ED-БЕСЕДА

Нехоженые тропы нейронных связей

Барбара Окли на собственном примере показывает, что можно свободно пересекать границы предметных областей, развивать математическое мышление, быть педагогом и психологом, инженером и лингвистом. Для этого надо преодолеть житейские представления о том, как правильно учиться.
Юлия Любимцева
Редактор EdExpert
СПРАВКА
Барбара Окли

Профессор инженерных наук Оклендского университета, автор исследований и статей в области нейробиологии, инженерных разработок, психологии обучения; автор популярного открытого онлайн-курса Learn how to learn, лингвист-переводчик, инструктор по инновациям Coursera, автор книги «Думай как математик».
Модус рассеяния
—  Ваш онлайн-курс Learn how to learn невероятно популярен и имеет уже три миллиона слушателей, что вполне объяснимо, поскольку он посвящен развитию сущностной человеческой способности ― способности учиться. Какой результат получают участники курса?
—  Я думаю, что слушатель нашего курса может сделать три важных приобретения. Начать нужно с осознания того факта, что моменты непонимания в процессе обучения ― это совершенно нормально! Определенно, можно изучать новую предметную область без обрушения самооценки и отчаяния по поводу собственной несостоятельности в учебе.

Для этого мы предлагаем в рамках курса специальные техники, разработанные с учетом смены режимов мыслительной деятельности ― режима фокусировки и режима рассеянного внимания. Дело в том, что познавательная деятельность развертывается по универсальной схеме: сначала мы работаем над освоением нового в сфокусированном режиме, усиленно концентрируясь на предмете изучения. Но дальше могут случиться затруднения, которые не следует воспринимать как собственную неспособность учиться. Здесь нужно сделать, образно говоря, шаг назад, чтобы вступил в работу другой модус ― модус рассеянного внимания, а потом вернуться в сфокусированный режим.

Более того, если выясняется, что вам труднее дается обучение, чем другим, это снова не указывает на недостаточную одаренность. Напротив, это может означать, что вы освоите этот предмет более глубоко, чем другой. Очень важно, чтобы во время обучения сформировалось прочное ощущение: я могу это освоить; это нормально, если я не так быстро учусь, как остальные.
Понимание различий между видами памяти помогает контролировать ход обучения
Вторая важная идея ― идея приемлемой прокрастинации в обучении. Психологи рекомендуют много техник, которые помогают учиться эффективнее. Но если нет внутренней готовности учиться и учеба не является приоритетом, то нет надобности в этих техниках ― все равно не уйти от прокрастинации. Эффективные техники, вроде техник тайм-менеджмента, pomodoro techniques, могут помочь, но еще более важно освоить способность концентрироваться без острого переживания собственной неуспешности, чему на курсе уделяется внимание.

В-третьих, курс помогает понять, какое на самом деле значение имеет практика, повторение в обучении, и тренирует умение извлекать из памяти хранящуюся там информацию. По мере прохождения курса студенту становятся очевидны внутренние механизмы и логика этих процессов, не сводимая к простой необходимости напрягаться и концентрироваться на предмете изучения.

Распространено мнение, что обучение связано только с напряжением, со сложной фокусировкой на предмете, который мы пытаемся освоить. Такое мнение рождается из непонимания реальности и природы того процесса, который происходит в мозге во время обучения. Если бы это понимание было, если бы человек мог увидеть, что на самом деле обозначает эффективное обучение, было бы изумление!

И наконец, важно видеть разницу между оперативной, кратковременной и долговременной памятью. Бывает так, что человек воспринимает объект, и это фиксируется в его кратковременной памяти. При этом он полагает, что произошло прочное усвоение и в долговременной памяти. Понимание различий между видами памяти помогает контролировать усвоение информации и ход обучения.
—  Какова, по вашему мнению, природа креативности?
—  Креативность означает, что в определенной области вы знаете достаточно для того, чтобы дать рациональное и квалифицированное суждение в рамках соответствующих тем, при этом вы способны сгенерировать суждение нетривиальным способом.

И вот что происходит по сути: одна система нейронных связей, возникшая в определенном отделе мозга, связывается с другой системой, с которой, возможно, до момента этого инсайта никогда не соединялась. Подобным образом одна идея соединяется с другой, порождая креативный результат.
—  Почему такое соединение происходит?
—  Этот хороший вопрос. Для этого необходим определенный набор знаний. Вот, например, вы хотите составить предложение на чужом языке. Потребуется определенный словарный запас, соединение тех идей, которые у вас есть, со словами, что порождает в итоге новое предложение.

Подобным образом разрабатываются приложения. С одной стороны, вы должны знать все о технической стороне создания приложения, с другой ― в основе должна быть креативная идея. Например, такая идея лежит в основе создания приложения известного сервиса такси Uber: соединить людей, которым нужны услуги такси, и водителей, которые хотели бы эти услуги оказывать. Иными словами, нужно техническое обеспечение и его соединение с потребностью той или иной социальной группы.

И все же остается вопрос: как эта магия осуществляется? Мой ответ: важно сохранять состояние открытого ума и способность воспринять свежие идеи, нужно создавать пространство для инсайта.
—  Несмотря на то, что познавательная способность ― это универсальная человеческая способность, проблема отсутствия или потери мотивации в обучении очень актуальна. Есть ли новые решения этой проблемы?
—  Это, возможно, главный вопрос образования: как замотивировать тех, кто не мотивирован? Определенного ответа на него нет.

Впрочем, одно очевидно: лучшие учителя имеют больше шансов добиться более выраженных результатов, причем даже у немотивированных студентов. Таким учителям удается найти обходные пути создания мотивации и вдохновения даже там, где это, казалось бы, невозможно. Но никогда нет гарантий, что какие-либо педагогические методы сработают на 100%. Технологических решений этой проблемы также нет, и маловероятно, что они когда-либо появятся.
Сделаем, как в Финляндии!
—  Какие из современных образовательных систем, на ваш взгляд, наиболее гармоничны и в большей степени соответствуют специфике познавательной активности человека?
—  Это очень хороший вопрос. Думаю, что совершенной системы нет, и вряд ли она когда-то будет, так как ее создание потребовало бы учета огромного количества факторов.

В поиске такой системы важно действовать с осторожностью. Посмотрим, например, на Финляндию. Ведь ее результаты совершенно по-разному оцениваются в зависимости от способа измерения. Так, по направлениям оценки, предлагаемым PISA, результаты очень высоки, но, по оценке TIMSS, они незначительны. Почему так?

Дело в том, что вопросы, которые предлагаются PISA, варьируются от страны к стране. Специфика этого мониторинга такова, что остается пространство для субъективного решения провайдеров в отборе вопросов. То есть на результате могут сказываться осознанные или неосознанные предпочтения провайдера в выборе подходов в образовании той или иной страны. Соответственно, рейтинг страны может быть выше.

TIMSS не оставляет такого пространства вариаций, давая более прямую оценку уровня сформированности навыков.

Наивно полагать, что можно просто повторить чей-то успех. «Давайте сделаем, как в Финляндии!» не сработает. Не будем забывать, что это маленькая и однородная в социальном отношении и с точки зрения этнического состава страна. Возможно, в масштабах небольшого американского города можно повторить этот эксперимент и получить хороший результат, если приложить все усилия и правильно поставить цель. Очевидно, что проще достичь хороших результатов, работая с небольшой и очень однородной по составу группой.

С большинством стран не так: они совершенно не единообразны, имеют яркую социальную специфику и сложную социальную стратификацию. Так что пытаться просто повторить то, что сделано в Финляндии, ― не лучшее решение.

Многие западные страны, на мой взгляд, преуспели в преподавании гуманитарных наук и социологии, но дисциплины математического цикла там преподаются хуже. Настолько хуже, что если вы студент из Китая, то не сможете пойти в тот же класс в США, потому что ваш уровень будет несопоставимо выше.
Оптимальный подход еще не найден, но в его основу ляжет комбинация лучших образовательных практик Востока и Запада
Эффективны образовательные технологии Азии; рейтинги PISA, например Шанхая, очень высоки. Мы действительно многому можем научиться у некоторых азиатских образовательных систем, например у сингапурской. Тут человеку Запада хочется сказать: вот оно! Да, но не уничтожит ли простое решение о заимствовании нашу собственную креативность?

Кроме того, образовательные системы этих стран сталкиваются с другими трудностями. Огромное уважение к учению, учителям, традиционное почитание авторитетов оборачивается излишней нормативностью, когда студент, например, не способен критиковать, говорить нечто, не соответствующее ситуации, видеть что-то иначе. А ведь это важный элемент креативности! Так излишнее почитание авторитетов не дает развиться креативности.

Таким образом, оптимальный подход еще не найден, но в любом случае в основу его ляжет комбинация лучших образовательных практик Востока и Запада.

Заслуживает внимания подход в организации образования, который практикует Южная Корея. В этой стране традиционно большие классы, но учителя подготовлены исключительно хорошо. Видимо, они делают ставку именно на высококвалифицированных учителей, усиливая их позицию лучшими технологиями. С этим трудно не согласиться: лучше один отличный учитель, обучающий класс из 50−60 человек, в помощь которому ― технологии, чем маленькие классы с менее квалифицированными учителями. Онлайн-обучение в этой ситуации может помочь педагогу соответствовать новейшим идеям в его предметной области.

Как интегрировать онлайн-образование в традиционный процесс? Учитель может взять пятиминутное видео, посмотреть его со студентами, предложить обсуждение вместо того, чтобы вводить новый материал самостоятельно. Так мы уменьшаем нагрузку на учителя и обеспечиваем студентам максимальное качество подачи учебного материала.
Соблазн технологий
—  Как получить исключительные результаты в обучении? При каких условиях, на ваш взгляд, такие результаты возможны?
—  Всегда главный фактор высоких результатов ― это хорошие учителя. У меня нет, к сожалению, волшебной формулы, магической технологии или супероборудования, которые позволяют повысить результативность обучения.

Более того, я не считаю, что новейшие цифровые технологии могут сотворить чудо. Технологии очень помогают скорректировать обучение в сторону большего соответствия природе познавательной активности человека, но не будем все же впадать в соблазн технологического решения всех проблем.

Очень хорошо налаженный образовательный процесс по-прежнему может существовать и при минимуме технологий.

Впрочем, одно соображение на этот счет у меня есть. Мы не можем научить детей всему. А для своих детей мне и вовсе не хотелось бы быть матерью-надсмотрщиком. Это, может быть, и неплохо иногда, но не мой подход. Так что я демонстрировала несгибаемую стойкость со своими дочерями только в одном вопросе. Я требовала каждый день (за редким исключением) дополнительных 20 минут занятий математикой, которая дает аналитические навыки и мыслительные операции, что необходимо для любой профессиональной деятельности.

Одновременно с этим дети выбирали любые занятия по душе: музыку, танцы, гимнастику, языки ― что угодно. Это были их инициативы и собственный интерес, так что мне не приходилось прибегать к принуждению. А вот ежедневные дополнительные занятия математикой требовали именно принуждения. Результат оправдал ожидания. Так, старшая дочь, не имея никакой склонности к математике, получила медицинское образование в Стэнфордском университете.

Таким образом, формула получения значимого результата в моей практике ― это систематическое микроусилие, направленное на развитие базовых аналитических способностей.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: