ШКОЛА. ТЕХНОЛОГИИ

Дети — digital native

Мир прошел точку невозврата — больше нет областей, которые бы не затронул глобальный переход в онлайн. Пока мы точно не знаем, какие именно знания пригодятся в будущем, но уверены, что детям предстоит взаимодействовать
с компьютерами и алгоритмами, и можем их этому научить.
Максим Волошин
Руководитель образовательной платформы «Кодвардс»
Софт и Хард
Главная проблема, с которой сталкиваются IT-компании, — недостаток кадров. Эта проблема стоит так остро, что корпорации начинают создавать собственные образовательные программы.

Понятно, что учить детей писать код на Python или Java бесполезно: скорее всего, через несколько лет на смену этим языкам придут другие. Не менее важными, чем hard skills, которые связаны с конкретными технологиями, становятся так называемые soft skills — навыки работы с алгоритмами и людьми. Умение выстраивать логические связи, работать в команде и находить новые и креативные решения ценится на рынке труда все больше, поскольку такие сотрудники легче обучаются и адаптируются к быстро меняющейся ситуации вокруг.

Поэтому образовательные программы по программированию должны научить ребенка не только основам логики, на которой строится любой код, но и помочь развить в нем soft skills.
Другой разговор
Чтобы чему-то научить, нужно говорить с ребенком на понятном ему языке. Информационное поле, определяющее развитие юного человека, его интересы и привычки, тоже стало цифровым. Дети осваивают интерфейсы раньше, чем учатся читать, и делают это быстрее взрослых.

Сегодняшние дети — digital native, это важно осознать и принять как данность. iPad интереснее книжки, и это нормально. Нужно использовать цифровые каналы и понятные детям форматы, чтобы достигать нужного образовательного результата.

Если раньше коммуникация учителя и ученика и общение через текст были основой процесса обучения, то сейчас дети получают знания из цифрового мира хаотично, еще до того, как взрослые начинают целенаправленно рассказывать им о технологиях.
Появилось три новых типа коммуникации,
которые нельзя игнорировать:
  • 1
    Общение с людьми в мессенджерах (через компьютерный интерфейс);
  • 2
    Общение с компьютером (поисковые интерфейсы);
  • 3
    Выстраивание общения между двумя компьютерами для получения нужного результата (приложения на смартфоне: карты, паттерны расписаний, советы, датчики активностей).
Основной инструмент обучения — коммуникация — приобретает новые формы. И взрослым, которые разрабатывают образовательные программы, нужно использовать новые форматы, чтобы обучение было интересным. Ведь иначе ребенок получит информацию там, где ему интересно и понятно.

Есть школа, и есть другие сферы, в которых ребенок получает опыт и знания о мире. Опыт трансформируется в скилл-сет, и он должен быть достаточным для достижения целей в мире будущего.
Программный подход
Наша система подготовки построена на трех тактах. Первый — базовая подготовка. Мы должны дать основные интеллектуальные функции: анализ и синтез. И научить языку машин, цифровой грамотности и безопасности. На уроках «Кодвардса» дети учатся логическим основам работы с компьютером, видят среду программирования и, взаимодействуя с ней, играют. Важно, что они не просто пишут код, а сразу могут проверить, как он работает, видят и исправляют ошибки. На этом этапе происходит переход от восприятия гаджетов как игрушек к пониманию того, что компьютер — это инструмент, который можно использовать для достижения целей. Игровая форма — награды, новые уровни и, в конце концов, спасенная подводная станция — помогает вовлечь детей в процесс и постоянно поддерживать интерес.
На основе опыта работы в IT мы сформировали набор цифровых навыков, которые нужны ученику. Digital life ready skill set включает анализ, синтез, групповую работу, проектный подход. Эти навыки будут полезны в цифровой среде будущего,
какой бы она ни была, и этот скилл-сет мы можем дать детям, используя понятные и органичные для них инструменты.
Когда ребенок становится уверенным пользователем, мы переходим ко второму такту — проектно-практическому обучению. Решать рабочие задачи можно быстрее, если уметь кодить, и здесь большинству взрослых дети могут дать фору. На этом этапе ребенок может создавать свои проекты в специальной цифровой среде «Кодвардс», например разрабатывать мобильные игры. Или использовать программирование для изучения других предметов — сделать чат-бот с вопросами и ответами по истории и подготовиться к контрольной или экзамену.

И третий такт — предпрофиль. Он включает более сложные проекты в IT, формирование hard skills и изучение актуальных языков программирования, подготовку к ОГЭ/ЕГЭ по информатике.
Обучить ученого
Изменения в образовательном процессе в первую очередь затрагивают даже не детей, а носителей знаний — учителей. Новые форматы коммуникации размывают иерархию ролей, на разных этапах педагог становится передатчиком знаний, наблюдателем или участником проектов своих учеников.

Мы понимаем, что обучение детей цифровым навыкам невозможно в отрыве от «цифровизации» педагога и переоснащения его рабочего места. Поэтому, помимо программы для учеников, мы разработали личный кабинет учителя, методические материалы, которые помогут ему освоиться и чувствовать себя в новой образовательной среде комфортно, а также курс повышения квалификации, в котором раскрыты все современные технологии образования. «Кодвардс» соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и реалиям жизни педагога.

В мире будущего комфортнее всего будет тем, кто умеет общаться и с алгоритмами, и с людьми. Именно этому мы хотим научить детей и для этого работаем вместе с педагогами.
Что нужно для проведения курса:
Компьютерный класс

из расчета один компьютер на одного ребенка
1 учитель

Знаний программирования не требуется
Группа 9-15 детей

Продукт рассчитан на работу в группах под руководством педагога
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: