НЕШКОЛА. ЛАУРЕАТ
Философия Хрюгге
Крупнейшую образовательную премию получил проект, который никого и ничему не учит
В скандинавских языках есть понятие «хюгге», которое означает смесь ощущений комфорта, уюта, безмятежности, благополучия и удовлетворенности. В дагестанском селе Хрюг уже почти два года испытывают такие же чувства в отношении воспитания своих детей.
Мария Кравченко
Редактор журнала EdExpert
Не догонять
Ради чего родители вкладывают деньги, время и силы в образование детей? Чтобы их сын или дочь поступили в хорошую школу, окончили престижный институт, нашли высокооплачиваемую работу. При этом на протяжении последних 100 лет символы суперблагополучия меняются, как стеклышки в калейдоскопе: дубовый кабинет с секретарем и селектором, офис в небоскребе с видом на Нью-Йорк (Париж, Лондон, Чикаго или Буэнос-Айрес), таунхаус в Силиконовой долине, большой дом в пригороде мегаполиса с аккуратно подстриженным газоном. Главный сегодняшний тренд — пляж на Бали, откуда якобы работают все программисты, дизайнеры и продуктовые аналитики.
Но вот прогнозы по яркой картинке завтрашнего дня выглядят неопределенно. Похоже, lifelong learning вообще не предполагает вершины, на которой можно остановиться. И это поняли люди из села Хрюг на высоте 1242 метра над уровнем моря.
— Мы не стремимся догнать или перегнать городские школы, — говорит попечитель благотворительного фонда «Просвещение» Абдулжелил Абдулкеримов. — Нашим детям нужно совершенно другое. То, что даст им возможность смотреть на современный контекст и будущее через те изменения, которые происходят прямо сейчас. Ни в селе, ни в городе для такой концепции нет соответствующей среды. Мы стремимся ее создать. Мы сделаем так, как должно быть на всей планете.
Luminary — производное от латинского lumen — «свет». «Люминарием» мы называем человека, чье поведение, достижения и ценности указывают путь людям
Лес, горы, 30-метровый водопад, озеро — источник соды, мечеть XVII века, старинный сельский квартал и администрация Актынского района Дагестана «отвечают» за традиционное окружение. Образовательный центр Luminary с собственным лекторием, обсерваторией, библиотекой, медиатекой и амфитеатром на открытом воздухе формирует современный контекст.
Архитектурную концепцию центра разрабатывало бюро Archiproba Studios. На базе недостроя 2000-х команде удалось создать элементы современной технологичной архитектуры и одновременно уважительно отнестись к материальному наследию и традициям. В итоге сакля примыкает к лекторию из стекла и бетона.
Так выглядит лекторий
Стоимость центра, который открылся 15 мая 2018 года, — 80 миллионов рублей. Для тысячи подростков Актынского района обучение было и остается бесплатным.

Но, конечно, говоря о среде, в центре имеют в виду не только интерьеры и оборудование. Пожалуй, лучше всего о процессе ее формирования высказался российский футуролог Павел Лукша:
— Некогда в акселераторах стартапов был выявлен «эффект кофемашины». Если создать нужную атмосферу в определенной зоне, то именно там чаще всего собираются представители разных команд, разговаривают, обмениваются мнениями. Из этого неформального общения возникают интересные коллаборации и проекты. Лидеры нового образования должны уметь как пользоваться такими ситуациями, так и создавать их.
Но как сделать так, чтобы просветительский центр стал напоминать пространство вокруг огромной кофемашины, в котором обсуждаются актуальные вопросы современности?
Не учить
Основная программа центра складывается из двух направлений. Постоянно проводятся занятия по иностранным языкам, программированию и другим дисциплинам, требующим системного подхода. А под предметы для общего развития выделены ежемесячные модули. Февраль в центре был посвящен саморазвитию, в марте переключились на дизайн-мышление.
— Девиз центра: «Мы никого ничему не учим!» — говорит Абдулкеримов. — Мы показываем тренды, векторы развития, направления, чтобы человек принимал осознанные решения. Мы считаем, что главная проблема — это просвещение, но забываем, что на самом деле причиной вызовов является поведение человека. А просвещение, наоборот, — основа решения всех глобальных проблем.
Абдулжелил Абдулкеримов получил престижную награду «За самый вдохновляющий пример реализованного проекта, утверждающего школу в роли центра социума»
Любопытно, что тема именно просвещения, а не образования имеет в селе Хрюг исторические корни. Раньше в каждом городском квартале существовали кимы — собрания, на которых люди говорили о новостях, сельскохозяйственных работах, заготовках, животноводстве. Все мужское население ежедневно посещало кимы. При этом образование шло своим чередом, сначала через мечети. В 1907 году местный алим Молла Магомед построил на своем участке на собственные средства одноклассную светскую школу.
— Мы пытались внедрить наши идеи в существующую систему образования, но неудачно, — рассказывает Абдулкеримов. — Мой отец более пятидесяти лет работал учителем русского и литературы, был директором школы. Он заслуженный учитель, деятель просвещения СССР, отличник просвещения РСФСР, заслуженный учитель Дагестана, человек, который всю жизнь посвятил детям. Благодаря отцу был сформирован фонд «Просвещение». В итоге мы нашли формат, в котором можем продолжать его дело. Это вдохновляет очень сильно.
Не останавливаться
На сайте центра есть раздел, посвященный люминариям. В нем соседствуют портреты Махмуда Абдулкеримова и Юрия Гагарина, Махатмы Ганди и Илона Маска, Конфуция и Альберта Эйнштейна.

Идея центра заключается не только в том, чтобы учить детей собственными силами. В гости к ребятам приезжают практики-специалисты. Сейчас им предоставляется специальное помещение. В дальнейшем, при разработке следующих центров, гостям понадобится больше места. «Люминарии» настроены принимать целые команды профессионалов.
Ученики Luminary
— Luminary — производное от латинского lumen — «свет». «Люминарием» мы называем человека, чье поведение, достижения и ценности указывают путь людям, — объясняет Абдулжелил Абдулкеримов.
Любопытно, что примерно так же, на собственном примере, должен преподавать учитель в новой системе образования, по мнению футуролога Лукши:
— Если учесть, что речь идет про образование на протяжении жизни, то нынешних форматов — как в офлайне, так и в онлайне — просто не хватит для удовлетворения потребностей всех обучающихся. Так что в ближайшее время можно ожидать появления новых технологий. А всю совокупность новых и старых форматов обучения мы называем образовательной экосистемой.
Не заставлять
Содержание Luminary с учетом работы местной команды, менторского центра в Москве, приездов резидентов из других городов обходится примерно в 400−500 тысяч рублей в месяц. В планах открытие новых центров в России и за рубежом. И не только собственными силами. От потенциальных партнеров в Luminary ждут не только финансовых вложений или филантропии.
Село Хрюг находится на высоте 1200 м над уровнем моря
— Мы помогаем: даем весь формат оперирования таким центром, готовы сопровождать управление, — поясняет Абдулкеримов. — Но мы находим людей, готовых вместе с нами развивать этот проект. То есть мы готовы стать «одним из» подобных центров. Это больше про горизонтальное развитие, чем про вертикальное. Потому что я не верю в масштабное развитие вертикально расположенных проектов.
И это снова совпадает с видением футурологов, которые говорят о том, что для создания новой образовательной системы новые форматы должны развиваться по горизонтали, взаимодействовать с другими учебными заведениями, создавать с ними устойчивые образовательные связи, входить в единый ритм. И только тогда у учеников будущего появится возможность самостоятельно выбирать траекторию своего обучения.
***
В Дагестане есть пословица про уроженцев села, где расположен центр Luminaryа: «Хрюгец делает узлы на просе». В том смысле, что любой спорный вопрос может решить в свою пользу. Для выпускников центра время попробовать свои силы в международной или российской коммуникации еще не настало. А вот руководство уже демонстрирует соответствующие качества.
В Luminary есть настоящая обсерватория
В феврале Абдулжелил Абдулкеримов стал обладателем премии Rybakov Prize. Жюри выбрало именно его из 16 финалистов, в числе которых были проекты из России, Вьетнама, Малайзии, США, Сингапура. В состав международного жюри входили вице-президент Terawe Corporation Стивен Даггэн, главный редактор Forbes USA Рэндалл Лейн, глава департамента по образованию Всемирного банка Гарри Патринос, основатель Mission Education Викас Пота, директор Queen Rania Teacher Academy Осама Обеидат, основатель и исполнительный директор Educate Girls Сафина Хусейн, основатель и глава Wildberries Татьяна Бакальчук, президент Global Venture Alliance и владелец Forbes Россия Магомед Мусаев, гендиректор QIWI Сергей Солонин.
Вместе с признанием Абдулкеримов получил премию в миллион долларов. По условиям конкурса он должен потратить не менее 90 процентов на образовательную деятельность.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: