — участники межрегиональной сети экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС, объединенных общим направлением работы «Цифровая дидактика профессионального образования». Такой процесс совместного проектирования мы с долей условности называем электронным коворкингом. Цель электронного коворкинга по теме «Цифровой помощник в системе СПО» — разработка в эскизном формате технического задания для EdTech-компаний.
Итак, из каких модулей может состоять наша гипотетическая Василиса? Начнем с главного субъекта образовательного процесса — студента. Первый модуль — «Мой образовательный навигатор», или менеджер индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМов). Это главный модуль цифрового помощника, по своей функции напоминающий навигатор для автомобиля. Его задача — выстроить, а затем поддерживать и корректировать траекторию успешного обучения для каждого студента, а заодно формировать учебные группы по принципу сходства образовательных запросов, учебных стратегий, уровня ожидаемых результатов (углубленный, профильный, базовый, ознакомительный) и т. д. Здесь же верстка, поддержание и постоянная актуализация учебного расписания, точнее множества индивидуальных расписаний. Внутри каждого ИОМа — свои задачи. Например, подбор индивидуальных учебных материалов, ресурсов и сервисов для студента с учетом его персональных дефицитов и пробелов в знаниях, информация о которых получена (по большому секрету) от модуля «Подсказка».
Второй модуль — «Подсказка», или персонализированный образовательный диагност-консультант. Проверяет работы студентов непосредственно в ходе их выполнения. Это могут быть и относительно простые работы по типу тренировочных заданий, и более сложные, вплоть до курсовых работ и дипломных проектов по специальности. Модуль выявляет и классифицирует допущенные студентом ошибки и предлагает по каждой из них подсказку: к какой теме из прежнего курса вернуться или где найти позабытое правило.

Третий модуль — «Мастер дня», или персональный тайм-менеджер. Помогает составлять план дня, недели, месяца, пользуясь информацией о расписании занятий и других учебных активностей, которая получена от «Моего образовательного навигатора». Особо ленивых студентов будит, а гиперактивных — укладывает спать. (Это шутка, но из разряда тех, в которых только доля шутки.) Знает все о биоритмах интеллектуальной и физической активности своего подопечного, а также о его здоровье и самочувствии (а это уже не шутка) и на основе этой информации помогает выстроить оптимальный режим учебного дня, не забывая при этом о формировании привычки к здоровой трудовой самодисциплине. По итогам каждого дня, недели, месяца дает сводную оценку эффективности и ненавязчиво советует, как можно ее повысить.
Что можно предложить преподавателю? Модуль «Цифровой наставник» поддерживает педагога в быстро меняющемся мире цифровых технологий. Помогает ему поддерживать на должном уровне свои цифровые компетенции, сообщает о появлении новых EdTech, которые могут быть ему полезны, обеспечивает методическую поддержку в их освоении.

Модуль «Референт» готовит обзоры наиболее новых и интересных материалов, приводит факты, цифры, экспертные мнения, примеры по теме предстоящего учебного занятия, появившиеся в Сети в последнее время. С ним в паре работает модуль «Сценарист», который позволяет проектировать сценарии изучения тем и отдельных учебных занятий в форме life, online и blend на основе большого многообразия методических схем (например, «Перевернутый класс» или «Смена рабочих зон»). Генерирует к заданию наборы вопросов и стандартных учебных заданий того или иного типа, опираясь на содержание, полученное из утвержденных электронных образовательных ресурсов и, возможно, дополненное теми интересными подробностями, которые удалось раскопать «Референту».

Модуль «Тайм-мастер» играет роль дирижера оркестра и одновременно суфлера за сценой, задавая нужный темп проведения занятия, подсказывая, когда необходимо перейти к следующему этапу или сменить форму учебной работы студентов. Это особенно важно для проведения дистанционных занятий, где формы работы должны меняться калейдоскопически быстро, каждая минута на счету, а от четкого соблюдения сценария и регламента занятия зависит его результативность.
Обжиться в цифре
…О чем еще мы забыли, проектируя модули нашего воображаемого цифрового помощника? Во-первых, о том, что обучение не сводится к автономной деятельности преподавателя и студента, точно так же, как образовательный процесс не сводится к обучению. Помимо предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков, универсальных и профессиональных компетенций, которые подлежат освоению в ходе работы над учебным содержанием, огромную роль играет коммуникация. Это и межличностные взаимоотношения в учебных группах и временных учебно-проектных командах, и стиль общения педагога, специфика психологической атмосферы, которую он создает, и возможность для проявления личной инициативы, творческой самодеятельности в рамках досугово-развивающей деятельности студентов, и учебная мотивация (или ее отсутствие), способы управления ею.
Может ли в этих, казалось бы, чисто человеческих процессах сыграть свою роль цифровой помощник нового поколения? Безусловно, но именно как помощник педагога, а не как его полноправный заместитель. При всем своем человеческом норове наша Василиса — всего лишь робот, и мы, увы, не можем заглянуть ей в глаза, чтобы понять, что она о нас думает. (Спойлер: ничего не думает, ей не положено иметь о нас субъективного мнения.) Но зато она может иметь, например, модуль «Доска почета» или другие встроенные элементы геймификации. Чтобы понять, кто из студентов по итогам дня (недели, месяца) попал на «Доску почета», цифровой помощник анализирует содержащийся в нем массив больших данных, оценивая студентов по множеству показателей. Например, пользовательская активность студента в работе с электронными образовательными ресурсами (в старину это называли прилежанием) + общая картина учебных успехов в контексте заданных программой образовательных результатов + характер индивидуального прироста в развитии + участие в дополнительных (внепрограммных) активностях. Это будет очень объективный рейтинг, напоминающий нам о еще одной давней и пока что несбыточной педагогической мечте человечества — об идеале разносторонней и гармонически развитой личности.
А может быть еще и модуль «Классная дама», который помогает педагогу обеспечивать коммуникацию в группе или временной команде. Генерирует и подбрасывает студентам, входящим в группу, разные задания на сплоченность, начиная от простых (создать коллективный портрет группы) и заканчивая сложными (учебное задание-пазл по теме занятия, где результат зависит от успешной работы каждого и слаженности всего коллектива). Конечно, мы и без того знаем о таких заданиях, только вот у нас никогда не доходят руки, чтобы их довести до ума и вовремя выдать группе. Но на то и цифровой помощник. И это уже совсем не похоже на «автоматизацию рутинных процессов». А еще «Классная дама» может провоцировать дискуссии на основе «вопроса дня», актуального для молодого поколения, или проводить периодические обсуждения по итогам курса, темы, проекта, задавая вопросы, побуждая делиться впечатлениями, эмоциями, выводами.
Возможно, читателю кажется, что мы сейчас набросали довольно фантастический портрет не столько самого цифрового помощника, сколько всего образовательного процесса. Но мне так не кажется. Образование уже давно стоит на пороге кардинальных перемен, и мы все это чувствуем. И чем дольше оттягивается начало этих перемен, тем кардинальнее они будут. А ведь мы говорим о профессиональном образовании, где есть очень мощный драйвер развития — современная цифровая экономика. И здесь у Василисы есть еще одна задача: давать непрерывную связь образовательного процесса, студента и преподавателя с партнерским предприятием, обеспечивая тем самым практикоориентированность профессионального образования на всех этапах и во всех деталях. Но это, наверное, уже отдельный разговор.

Мне думается, что читатель почувствовал главную идею статьи. Вот она, цифровая, сетевая среда — новая среда обитания человека. Точно так же, как городская среда была когда-то новой и непривычной (а порой пугающей и неприятной) для выходцев из пространства деревенской жизни. Как нам быть с этой новой средой обитания, что делать с ней? То же, что всегда делал человек, оказываясь на новом месте, — обустраивать эту среду, делать ее удобной для жизни, очеловечивать и одухотворять.

Василиса, стань человеком!
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще