Постепенно я понял, что база для любых инноваций ― образование, и стал интересоваться новыми подходами в обучении.
Почему у нас большой человеческий капитал, но это мало отражается на развитии экономики страны? Все дело в функциональной грамотности. У нас в коробку под названием «школа» приходят талантливые дети, которые готовы выучить все языки мира, освоить любые области знания. Однако измерения функциональной грамотности PISA показывают, что эти же дети не могут при заданных параметрах помещения сказать, сколько обоев потребуется для его оклейки, не могут объяснить физический смысл формул или применить их на практике.
Поэтому одна из задач EdCrunch ― обновлять учебный контент и направлять устаревающие педагогические практики в новое русло, которое открывают цифровые технологии. Кругом водоворот цифровизации, но образование ― консервативная область, там все еще только начинается. При этом мы отдаем себе отчет, что нельзя все валить на несчастных учителей и школу, делегируя им полностью ответственность за образовательный результат. Ресурсы и системы общего образования и государства ограниченны. И ресурсы учителя ограниченны: 30 детей, 45 минут урока ― и уровень зарплаты соответствующий. Тут, на мой взгляд, не обойтись без осознанного родительского участия в развитии детей и, конечно, усилий самого ребенка. Я имею в виду культуру самообучения, постоянного саморазвития, которая у нас практически отсутствует.
Но в центре школьной системы все же учитель, в обход этой фигуры ничего в школе не получится. Если в университете недостаточно квалифицированные профессора или кафедры могут быть замещены онлайн-курсами ведущих университетов или профессоров, то в школе это сделать невозможно. Она, в отличие от университета, длинная, по конституции обязательная, и оттуда не отчисляют. У школы нет выбора, кроме как бороться за внимание и мотивацию, которые после начальной школы у детей драматически падают, лишь немного восстанавливаясь в старших классах ввиду необходимости сдавать ЕГЭ, ОГЭ. Наша же задача ― вооружить учителя всеми инструментами, сервисами, расширить ему кругозор, чтобы он имел равные шансы в этой борьбе за внимание. Но учитель в одиночку тоже не обеспечит изменений, сработает только системный подход и работа в нескольких направлениях. Мы видим пять ключевых направлений, которые обеспечат цифровую трансформацию школы.