ШКОЛА.BLENDED

Образование, куда ж несешься ты?

Михаил Мягков
CEO образовательной компании MAXIMUM Education
Сегодня я хочу повизионерствовать и попытаться ответить на вопрос, куда идет школьное образование. Речь пойдет не про географию и масштабирование, не про методологию и ФГОС, не про квалификацию учителей и государственную политику. Я хочу порассуждать на тему технологий в образовании на основе опыта нашей компании и впечатлений от дистанционного образования во время пандемии.

Весна-2020 вытолкнула нас в онлайн. Полный дистант стал своеобразным стресс-тестом для всей системы образования, который она выдержала более или менее успешно. Коснулось это, естественно, не только государственных школ, но и частных образовательных компаний, которые работали в офлайне. Опыт все получили разный, что было предсказуемо. И это относится не только к России, но и к мировым образовательным институциям.
Опыт MAXIMUM
У нас в компании в смешанном формате (blended) весной обучались более 15 тыс. детей в 27 городах России. Смешанный формат предполагает, что раз в неделю проходит одно занятие в классе и одно в онлайне. Этой весной мы внимательно следили за развитием ситуации в Европе и понимали, что в ближайшие недели Россию ждет аналогичная ситуация, а значит, и нам придется переводить blended-учеников в онлайн.

С одной стороны, кажется, что в этом сложного? Платформа есть, учителя умеют в онлайне работать, дети — учиться. Но сколько различных процессов надо перестроить, чтобы никто не почувствовал изменений?
Успешность перехода системы в онлайн-формат — показатель ее здоровья
Перевод такого большего количества учеников одномоментно в онлайн требовал серьезной предварительной оценки возможностей с точки зрения продукта, оптимизации операционных процессов, перевода преподавателей на новый режим работы и нивелирования юридических рисков.

Где-то за неделю до выхода рекомендаций Министерства просвещения была проведена вся подготовительная работа. Основной целью был плавный, как для учеников, так и для компании, переход. Эта неделя позволила компании после выхода рекомендаций перевести в онлайн всех учеников по всей России фактически за выходные.
За этим последовали несколько месяцев повсеместного онлайн-обучения — в школах, на дополнительных занятиях, в спортивных и музыкальных кружках. Государственная система — не слишком гибкая и быстрая, поэтому логично, что большинство родителей и учителей остались недовольны. Нам в частном секторе было проще. Мы уже знали, как в онлайне работать с мотивацией и вовлечением, держали руку на пульсе, постоянно замеряли удовлетворенность учеников и старались компенсировать отсутствие живого контакта с учителем.

Общий вывод для нашей образовательной системы в MAXIMUM: онлайн не менее эффективен, чем офлайн, но смешанный формат все же предпочтительней, комфортней и эффективней.
Онлайн vs Blended
Надо сказать, что я и до этого не совсем верил, что онлайн полностью захватит мир. Логично, что в идеальной картине мира смешанный формат компенсирует минусы онлайна и офлайна.

Детям, учителям и родителям понятен и привычен офлайн-формат. Но и преимущества онлайна не стоит недооценивать.

Да, поначалу учителям, которые преподавали в традиционной форме, может быть сложно удерживать внимание обучающихся и мотивировать их выполнять задания. Но все реально, если смотреть на решение проблемы системно и внедрять эффективные практики и инструменты обучения.
Если агрегировать публикации и исследования, имеющиеся в мире, и опыт, накопленный в MAXIMUM, то основными элементами, которые надо системно внедрять и контролировать, будут следующие:
умение работать с технологическими инструментами;
постоянное и системное вовлечение учеников в процесс. Это первичная задача преподавателя.
Без вовлеченности образовательный процесс невозможен. Очень важно постоянно взаимодействовать с обучающимися, создавать атмосферу и динамику, которая будет подталкивать учеников задавать вопросы. Для этого можно использовать камеры, чаты, опросы, но в первую очередь учитель должен чувствовать ответственность за вовлечение учеников в процесс.

В MAXIMUM мы постоянно контролируем вовлеченность, знания, навыки и успеваемость. Все это необходимо, чтобы сформировать у детей чувство ответственности и понимание, что о них заботятся, их сопровождают, им помогают.

Важно не забывать, что обучение — это двусторонний процесс, и учителю предстоит показать свою заинтересованность в том, чтобы донести до ребят новые знания, а не прочесть сухую лекцию и дать горы домашнего задания.
В целом успешность перехода той или иной системы в онлайн-формат — в некотором смысле показатель ее здоровья. Ведь, по сути, в онлайн-обучении надо делать те же фундаментальные вещи (например, заботиться о вовлечении), что и в офлайн-формате. Если у педагога и в классе все с этим отлично, то онлайн-инструменты дадут ему еще больше возможностей.

А если объединить возможности и преимущества онлайна и офлайна плюс использовать различные форматы смешанного обучения, то можно получить очень эффективный и удобный инструмент, масштабируемый на государственный сектор образования.
Зачем государству менять формат?
Фактический провал дистанционного школьного образования не отменяет таких системных проблем, как:
из-за преобразований государственных образовательных стандартов, нацеленных на повышение качества учебного процесса в школах, количество общеобразовательных учреждений ежегодно сокращается;
при этом поток детей, поступающих в школы, растет, из-за чего нагрузка на общеобразовательные учреждения возрастает. Единственно возможное решение для школ — это организация второй смены. Во вторую смену учится 1,9- 2 млн человек ежегодно в период с 2017 года;
также существует проблема качества образования в сельских малокомплектных школах.
На мой взгляд, все это создает идеальную среду для внедрения blended на уровне школ. Это можно будет реализовать через единую систему управления обучением (Learning Management System) и перевода части учебной нагрузки в онлайн.
1
LMS позволит вынести 40−50% учебных занятий в формат вебинара, поэтому школы смогут проводить занятия очно в первую смену для всех своих учеников.
2
Потенциальный риск новых ограничений из-за пандемии COVID-19 снизится, поскольку LMS позволит оперативно перенести все занятия в онлайн-формат при необходимости.
3
Уроки в лекционном формате могут транслироваться сразу на несколько классов.
4
Онлайн-вебинары остаются в записи и доступны к пересмотру перед решением домашнего задания, что способствует освоению материала.
Открытый финал
Кажется, что полный возврат в офлайн-реальность невозможен. Стоит ли из-за этого страдать, создавать петиции, возмущаться публично и кулуарно? Думаю, что не стоит. Наоборот, надо использовать те возможности, которые открывают нам технологии, и работать над тем, чтобы эффективное и качественное образование стало доступно всем.
Первый документально зафиксированный пример массового дистанционного обучения датируется 1728 годом, когда американский профессор Калеб Филипс организовал курсы стенографии и бухгалтерии через газету Boston Gazette. Он отправлял студентам материалы почтой и таким же образом получал выполненные задания. Идея профессора имела большой успех.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more