В ЦИФРЕ. ACCESS

Первым делом — подключить

Одна из главных задач цифровизации образования — сделать знания доступными для людей. В первую очередь тем, которые в этом больше всего нуждаются. Как с помощью технологий справиться с этой задачей?
Дмитрий Разумовский
Руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco
Новое неравенство
Технологии помогали человеку адаптироваться к меняющейся социальной реальности во все времена, в особенности в переломные исторические моменты, когда в жизнь отдельного человека и общества в целом приходят существенные перемены или уклад жизни меняется радикально.

Достаточно, например, вспомнить, как после Великой Отечественной войны широкое распространение получили заочные учебные заведения. Страна нуждалась в большом количестве новых кадров для восстановления экономики, развития ее новых отраслей.

Тогда осуществилась своего рода цифровизация: содержание образования стало распространяться в новом формате — в виде книг, брошюр, конспектов. Доступ к знанию таким образом получили люди во всех уголках страны.

Технологии нашей эпохи — это технологии следующего уровня. Печатные материалы превратились в электронные книги, преобразовались в огромные мультимедийные и интерактивные учебные ресурсы.
Без ликвидации цифрового неравенства цифровизация образования невозможна
Но социальная задача осталась прежней — делать образование доступным, «доставлять» его учащимся, которые находятся в разных, в том числе неблагоприятных социальных условиях, в трудной жизненной или даже в экстремальной ситуации. Это дети-сироты, инвалиды и лица с ОВЗ, жители отдаленных регионов, безработные, которым требуется срочная переквалификация. Это люди в местах военных конфликтов и боевых действий. Это взрослые и дети, которые проходят длительное лечение в больнице и не хотят прерывать свое обучение. Люди в местах лишения свободы, которые могли бы обучаться, готовясь к последующей ресоциализации.

Но цифровизация в образовании не может осуществиться в полной мере для всех этих социальных категорий, пока не преодолен цифровой разрыв.

Использование современного учебного контента и сопровождающих обучение инструментов (хотя бы электронных журналов) невозможно без стабильного доступа в интернет. Без него не будет работать виртуальная лаборатория и не откроется электронный дневник. Иными словами, никакие новые средства обучения не будут доступны без развитой инфраструктуры.
Но очень часто именно те незащищенные слои населения, которые больше других нуждаются в доступе к образованию, не имеют и доступа к нормальной инфраструктуре.

Парадокс: 90% детей используют цифровые методы обучения дома, но при этом 5 миллионов школьников по всему миру не имеют широкополосного подключения. Как им учиться, если 70% учителей назначают домашнее задание, которое требует доступа к широкополосному интернету?

С помощью цифровых технологий мы действительно можем решить глобальную проблему равного доступа к качественному образованию. Но для этого надо устранить цифровой разрыв в мировом масштабе, в масштабе страны и в каждой образовательной организации ­— ведь перемены к лучшему начинаются именно с внедрения новых методик, подходов и средств обучения в конкретной организации.

Вклад цифровой академии Cisco в решение этой проблемы — обучение проектированию, созданию, управлению и защите компьютерных сетей.
Познание без границ
Разрабатывая образовательные курсы, академия Cisco ориентируется на следующие современные потребности образования:

  • дать студентам равные возможности в обучении и неограниченный доступ к образовательным ресурсам, независимо от местонахождения учащихся или типа устройства, с которого осуществляется доступ;
  • создать оптимально организованное, обновленное рабочее пространство, в котором повышалась бы продуктивность занятий. Создать безопасную материальную и виртуальную среду кампуса;
  • обеспечить глобальный масштаб подключения. Увеличить потенциальные возможности обучения и преподавания, привлекая к сотрудничеству преподавателей и экспертов по всему миру;
  • способствовать научно-исследовательской деятельности преподавательского состава. Поддерживать инновации и исследования с использованием вычислительных технологий.
Более 1 млн студентов по всему миру обучаются по программам академии Cisco
На этом основании мы разработали стратегию развития цифровизации обучения (Cisco's Digital Learning strategy). Основополагающие идеи этой концепции следующие:

  • Connected Learning. Мы моделируем среду обучения в концепции BYOD (Bring Your Own Device), то есть делаем ставку на мобильность, безопасное использование ресурсов и обучение в любое время, в любом месте, с любым устройством.
  • Learning Spaces. Дизайн образовательной среды предусматривает эффективные механизмы управления образованием с одной стороны и реальные инструменты достижения качества образования с другой.
  • Seamless Classrooms. Обучение не должно ограничиваться временем занятий и стенами учебного заведения, как не ограничена этими рамками познавательная активность человека. Обучение продолжается непрерывно: до занятий, во время занятий и даже после них. На цифровой платформе, куда учащиеся могут обратиться в любой момент, преподаватели размещают предварительные работы, записи лекций, отвечают на вопросы. Эта платформа становится единым порталом взаимодействия в режиме самоорганизации всех участников образовательного процесса.
Для них — и прежде всего для учащихся — на конкурентном рынке образования открыты все возможности обратной связи. По данным опросов Cisco в 2019 году, 78% студентов согласны с тем, что технологии увеличивают шансы успешно завершить курсы. 82% студентов выбирают смешанную среду обучения (Blended Learning).

Эти предпочтения студентов не следует игнорировать, если образовательная организация стремится быть востребованной.

Надо учитывать и тенденции развития образования, которые формируются сейчас. Так, с большой вероятностью можно прогнозировать широкое распространение технологии дополненной и виртуальной реальности (AR/VR).

Автор блога Cisco о цифровизации образования Крэйг Трантер считает, что будущее принадлежит образовательному контенту в формате AR/VR, доступ к которому ученики будут получать посредством QR-кода.

Эксперт отмечает, что VR откроет образованию новые степени свободы и возможностей. С приходом VR особенно сильно изменится практика преподавания естественнонаучных дисциплин, обучение будет в большей степени соответствовать потребности человеческой психики в визуальной стимуляции.
Акцент на доступности
Какие именно практические решения предлагает Cisco? Это образовательные ресурсы, соответствующие мировым стандартам качества:

 — цифровая образовательная платформа Cisco Digital Education Platform, включающая сервисы цифрового обучения;
 — программа профессионального развития для работников сферы образования Cisco Connected Educator, которая мотивирует к обучению в цифровой среде;
 — отраслевые программы подготовки специалистов в сфере ИТ и многие другие программы.

Сегодня более 1 млн студентов по всему миру обучаются по программам академии Cisco; наши ресурсы используют около 11 тысяч образовательных организаций.

Вузы, колледжи и школы 66 регионов России уже внедрили учебные курсы сетевой академии Cisco в учебный процесс в виде модуля основной образовательной программы или реализуют курсы отдельно в рамках программ дополнительного образования.

Что представляет собой на практике обучение в сетевой академии? Студент получает доступ к электронной программе со структурированным теоретическим материалом, тестами, системой видеолекций, а также необходимое оборудование для участия в вебинарах и других учебных занятиях в режиме онлайн.

Студенты больше не ограничены традиционными средами обучения. Они могут черпать знания отовсюду и теми способами, которые нельзя было представить раньше. Преподаватели тоже получают новые возможности: можно внедрять инновации быстрее, чем когда-либо. Можно воплотить в жизнь любую продуктивную и инновационную педагогическую концепцию образовательного учреждения.

Для того чтобы создать уникальный дизайн педагогического процесса, понадобится только доступ в интернет. Со всем остальным академия поможет, начиная с организации среды обучения до предоставления мультимедийного и интерактивного контента, апробированного и используемого в международных образовательных практиках.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more