ЮБИЛЕЙ. ИССЛЕДОВАНИЕ
Игра побеждает неуверенность
Смысл школьного образования, конечно, не в том, чтобы освоить заранее определенный объем знаний по конкретным дисциплинам. Сегодня нужно совсем другое: готовность решать сложные задачи, самостоятельно наращивать новые компетенции — и так в течение всей жизни в режиме agile. Многие ученики, учителя и родители во всем мире считают, что для решения этих задач подходит образование в формате STEAM.
Прошлое
Сорок лет назад компания LEGO Education облекла в форму практических решений свои образовательные идеи, которые вскоре приобрели известность под брендом LEGO Education. Вместе с меняющимся запросом учеников всего мира бренд совершил эволюцию от конструктора из деревянных кубиков до программируемых роботов, STEAM-проектов высокого уровня сложности не только для детей.
В разных странах мира (и в России с 2013 года) по образовательным программам LEGO Education работает более 300 центров дополнительного образования. Сама идея освоения робототехники в дополнительном образовании нередко ассоциируется с роботами MINDSTORMS, первое поколение которых появилось в 1998 году. Платформы WeDo позволяют уже в начальной школе попробовать исследовательскую работу, дать детям представление о программировании и инженерном проектировании. В 2019 году специалисты LEGO Education представили новое образовательное решение, с помощью которого можно не только учить сегодняшних школьников, но и подготовить их к будущему, облик которого определяет AI (Artificial Intelligence).
Будущее
Мы привычно говорим о том, что скоро произойдут ощутимые перемены во всех сферах жизни в связи с развитием AI. Допустим, случится качественный технологический скачок, мы сможем адаптироваться к изменившимся условиям, после чего войдем в период новой стабильности. Но президент компании LEGO Education Эсбен Старк дает другой прогноз: технологическая революция, роботизация производств — это не одномоментное событие или процесс, который завершится в короткий срок. Нас ожидает череда изменений, и настолько масштабных, что потребуется полностью пересматривать привычные подходы в обучении.
По мере развития AI нас ожидает череда изменений — настолько масштабных, что потребуется полностью менять привычные подходы в обучении

Эсбен Старк

По оценке McKinsey Global Institute, около 50% сфер труда и производства могут быть автоматизированы уже при нынешнем уровне развития технологий. Рынок труда трансформируется: уменьшится доля профессий, связанных с использованием неквалифицированного физического труда и простых алгоритмов. Так, в США исчезнут 40% специальностей такого типа. И напротив, вырастет потребность в инженерно-технических специальностях. Например, в России уже сейчас дефицит этих профессий испытывают 44% работодателей.
В ближайшие 10 лет от 75 до 375 млн людей должны будут сменить специальность, а значит, освоить новые навыки, и эта тенденция будет лишь усиливаться. Отсюда ясно, что учиться нам предстоит как никогда много. И речь идет не только об обучении в школе, но и после ее окончания, уже на рабочем месте. Буквально каждому предстоит постоянно обновлять собственные компетенции снова и снова, чтобы соответствовать изменяющимся условиям.
Вера в успех
В этой ситуации вряд ли получится смоделировать образовательный процесс как траекторию, имеющую конечную точку, к которой нужно прийти. Результат обучения — это скорее способность адаптироваться к новым условиям, готовность решать сложные задачи на стыке областей знания.
Навыки счета и письма, иностранные языки, история и география — все базовые предметные знания, конечно, по-прежнему важны. Но дополнительно нужны надпредметные навыки, которые позволяют человеку ориентироваться в области этического, обеспечивают ценностную основу технологического развития и возможность использовать технологии во благо. Это креативность и способность к сотрудничеству, эмоциональный интеллект, способность решать сложные задачи, критически мыслить.
Особое значение имеет вера в себя, психологическая устойчивость, позволяющая человеку гибко реагировать на изменения, учиться на ошибках. Образование будущего выстроится в логике от знаний к навыкам и уверенности в собственных силах. Вера в свои возможности, по сути, представляет собой мотивацию к развитию в течение всей жизни, способность преодолевать собственные ограничивающие представления. Позиция уверенности меняет жизненные ориентиры человека: он не останавливается на поиске стабильности для себя, но воспринимает вызовы как открывающиеся перед ним возможности.
Исследование
В 2019 году специалисты Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education проанализировали, какие трудности в обучении испытывают школьники разных стран мира, какую роль в современном образовании играет STEAM. В исследовании приняли участие родители, учителя, школьники 6 стран: США, Великобритании, Германии, России, Китая и Японии. Везде выявлены сходные тенденции.
Сonfidence in Learning Poll. Executive Summary. April 2, 2019. Retrieved from https://theharrispoll.com/global-confidence-poll-executive-summary/
Выяснилось, что 51% учеников испытывают тревогу, если необходимо исследовать новую предметную область. Эта связано с недостатком уверенности в себе и, конечно, осложняет выпускнику школы задачу адаптации в социуме, где единственная стабильность — это перемены, а любознательность и способность осваивать новое — ключевые компетенции, определяющие жизненный успех.
Мария Зильберман
руководитель учебного центра «Информационные системы в образовании», тренер по работе с LEGO, региональный координатор соревнований линейки FLL в Пермском крае
STEM-образование перестает быть уделом одиночек, начинается переход к массовому внедрению этого подхода. Это сейчас самое актуальное направление в русле НТИ и проектов АСИ.

Методики LEGO Education базируются на самых современных образовательных практиках и великолепно методически разработаны. На собственном опыте я испробовала многие из предлагаемых LEGO решений — «Увлекательную математику», «Учись учиться», «Построй свою историю».

В нашем центре обучились организации STEAM-образования более трех тысяч педагогов и воспитателей Пермского края. Педагоги достаточно быстро осваивают эти технологии, а дети с удовольствием учатся, получается гарантированный результат и преемственность. Дошкольники приходят в начальную школу гораздо более подготовленными, школьники раньше начинают решать сложные задачи. Детям нравится так учиться!
Не менее тревожный факт: 47% школьников избегают тех предметов, где у них был — хотя бы однократно — опыт неуспеха. Таким образом, развивающий потенциал ошибки не задействуется, поражение, которое могло быть источником развития, ничему не учит. У ребенка формируется непродуктивная установка: сделать как можно меньше ошибок. Он как бы ищет заранее установленные правила, вместо того чтобы приложить максимум усилий для креативного решения в каждом случае, когда возникает сложная профессиональная или жизненная задача. Ведь будущее, которое ожидает школьников, не предусматривает готовых правильных ответов для каждого, зато гарантирована необходимость учиться на ошибках, преодолевая неудачи.
STEAM как вызов и ключ
Результаты исследования The Нarris Poll & LEGO Education показывают, что обучение в формате STEAM может решить проблему страха неудачи. Так, школьники, которые успешны в STEAM, в два раза более уверены в себе и в обучении в целом (82%). Подтверждена и обратная зависимость: только 33% учеников чувствуют себя уверенно в обучении вообще, если они не чувствуют уверенности в STEAM-формате.
STEAM (science — науки, technology — технологии, engineering — инжиниринг, arts and math — искусство и математика) предполагает освоение данных предметных областей в формате проектной работы, ориентированной на получение конкретного результата.
Но в школах-участницах исследования только 1/5 учеников чувствуют себя уверенно, работая в STEAM-формате. Лишь 30% учителей отмечают, что за последние 5 лет у школьников выросла уверенность в собственных силах при работе в формате STEAM. Это значит, они с меньшей вероятностью выберут профессиональную карьеру инженерно-технического профиля, а ведь это те специальности, которые будут максимально востребованы. Таким образом, ключ к решению проблемы и одновременно серьезный вызов для современной системы образования — перестроить процесс обучения так, чтобы он не вызывал у школьников страха, а формировал уверенность в своих силах.
LEGO — не только для маленьких
Известная китайской поговорка гласит: скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому — и я научусь. Житейское наблюдение подтверждается и данными научного исследования. Большинство учителей, родители, учащиеся считают, что обучение через решение практических задач приводит к лучшим результатам. В проектном обучении у ребенка формируется вера в себя, поскольку знания он получает через реальный опыт — так считают 95% педагогов — участников исследования The Нarris Poll. Ученики отмечают, что такой подход обеспечивает лучшее запоминание (87%) и позволяет проще осваивать новое (89%). Но только 40% учителей подтверждают, что в школе достаточное внимание уделяется развитию STEAM-компетенций через проектную деятельность. Иными словами, современное образование все еще во многом образование изолированного знания, отдельных дисциплин, мало ориентированное на развитие гибких навыков и способности развивать собственные компетенции в соответствии с конкретными задачами. 91% учителей хотели бы, чтобы это изменилось.
Образование будущего выстроится в логике от знаний к навыкам и уверенности в собственных силах

Эсбен Старк

LEGO: обучение или игра?
Образовательные решения компании LEGO созданы для того, чтобы в школе и детском саду дети разного возраста и с разным уровнем подготовки могли исследовать STEAM. LEGO Education — это простой в использовании инструмент, который позволяет решать сложные педагогические задачи: организовать проектную работу детей на стыке разных предметных областей, в которой ребенок осваивает универсальные навыки. Объединяясь вокруг решения практической задачи, дети естественным образом исследуют необходимые для этого предметные области, развивают компетенции, нужные для создания того или иного прототипа, а также надпредметные гибкие навыки. Ошибочные решения или недостаточно хороший результат здесь никому не угрожает. Результат уникальный на каждом этапе доработки прототипа, а этапов, проб может быть столько, насколько хватает познавательного интереса. Это укрепляет детскую веру в себя и убеждает в том, что неудачи в пути ведут к успеху. Так формируется все более высокий уровень притязаний: ребенок хочет получить лучший результат, при том что предыдущий был уже удовлетворителен.
Наталья Кадыкова
член правления Ассоциации учителей робототехники, методист научно-методической лаборатории образовательной робототехники Центра педагогического мастерства, тренер сборной Москвы по робототехнике
STEM позволяет детям раннего возраста изучать достаточно сложный материал по математике, физике и информатике, который при традиционных подходах становится им доступен значительно позже. Уже во 2−3 классе, решая на занятиях с LEGO задачи по отладке роботов, дети осваивают логические алгоритмы, сложные циклы и ветвления, программируют — этого школьная программа не предусматривает. Отсюда легко перейти к освоению инженерных сред программирования, Arduino, Raspberry.

И дети с техническим складом ума, и гуманитарии — все они учатся мыслить системно, логически при помощи инструментов LEGO. При этом знания усваиваются лучше, а заинтересованность выше, потому что есть осязаемый результат и ребенку открывается практическое измерение школьных предметов. Это не значит, что нужно отказаться от традиционного обучения, которое дает целостное представление о предметной области. Эти подходы должны дополнять друг друга.
Но что превращает техническую задачу по созданию, например, прототипа или модели в предмет личного интереса ребенка и пространство для творчества? Это игра, которая, как известно, произрастает из того же корня, что и обучение. Образовательный процесс, построенный на игре, обеспечивает:
Вовлеченность. Активно вовлеченные в процесс обучения ученики демонстрируют высокую мотивацию, подобную той, которая возникает у людей в игре.
Радость. Если обучение связано для ребенка с переживанием радости и положительными эмоциями, то растет вера в собственные силы.
Лично значимый смысл. Обучение эффективно тогда, когда наполнено личными смыслами, при этом мы более глубоко погружаемся в предмет изучения и дольше удерживаем в памяти изученное.
Коммуникация. Развитие базовых социальных навыков невозможно вне коммуникации, необходимости согласовывать действия с другими участниками процесса.
Возможность пробы, множества попыток. И игра, и обучение предполагают повторение, многократные подходы в поиске решения проблемы.
Таким образом, формат STEAM, соединяющий обучение и игру, можно рассматривать как основание для пересоздания образовательного процесса так, чтобы уже в раннем возрасте заложить у детей основы гибких навыков, компетенций и мировоззрения, адекватного задачам их будущей жизни.
SPIKE™ PRIME от LEGO®EDUCATION
В 2019 году компания LEGO Education представила новую разработку для учеников основной школы, позволяющую исследовать STEAM через игру. Набор SPIKE Prime кроме классических элементов LEGO включает простые в использовании электронные компоненты и интуитивно понятный язык программирования на базе Scratch.
Максим Турушев
директор АНО «Лаборатория по робототехнике „Инженеры будущего“», оператор соревнований FIRST в России, учитель МАОУ СШ № 149
В течение восьми лет своей профессиональной деятельности я использую образовательные решения LEGO Education для детских садов и школ. Это, я думаю, на много лет вперед единственное средство для внедрения STEAM-технологий.

Популярность LEGO понятна: при помощи конструкторов можно объяснить все что угодно, научить ребенка считать, говорить, писать, презентовать себя. Более того, это верный способ сделать так, чтобы ребенок полюбил учебу. STEAM-технологии отлично вписываются в современный образовательный ландшафт. Полагаю, именно за ними будущее.
Базовый набор SPIKE Prime от LEGO Education создан для того, чтобы ученики 5−7 классов осваивали навыки инженерного проектирования, программирования, конструирования автономных роботизированных систем в формате STEAM. Новая робототехническая платформа доступна для детей разного уровня подготовки, потому что предусмотрены как простые в реализации стартовые проекты, для выполнения которых потребуется 45 минут, включая этапы конструирования и программирования, так и вполне функциональные STEAM-проекты высокого уровня сложности, которые требуют достаточно высокого уровня навыков и творческой фантазии. Для уроков и проектов всех уровней разработаны учебно-методические материалы, соответствующие ФГОС ООО, что максимально облегчает задачу учителя и позволяет организовать занятия методически грамотно.
***
Убеждение в том, что можно отправить ребенка в университет или колледж, где он получит все необходимые знания, которые обеспечат его профессиональный успех на всю оставшуюся жизнь, абсолютно исчерпало себя. Тот, кто хочет быть востребованным профессионалом в течение всей жизни, должен быть готов обучаться всегда из позиции открытости и принятия перемен, которые несет будущее. Система образования, конечно, нуждается в связи с этим в сущностных изменениях. Но, не дожидаясь таких изменений, можно сделать конкретные шаги в сторону более эффективного образования, например внедряя в собственную практику STEAM-подход при помощи адекватных этой задаче инструментов.

Подготовлено при поддержке LEGO Education

Cпецпроект LEGO Education на сайте www.edexpert.ru
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: