Своими руками:
как дети меняют школьный интерьер

Расписать стены, создать большую оранжерею, придумать дизайн клумб, обустроить комнату для отдыха в стиле лофт — современные школьники не скупятся на смелые идеи и сами их воплощают в жизнь.
Арина Шабанова
Как все начиналось
В прошлом учебном году активно обсуждалось исследование школьного пространства, проведенное Московским городским педагогическим университетом (МГПУ). В нем участвовало 59 школ Москвы. В каждой эксперты анализировали среду обучения по 7 показателям: эргономичность, меблировка пространства, соблюдение принципов здоровья и безопасности, наличие зон для активностей, комфортная среда для детей с ограниченными возможностями, возможности взаимодействия между педагогами, родителями и школьниками.

Результаты показали: детям не хватает условий для творчества и общения, столовая, раздевалки и пустые коридоры вызывают чувство гнева и опасности. Кроме того, ученики заявили, что с удовольствием готовы участвовать в редизайне школы, наполняя ее своими проектами и свежими идеями по благоустройству.
Об опыте столичных школ
Природные уголки
В школе № 1392 им. Д. В. Рябинкина ученики стали изучать азы садоводства в школьной оранжерее «Зеленый ковчег». Они выращивают цветы, кустарники, деревья, ухаживают за экзотическими растениями. Площадь теплицы 224 кв.м. разделили на четыре части по сторонам света. Коллекция растений пополняется согласно ареалу их обитания. На Востоке растут японские клены и домашние цветы, родина которых — Китай и Япония. Юг представляют авокадо, эвкалипт и розмарин. Саженцы ребята принесли из дома. Некоторые растения — диффенбахия и монстера — переехали из школьных классов.

Ребята придумали и соорудили мини-пруд. Перед его строительством перерыли гору материалов, изучали растения в прудах, устройство искусственных водоемов, применили знания на практике. Сейчас пруд уже активно используется на уроках биологии — вместе с учителем дети рассматривают в микроскоп его обитателей: живые организмы дна, среднего слоя и поверхности. А на газоне оранжереи можно круглый год проводить школьные праздники.
Заполнить оранжерею дети планируют не только растениями, но и проектами — благо, у подрастающего поколения идей предостаточно. Например, проект «Бизнес-леди». По легенде, успешная бизнес-вумен, чью роль взяла на себя одна ученица, занялась выращиванием рассады и ландшафтным проектированием. В ее штате сотрудники-сверстники, они ведут подсчет расходов и прибыли, выращивают рассаду для пришкольного участка, набирают новых сотрудников, обучают их. Так, оранжерея стала моделью малого бизнеса, где дети получают опыт, который, безусловно, пригодится им в жизни.

Проект теплицы на крыше, появился и в школе № 1354 «Вектор». Разработали его десятиклассники инженерных и медицинских классов. В теплице собираются выращивать стевию — южноамериканское растение, естественный заменитель сахара.
Эксперименты в дизайне
Старшеклассники все той же школы № 1354 нашли интересное решение в области дизайна — и в школе появилась рекреационная зона в стиле лофт. В интерьере сплошь кирпичная кладка, серые стены и мебель цвета металлик, что отличает это современное минималистичное направление. Педагогический коллектив и управляющий совет школы одобрили креативную идею. В стенах учебного заведения создали уникальное пространство, а во время работы над новым пространством, где комфортно проводить досуг, устраивать выставки и концерты, между детьми и взрослыми наладилось неформальное общение.
Школа не в первый раз реализует в своих стенах дизайнерские проекты. Дети уже расписывали стены цветными фигурами зебр, создавали дизайн итальянских двориков и мозаичные панно, похожее на морское дно, украшали школу рисунками сказочных лесных жителей и инсталляциями с растениями. Удивительно, но это была полностью инициатива детей средних и старших классов. Они придумывали сюжеты и в воплощении идей даже не обращались за помощью — сами красили стены, рисовали животных, выкладывали облицовочным камнем полы.
Свобода самовыражения
В школе № 2065 даже выбор цвета стен не остался без участия ребят. Детям предложили анкетирование с вариантами разных цветовых палитр. Узнав их мнение, несколько этажей школы выкрасили в выбранные оттенки. А на первом этаже для буккроссинга появилась целая инсталляция. Для проекта обмена книгами «Книговорот» дети на уроках технологии придумали полки: из листов фанеры вырезали дерево, на стволах которого и расположилась художественная литература. Под ним нарисовали Алису из Страны Чудес в человеческий рост, Чеширского Кота и других персонажей Кэрролла — весь этаж превратился в загадочный лес, где регулярно проходят театральные представления, библиотечные мероприятия и открытые чтения.
Также дети выбрали зоны для рекреации, которых им не хватает. По их желанию появилось удобное место для танцев, куда школьники приносят колонки на переменах, театральный класс с обустроенным подиумом-сценой и комната для настольных игр с шахматными столами и мольбертами для рисования.

Помимо внутреннего обустройства школы, ученики создают и ландшафтный дизайн возле школы. Каждую весну проходит акция, школьники предлагают проекты клумб. Они выбирают растения, рисунок, цветовое решение, победившие эскизы дети воплощают в жизнь на уроках технологии. Кроме того, районная администрация предложила школьникам проектировать клумбы для главных аллей района.
Арт-объекты своими руками
В школе № 2025 креативные ученики занимаются в «Школе дизайна и проектирования». Юные художники изучают новые техники и стили, а результаты их труда видит вся школа. Так, дети в дар учителям создали граффити. Юным дизайнерам помогает уличный художник Кирилл Беликов. Каждый проект сначала находит смысловое содержание, потом визуальное — вместе с художником был создан графический набросок будущего стрит-арта, потом ученики приступили к работе. Их далеко идущим планам позавидует любой: дети уже разрабатывают дизайн собственной студии и кафе.

Популярнее всего — эксперименты со стенами. Школу № 1788 украсила инсталляция. Дети гуашью расписали стены лестничного пролета рисунками рыб, морских коньков, кораллов. Школьники при этом овладели всеми этапами профессионального художественного ремесла — от эскизов до масштабной проекции рисунков на стене. Идея преобразить пространство школы появилась давно: ученики всех классов сначала импровизировали на тему «Город открытых сердец» у кабинета ИЗО, потом по мотивам русских сказок оформили стены у библиотеки.
Места для отдыха
Детскими усилиями, но не только, в школах появляются новые пространства. К примеру, в школе № 1570 открыли медиарум для отдыха, где школьники играют в настольные игры, смотрят видеофильмы, обмениваются книгами, записывают телесюжеты и радиопрограммы. Для комнаты отдыха выделили эргономичное пространство, это место стало простором для творчества детей. Интерьер выполнен в яркой палитре, среди мебели — удобные пуфы, столы для игры в настольный футбол и шахматы. На стене — аппликация в виде сакуры с ветками, символизирующими знания. В медиаруме проходят редколлегии детской телестудии, съемки репортажей и записи радиоэфиров.
О результатах практики в школах
Эти примеры показывают, как важно давать детям возможность творить и самим обустраивать место, в котором они учатся. Ведь только подбирая цветовую палитру нового интерьера, ухаживая за растениями в собственноручно созданных живых уголках, школьники могут ощутить причастность к пространству, в котором проводят большую часть своей жизни.

Кроме того, по мнению психологов, различные виды продуктивной деятельности не только развивают творческие способности детей, но и формируют эмоционально-положительное отношение к действительности. Все эти качества личности можно успешно развивать, предоставляя детям чуть больше свободы в их самовыражении и желании сделать мир вокруг себя лучше.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more