ФИНГРАМОТНОСТЬ. ПРОДУКТ

Как набрать миллион учеников к концу года

Марина Шилкина — основатель и руководитель частных детских садов «Филиппок» и школы «Лидеры». Первый сад появился в 2006 году в Самаре, а потом вырос в сеть из более чем 30 учреждений в разных регионах.

В 2012 году Марина стала автором проекта «Билдинг-сад», который позволил частично уравнять в условиях финансирования муниципальные и частные сады. Проект получил поддержку Агентства стратегических инициатив.

EdExpert попросил Марину рассказать о ее нынешнем проекте — бизнес-школе BusinessFox, которая уже к концу 2021 года должна стать лидером в финансовом образовании детей.
Марина Шилкина
основатель и руководитель частных детских садов «Филиппок» и школы «Лидеры»
Без лишних упрощений
Современным детям нет нужды объяснять многие вещи, с которыми их родители столкнулись только во взрослом возрасте. Они знают про кредиты, про цены на товары, про наличный и безналичный расчет, про то, что деньги надо зарабатывать. Сам наш проект вырос из вопроса моей четырехлетней дочери: «Мама, а где я могу заработать деньги?» И уверена, с этим вопросом сейчас подходят к своим родителям тысячи детей по всему миру.

Для современных мам и пап не стоит вопрос, нужно ли детям уметь обращаться с деньгами, эти предубеждения скорее характерны для предыдущего поколения — бабушек и дедушек нынешних детей. Но при этом разве не мечта каждого родителя, чтобы ребенок вырос самостоятельным, мог принимать решения. Без знаний о финансах и бизнес-процессах сложно добиться успеха.

При этом в вопросах воспитания у всех мам и пап есть свои представления, с которыми надо считаться. Это я могу с уверенностью сказать по опыту работы сети садов «Филиппок», которой управляю уже 16 лет.
Кстати, те самые предрассудки о детях и деньгах приводят к тому, что некоторые родители, чья специальность не связана с бизнесом, теряются в терминах, предназначенных в нашем курсе для дошкольников. Мы не стараемся упрощать терминологию, больше внимания уделяем именно объяснениям. Поэтому уже в самом начале курса можно встретить, например, понятие «толерантность». Чтобы разобраться, дети под руководством ментора решают настоящие бизнес-задачи. Наша ответственность — сделать так, чтобы сложность этих задач возрастала постепенно, но постоянно. Кроме того, у нас в компании работают игротехники, которые отвечают за то, чтобы у ребенка сохранялась мотивация проходить следующие уроки, осваивая новое образовательное содержание в формате, приближенном к игре. То, что мы сразу говорим о достаточно сложных вещах, не означает, что мы пренебрегаем физиологией. Занятия у самых младших длятся меньше получаса. Если есть желание что-то отработать дополнительно, то к услугам ребенка онлайн-курс.
Недостаток знаний взрослых — следствие того, что в России нет выстроенной структуры бизнес-образования. Естественно, перед тем как выйти на рынок, мы смотрели на конкурентов и обратили внимание на то, что все предлагаемые продукты — краткосрочные. Но несколько месяцев и даже лет — недостаточное время для знакомства с инструментами, терминами и техниками взаимодействия. Поэтому мы решили сделать максимально подробный курс, рассчитанный на 13 лет обучения.

Уже на уровне восьмого класса ученики знакомятся со SWОT-анализом. В нынешней системе образования это часть программы экономических вузов или даже MBA. Но опять же: если мы сумели выстроить курс так, что дети в школьном возрасте уже доросли до этих понятий, то зачем лишний раз все упрощать?
Офлайн пока важнее
При этом нам важно обеспечить возможность «входа» в курс для детей и подростков старшего возраста. Для этой цели мы используем онлайн-приложения. То есть основное назначение онлайн-образования в нашем случае — это именно поддержка офлайн-курса, выполнение домашних заданий или изучение предыдущих блоков. Ученики, которые по тем или иным причинам захотят учиться только самостоятельно, скорее всего, получат от участия в нашем проекте чуть меньше.

Это идет немного вразрез с современными тенденциями, но офлайн мы имеем больше возможностей влиять как на системность занятий, так и на мотивацию. Детям важно получать подарки и ощущать свою принадлежность к социуму. Поэтому на каждой ступени наши учебные материалы мы упаковываем по возрасту. Для младших это забавный рюкзак с ушками, для старших — более строгие рюкзаки. Дети, которые занимаются онлайн, просто не получат этих материалов, этого дополнительного стимула, что не очень выгодно для нас. Поэтому приложения мы оставляем в качестве дополнения, где можно посмотреть предыдущие части курса, но при этом так же, как и в офлайн, заработать деньги.
Одна из важных составляющих нашего курса — формирование навыков успешной коммуникации. Это одно из преимуществ проекта с точки зрения методологии, но также важная часть навыков, без которых невозможно вести собственный бизнес. Отработать их онлайн тоже невозможно при всем желании.
В Москве и регионах
Наш продукт ориентирован на детские сады, школы и учреждения дополнительного образования. Однако мы понимаем, что этот сектор неоднородный. Обычно плата за проект назначается в зависимости от величины города, в котором будет территориальный представитель. Но в детском дополнительном образовании такой подход, на наш взгляд, неприменим.

Дело в сложившейся традиции. В некоторых российских миллионниках плата за дополнительное образование в разы ниже, чем, допустим, в столице. Предлагать партнерам платить здесь по московским меркам просто нерационально.

Поэтому, прежде чем начать общение с каждым потенциальным участником нашего проекта, мы внимательно разбираемся в стоимости дополнительного образования в конкретном регионе и только после этого садимся за стол переговоров. Еще один важный вопрос для обсуждения — возможность знакомства с реально действующим бизнесом в регионе. В рамках курса наши ученики осваивают разные виды деятельности, но только теоретического обучения, конечно, недостаточно. Поэтому мы стараемся вдохновить наших партнеров на сотрудничество с ведущими предприятиями региона для организации экскурсий, мастер-классов и иных форм взаимодействия. Курс ни в коем случае не может быть оторван от реальности. Это наш принцип.
10 ФАКТОВ О BUSINESSFOX

Проект реализуется для четырех возрастных групп: первый уровень — 5−7 лет, второй уровень — 7−11 лет, третий уровень — 11−15 лет, четвертый уровень — 15−18 лет.

Ученики могут зарабатывать реальные деньги. Дошкольники получат около ста рублей в месяц, ученики — создатели собственного бизнеса могут заработать до 9000 рублей в год.

Программа направлена на решение настоящих финансовых задач: ученики зарабатывают с первых занятий, формируют навыки эффективных коммуникаций, работают над личными проектами.

Проект получил все необходимые лицензии, поэтому по окончании курса выдается диплом о дополнительном образовании.

Проект предназначен для действующих детских садов и школ, а также учреждений дополнительного образования.

В большей степени проект ориентирован на сетевые проекты, однако возможно сотрудничество и с небольшими игроками рынка в форме представительства интернет-магазина.

Окупаемость франшизы, по расчетам аналитиков BusinessFox, составляетдва месяца. Курс способен увеличить прибыль учреждения дополнительного образования на 40−50%. А саму франшизу можно купить за счет государства.

Онлайн-формат BusinessFox реализован в виде приложений для iOS и Android. Однако, как и в случае с офлайн, для прохождения курса нужно участие ментора.

Курс сопровождается специальными настольными играми, которые направлены на развитие бизнес-навыков. Игры делятся на категории: домино, лото, сюжетно-ролевые игры, карточные игры, кубики, игры-пазлы, стратегии.

Курс подразумевает знакомство с различными профессиями. Сейчас в программе содержится информация о 600 различных видах деятельности.
По нашим расчетам, в каждом миллионнике должно быть 500 бизнес-школ, для небольших городов есть отдельная программа представительства интернет-магазина. А наша цель с точки зрения продаж — один миллион личных кабинетов в нашей системе уже к концу 2021 года.

Мы уже ведем переговоры с большинством крупных сетей, известных в столице, но готовы к появлению новых партнеров со всей России. Наш проект дает детским садам, школам и организациям дополнительного образования возможность расширить спектр своих услуг. Уверена, что качество продукта позволит получить больше хороших отзывов от родителей. Так что в итоге BusinessFox внесет вклад в развитие всей системы образования.

Мы уже присутствуем в Дубае — для этого не потребовалось адаптации, курс популярен среди семей, где один из родителей русский. BusinessFox дает возможность детям из таких семей и учить язык, и получать образование.

К нам уже обращаются люди, которые заинтересованы в выводе продукта на американский рынок. Но, учитывая объем учебных материалов, это небыстрое дело, мы вряд ли успеем перевести курс раньше следующего года.
Отдельный вектор развития — сотрудничество с государством. Министерство образования Московской области предложило нам использовать часть курса в качестве программы для специализированных классов в этом регионе. Проект будет экспериментальным, поэтому говорить о его итогах до следующего года рано. Так что это направление развития пока остается в виде пробного варианта.
Истории успеха
Для малышей главный интерес в нашем проекте — возможность заработать собственные деньги, для ребят постарше — стажировки в крупных компаниях. Но бизнес-школа все-таки должна ориентироваться не на создание каких-то внешних бонусов для учеников.

Для педагогов мы создаем закрытое сообщество менторов, где они могут обмениваться опытом.

У нас много примеров, когда дети по ходу нашего курса проявляли инициативу, потом открывали собственные бизнесы. У одной девочки уже в девять лет есть собственный интернет-магазин, который приносит пассивный доход в размере 60 тысяч рублей в месяц, другая уже в 12 лет специализируется на торгах на бирже и свободно владеет терминами, которые недоступны большинству взрослых. Такие успешные ученики — наш важный актив. Помимо того, что своей деятельностью они делают нам рекламу, мы еще прибегаем к их услугам в качестве менторов. Дети всегда склонны повторять за своими ровесниками, стараться превзойти других детей. Поэтому каждый наш ученик может быть уверен, что в рамках проекта мы будем делать максимум для его развития.
С детьми очень важно говорить честно, поэтому если мы обещаем, что они смогут заработать в нашем проекте, то должны держать слово. Но изначально наша целевая аудитория — это все-таки родители. Поэтому в нашем интернет-магазине, где дети могут потратить заработанное, нет «вредных» товаров — сладостей или бесполезных игрушек. Я сама не ограничивала и не ограничиваю своих детей в выборе, но понимаю, что для многих родителей вопрос траты заработанного тоже имеет значение. Поэтому над ассортиментом товаров наша команда работала отдельно.

При проектировании такого объемного курса практически каждый нюанс требует усилий для его проработки. Создание полезного и интересного интернет-магазина, получение всех необходимых лицензий (чтобы работать с дошкольниками и школьниками, нужны разные документы), развитие проекта — все это требует людских ресурсов.

Кроме того, мы создали собственное телешоу, которое должно привлечь к нашему курсу дополнительное внимание. Такой основательный подход тоже часть плана для достижения цели — миллиона личных кабинетов к концу года.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще