ШКОЛА. SOFT SKILLS

Как и зачем учить теории познания?

Сегодня все больше говорят о том, что школа должна не только формировать фактические знания, но и учить рассуждать, находить несоответствия и противоречия в потоках информации. Но развивают ли критическое мышление в современных школах? Этот вопрос пока остается открытым. Теория познания — дисциплина, направленная на развитие критического мышления, пока не так популярна, как другие предметы. Тем не менее все больше московских школ включает Theory of Knowledge, или, как называют дети этот предмет, ТоК, в учебный план для 9–11 классов.
Раиса Барагян
Руководитель программы среднего общего образования ОЧУ «Гимназия «Сколково», координатор дипломной программы Международного бакалавриата
ТоК чаще всего преподается в рамках дипломной программы Международного бакалавриата или гимназического компонента в федеральной образовательной программе. Это один из позитивных примеров, когда школы организуют учебный процесс с целью подготовить обучающихся к современным вызовам.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году спикеры говорили о критическом мышлении как о ключевом навыке 2020 года. Критическое мышление необходимо, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, обладать самостоятельностью суждений, анализировать информацию и осознанно действовать.

Теорию познания можно сравнить с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, которая опирается на теории Джона Дьюи, Жана Пиаже и Льва Выготского о «деятельностном» обучении.

Из всех определений критического мышления мне больше всего нравится это: «Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения». Возможность развивать критическое мышление — важная альтернатива шаблонным заданиям ЕГЭ, в которых, как известно, творческая составляющая сведена к минимуму ради максимально объективной оценки по четко заданному алгоритму.
Специфика преподавания
Учителю теории познания нужно выбрать вопросы, которые находятся на пересечении нескольких областей знания, определиться с центральным вопросом урока и быть готовым к тому, что, возможно, ответ на вопрос найти так и не удастся либо мнения обучающихся будут сильно различаться.

Вопросы, связанные с познанием окружающего мира, сформированы таким образом, что на них нет единого правильного ответа. Задача преподавателя — оценить не само мнение, а аргументы, которые студенты приводят в защиту своей позиции. Нередко хорошо аргументированная позиция ученика может отличаться от собственного мнения учителя. В таком случае учителю самому нужно проявить навыки критического мышления и постараться быть объективным. Материалы (тексты, видео, аудио) подбираются таким образом, что основную ценность несет не фактическая информация, которую должен усвоить обучающийся, а навыки, которые он приобретет, анализируя противоречивые сведения. Как писал известный деятель международного образования Лэнс Кинг, главная задача учителя заключается не в передаче информации, а в развитии навыков учеников.
Экзамен по теории познания
В качестве итогового задания студенты делают презентацию и пишут эссе. Вот некоторые темы эссе, которые организация Международного бакалавриата определила на ближайшую экзаменационную сессию в мае 2019 года:

  • Качество знания лучше всего измеряется количеством людей, которые это знание принимают (разделяют). (The quality of knowledge is best measured by how many people accept it.)
  • Производство знания — всегда командная задача, а не результат работы одного человека. (The production of knowledge is always a collaborative task and never solely a product of the individual.)
  • Всегда ли хорошие объяснения оказываются правдивыми? (Do good explanations have to be true?)
Студенты рассматривают данные вопросы в разных областях знаний и в связке с разными способами получения знания: язык, воображение, интуиция, эмоции, разум, чувственное восприятие.

В реализации данного подхода, главное, также формировать у детей внутренний стержень. Подростки должны быть хоть в чем-то уверены. Если детям покажется что «истины нет», а «любое событие можно трактовать двояко», они могут почувствовать себя уязвимыми. Именно поэтому данный предмет предлагается в старших классах, когда обучающиеся уже имеют некоторый жизненный опыт, ценностные ориентиры.

Если ребенок эрудирован и не боится преодолевать трудности, он вполне справится с программой курса, научится мыслить абстрактно, его будет трудно загнать в тупик, он лишний раз спросит себя: «А почему я должен этому верить? А если посмотреть на это с другой стороны? А вдруг это ложное умозаключение, ложная аналогия или ложная дилемма?» Ребенок научится использовать язык как средство убеждения, усовершенствует навыки публичных выступлений и ораторского мастерства.
Как проходят уроки?
На уроках мы анализируем ситуации из реальной жизни, обсуждаем, к примеру, этические вопросы системы социального кредитования в Китае, использование принципов этической теории Канта в речах президентов, ложные умозаключения, которые применяются для убеждения, и то, как это все связано с восприятием информации в целом, почему люди верят в fake news.

Таким образом, материал для моих уроков используется самый разный, я приношу ребятам распечатанные новости, и мы обсуждаем, могут ли они быть правдивыми или же это fake news. Обсуждали фрагменты из фильма «Плутовство», материалы с известными ложными умозаключениями, подбирая примеры из разных областей наук.

Недавно, например, обсуждали с ребятами исследования когнитивных психологов. Выяснили, что слово «ключ» в немецком языке — мужского рода, в испанском языке — женского, и, согласно исследованиям, испанцы приписывают ключу исключительно феминные характеристики: блестящий, миленький, филигранный. Этот кейс стал стимулом для обсуждения влияния языка на образ мышления и на восприятие реальности. Студенты изучали, как изображают один и тот же объект художники разных стран, пытались понять, в чем причина разного восприятия одного и того же объекта, сопоставляли род слова и его значение в разных языках.
Примеры

1. На уроке обсуждается правдивость статьи под названием Spooky underwater photos reveal Nazi submarine off the coast of Texas.

Реплика ребенка:

— Это статья точно fake news. Ни одно нормальное издание не выберет слово spooky для заголовка.

2. На слайде написано: «У нас больше нет побед. Раньше у нас были победы, но их больше нет».

Ответ ребенка:

— Я думаю, это ложная дилемма, как будто у страны может быть только два состояния: когда победы есть и когда побед нет.

3. Реплика ученика при выполнении задания:

— Если после гражданской войны отменили рабство, это еще не значит, что гражданская война была против рабства. Это логическая ошибка — post hoc ergo propter hoc (после этого значит вследствие этого).

P. S. Что мне как учителю больше всего нравится в этом предмете? Простор для творчества, необходимость держать нос по ветру, возможность чувствовать связь с будущим поколением, ведь вопросы, которые мы обсуждаем на уроке, дают много информации о системе духовно-нравственных ценностей детей, позволяют понять, какие у подростков приоритеты. Особенно интересно наблюдать, как меняются представления о гендерных ролях, как они интерпретируют события, какое у них понимание успешности и счастья.
Используемые источники

  1. Искусство обучаться. Сайт Лэнса Кинга www.taolearn.com
  2. Сайт учителя теории познания Майкла Дунна https://www.ibmastery.com/blog/the-may-2019-tok-essay-titles
  3. Theory of knowledge for the IB Diploma, Cambridge University Press. Teacher's Book by Richard van de Lagemaat
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: