Мне кажется, что сначала произойдет изменение стандартов обучения, минимальных требований того, что нужно и что не нужно учить. Наверное, благодаря персонализации, индивидуальным траекториям школьники смогут изучать меньше, но зато точнее.
И здесь возникает вопрос: какова основная задача образования и кто является его заказчиком? Одна из принципиальных особенностей национального проекта «Образование» заключается в том, что изменен подход: заказчиком становятся ученик и родители школьника, а не государство. Но все равно остается вопрос: чему учить современных школьников? Какие у них потребности? Если цель — подготовка к будущей работе, то, соответственно, ученик должен изучать то, что необходимо для освоения профессиональных навыков.
Волнует также вопрос об общем гуманитарном воспитании. Что надо знать с точки зрения литературы и искусства? Насколько глубоко это нужно знать? Как все это определить, пока не очень понятно. Нужно изучать литературу, чтобы лучше понимать людей и то, как они взаимодействуют. Математика тоже всем нужна, потому что развивает мышление. Любое решение в современном мире должно приниматься, основываясь на числах, и это важно. Поэтому у нас будет очень сильно меняться предметная область относительно тех знаний, которым надо обучать. Будет меняться образовательная модель.
У нас все только начинается. Несмотря на то что прошло десять лет, вызовы, которые сейчас стоят перед «Фоксфордом», вдохновляют нас, заставляют по-другому смотреть на мир и требуют какой-то новой организации.
Наверное, наше основное достижение — это то, что удалось собрать команду профессионалов: преподавателей, разработчиков, маркетологов, продавцов, менеджеров. Люди — главный актив «Фоксфорда». Они приходят на работу с желанием делать образование лучше, и это очень ценно.