Впервые попав сюда, сразу ощущаешь: это музей, абсолютно заповедная территория. Здесь можно блуждать часами и потеряться в кабинетах и залах среди артефактов и выставок рисунков, как будто из твоего собственного детства. Здесь все по-прежнему, но, с другой стороны, флагман российского дополнительного образования не терпит консервации.
Елена Мельвиль, директор образовательного комплекса «Воробьевы горы», ядром которого является знаменитый Московский дворец пионеров, рассказывает об искусстве баланса на грани традиции и инновации.
Денис Кравченко
основатель EdExpert
СПРАВКА
Елена Мельвиль
директор образовательного комплекса «Воробьевы горы»
Исправить все
Расскажите про первые управленческие решения. Какие реформаторские идеи были реализованы?
Я действительно пришла во дворец с желанием поскорее все поменять, приблизить к современности. Опыт такой модернизации у меня уже был: до дворца пионеров я возглавляла крупнейший культурно-досуговый центр — Культурный центр ЗИЛ — в период содержательных и формальных перемен.
Первые же усилия на этом пути неизменно встречали ответы наподобие: «Да мы так и работаем» или «Всю жизнь так и делали». Довольно скоро я поняла, что менять что-то принципиально здесь не то чтобы нельзя, а скорее не нужно, а надо приспособить все, что создано до меня, к современным условиям, аккуратно привить новые формы, сохраняя те практики, которые уже сложились и востребованы людьми.
Дворец — это памятник, и его, как любой памятник, можно лишь вписать в меняющийся контекст, приспособить к современному использованию.
Дворец — это памятник, и его, как любой памятник, можно лишь вписать в меняющийся контекст, приспособить к современному использованию
Вы во дворце уже более двух лет. Что видится теперь?
Потенциал, накопленный в советское время, позволил этой организации не быть в числе отстающих сегодня. Это кадровый и ресурсный потенциал, эффективная система педагогической работы.
Модель интеграции общего и дополнительного образования, которая везде сейчас внедряется, во дворце сложилась еще в трудные 1990-е. Тогдашние руководители поняли, что если нужно финансирование, то должны быть ученики, и открыли школу, организовали процесс обучения так, чтобы дополнительное образование работало на повышение академических результатов общего.
По сути, во дворце уже тогда заработали профильные классы по шести направлениям с модульными программами обучения и приглашенными университетскими преподавателями. Только называли эти профили иначе — факультетами.
Капитанская точка
В этом смысле во дворце была уникальная ситуация. В общеобразовательных классах работали те же педагоги дополнительного образования, которые занимались с детьми во внеурочное время. Они готовили супермотивированных детей в университет, к научно-исследовательской работе. Важно было дать этим детям возможность учиться, не отвлекаясь от главного, а главным было именно дополнительное образование.
Сейчас в комплексе начинаются новые процессы интеграции программ дополнительного и основного образования, которые традиционно друг друга мало принимают во внимание. Очень важно, мне кажется, преодолеть ту ситуацию, когда, условно говоря, театральный кружок ставит «Капитанскую дочку» вне зависимости от того, что изучают дети по литературе в этот момент в основной программе. Этому посвящен проект «Учебный день в Московском дворце пионеров».
Мы можем обеспечить целому классу занятия по разным направлениям в малых группах одновременно
У нас прекрасная инфраструктура, спортивная база, хореографические, театральные и концертные залы, база для научно-экспериментальной работы, богатый ботанический сад, живой уголок и еще тысяча возможностей. Мы можем обеспечить целому классу занятия по разным направлениям в малых группах одновременно. Вот где может быть подлинная индивидуализация и дифференцированный подход!
Казалось бы, сейчас в школах есть все для обучения программированию и в целом ИТ-направлению. Но и здесь у дворца спектр гораздо шире. Мы преподаем, например, не просто программирование (от программирования на различных языках, программирования мобильных игр, сайтов, приложений до инженерного программирования и прототипирования), а еще и криптографию, привлекая в качестве преподавателей специалистов Академии ФСБ.
Как вы видите такое сотрудничество? В виде сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательных?
Идеально, конечно, чтобы это была городская программа сетевого взаимодействия, включающая и школы, и другие учреждения дополнительного образования, тем более сейчас, когда город будет вкладывать средства в переоборудование, реставрацию и переоснащение дворца.
Любая школа может спланировать занятия у нас в соответствии со своим календарным планом так, чтобы закрыть все необходимые обязательные часы. А наша методическая задача — смоделировать, ориентируясь на потребности школы, тематический учебный день для класса и с учетом ФГОС, и с учетом наших возможностей.
Какая сейчас востребованность у дворца и какой она будет, если развивать вашу концепцию открытого образования?
Сегодня дворец посещают 10 тысяч детей, не считая учащихся школ и колледжа, а в день здесь бывают до 5000 человек.
И эта цифра, разумеется, увеличится, если мы реализуем все задуманное, коэффициент использования инфраструктуры буквально удвоится, что, конечно, поставит перед нами сложную управленческую задачу: обеспечить непрерывную работу персонала изо дня в день по 12 часов.
В поиске новых кадров мы сделаем ставку на студентов, и не только педагогических вузов. Опыт научно-исследовательской работы по профилю обучения есть уже у третьекурсников, которых как раз и можно уже нанимать на работу.
Будем продолжать привлекать профессорско-преподавательский состав вузов-партнеров, которые готовы работать со школьниками и заинтересованы в том, чтобы к ним приходили учиться мотивированные и подготовленные абитуриенты.
Приметы времени
Не стоит ли привлечь к реализации этого проекта частные инициативы?
Непросто отойти от представления о том, что государственное задание ты выполняешь только сам. Времена меняются, и мы по-прежнему, разумеется, расходуем выделенный госбюджет на выполнение госзадания, но пробовать работать с партнерами можно и нужно.
Например, такое сотрудничество можно реализовать через конкурсный механизм. Ведь можно выиграть право на разработку и реализацию того или иного образовательного проекта.
Новый опыт этого года — ДОД-онлайн. Как для вас прошел этот период?
Во-первых, мы столкнулись с тем, что мало кто мог легко работать в онлайне. Что-то слышали про Skype; о существовании Zoom и других платформ узнали впервые. Наша ИТ-служба сделала все, чтобы за две недели подготовить педагогов. Создали видеоинструкции, подумали и о том, как обеспечить психологическую поддержку специалистов, работающих в режиме онлайн. Научились снимать маленькие обучающие видео, осознав, что нельзя быть просто говорящей радиостанцией, если мы хотим удержать внимание детей. Наша «Физика за минуту» набрала более миллиона просмотров в TikTok.
Стало ясно, что новый формат работает, а интерес к занятиям даже растет: такая посещаемость не всегда у нас была и в офлайне. Затем мы составили программу повышения квалификации по цифровым образовательным технологиям, обучили более 250 человек из других учреждений, а сейчас получаем заказы и на платной основе.
Какие сервисы сейчас позволяют получить полную информацию о возможностях дополнительного образования в городе?
Есть единый сервис mos.ru, но это скорее технический инструмент для записи, а не для ориентации в выборе. Сейчас разрабатывается единая цифровая платформа, навигатор по дополнительному образованию города, где представлены все организации и все программы дополнительного образования. В идеале должно быть примерно так же, как в TripAdvisor: пользователь получает полную информацию о любой организации дополнительного образования с рекомендациями, баллами и отзывами.
Если честно, то же самое должно быть и со школами, и с детскими садами.
Именно поэтому в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» в регионах уже внедряется целевая модель региональной системы дополнительного образования. Одна из задач такой модели — создание конкурентных условий для развития различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе государственных (муниципальных), частных организаций и индивидуальных предпринимателей. А родители будут выбирать наиболее приемлемый для себя вариант. Кстати, эта целевая модель предполагает, что каждый ребенок получит сертификат не менее чем на две программы допобразования.
Наши амбиции должны простираться дальше, в направлении страны и мира
Уже более 50 регионов в том или ином виде внедрили эту модель, которая особенно актуальна именно для регионов, где не всегда доступно качественное дополнительное образование. В Москве же с дополнительным образованием, разумеется, проще. Огромное количество детей занимаются по всем направлениям и в школьных кружках, и в системе центров дополнительного образования. Много бюджетных услуг, и в среднем по городу один ребенок занимается более чем по двум программам дополнительного образования.
Мне еще и петь охота…
Сколько дополнительных занятий нужно, зависит от каждого ребенка и от установок в семье…
Некоторые родители считают: чем больше займешь ребенка, тем он будет умнее. Поэтому они его записывают в каждый кружок, а дальше он не досиживает одно занятие, потому что ему нужно идти в другой корпус, где начинается второе. В результате ребенок опаздывает или вовсе не приходит. Полезным для ребенка такое образование точно не назовешь. А место бюджетное занято, и мы не можем принять другого.
Но дополнительное образование — это возможность проб. А таких проб может быть много.
Как раз для этого существует профильная четверть — ноу-хау дворца. Этот формат позволяет ребенку за каникулярное время в течение года в блицрежиме попробовать себя в разных сферах. Эту программу мы реализуем в сотрудничестве со всеми центрами, входящими в наш комплекс, а также со многими внешними партнерами. Таким образом, дворец перестает быть локальным феноменом и реализует свой потенциал в масштабе города.
Возвращение к началу
Дворец окружает огромный парк. Планируется ли использовать эти территории для образовательных программ?
Парк — это, с одной стороны, городское пространство и любимейшее место жителей Гагаринского района. С другой стороны, своеобразный образовательный полигон, где в трех средах (земля, вода, воздух) решаются различные образовательные задачи. На пруду есть эллинг, там ребята занимаются парусным спортом, на кордодроме запускаются дроны и авиамодели. Рядом с парашютной вышкой, которая будет отреставрирована, например, появятся модели самолетов в разрезе, веревочный парк для юных десантников, экскурсионные тропы для начинающих исследователей мира растений и летняя читальня.
Когда начнется долгожданная реставрация? И будет ли общественная экспертиза проекта?
Уже в январе 2021 года мы получим проект реставрации зданий дворца пионеров и благоустройства его территории, согласованный с надзорными органами и департаментом культурного наследия.
Прежде чем наши подрядчики приступили к активной фазе проектирования, в архитектурном бюро Николая Переслегина (он, кстати, выпускник дворца и лицея) разработали концепцию реставрации. Основная линия концепции — вернуться к авторской идее и убрать позднейшие наслоения, которые хотя и повысили функциональность зданий, но нарушили целостность архитектурного замысла. Для своего рода общественной экспертизы мы создали рабочую группу при управляющем совете, которая формировалась таким образом, чтобы максимально учесть интересы всех, кто связан с деятельностью дворца пионеров. В нее вошли педагоги дворца, родители, чьи дети занимаются здесь, а также известные в Москве и России общественные деятели, депутаты Мосгордумы и муниципальные депутаты, многие из которых сами когда-то занимались здесь. Была создана и детская рабочая группа из обучающихся наших школ, колледжа и центров дополнительного образования. Три месяца собирали предложения жителей через страницу на сайте. По замечаниям рабочей группы и замечаниям жителей, которые ознакомились с концепцией реставрации и развития территории дворца, архитекторы внесли корректировки в проект.
Поиск идентичности
Каким можно представить себе дворец через десять, двадцать лет?
Реставрация продлится два года, и в 2023 году дворец пионеров должен быть открыт. Сверхзадача нашей работы на ближайшие десять лет — создать лучший в России и мире детский образовательный центр для профессионалов будущего и ответственных горожан. Сделать так, например, чтобы диплом Московского дворца пионеров давал преимущества при поступлении в профильные учебные заведения.
Задел есть. С 2017 года мы являемся операторами демонстрационного экзамена для обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам углубленного уровня. Цель демонстрационного экзамена — публичное представление и независимая оценка компетенций обучающихся по направлениям предпрофессиональной подготовки. Проект реализуется совместно с вузами-партнерами, входящими в сеть центров технологической поддержки образования (ЦТПО). В 2019—2020 году экзамен проводился по семи направлениям: «Программирование»; «Фотография»; «Прототипирование»; «Графический дизайн»; «Мультимедийная журналистика»; «Мехатронные системы. Электромеханика»; «Мобильная робототехника. Программирование систем управления». Успешно сдавшие экзамен получают сертификаты Московского центра качества образования и до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы-партнёры (сейчас их 15).
В советское время дворец был флагманом дополнительного образования. Как сейчас он представлен в информационном поле города и страны?
Я бы сказала, дворец испытывает определенную сложность с самоопределением. По юридическому статусу мы профессиональное образовательное учреждение, колледж. По количеству обучающихся в центрах дополнительного образования мы ближе к организации дополнительного образования, по вкладу в качество московского образования (мы получатели гранта мэра Москвы 3-й степени) — в авангарде наш лицей (отделение общего и среднего образования).
Сейчас уже невозможно рассматривать дворец без школ и колледжа, потому что наличие такой структуры обеспечивает перспективу, системность и преемственность ступеней образования. Таким образом, перед нами задача разработать для себя уникальную модель и соответственно этому позиционироваться в медиапространстве.
Мы неплохо представлены для своей аудитории: к нам едут дети 118 районов Москвы. Но наши амбиции должны простираться дальше, в направлении страны и мира. Ведь кружковая система, как и государственная сеть дворцов творчества для детей, наше ноу-хау, многие страны признают уникальность и важность такой работы и лишь недавно задумались о внедрении подобных кейсов. И в этом смысле дворец обретает статут модельного центра, визитной карточки Москвы и страны.
Фото Станислава КРАВЧЕНКО
Московский дворец пионеров, открытый в переулке Стопани в 1936 году, а в 1962 году переехавший в новое здание на Воробьевых горах, — крупнейшее учреждение дополнительного образования в России.
Сейчас образовательный комплекс «Воробьевы горы» располагается по 15 адресам и включает Московский дворец пионеров на улице Косыгина, отделения дошкольного, общего и профессионального образования, пять центров дополнительного образования Москвы и образовательный центр «Команда» в Московской области. Во дворце реализуются 688 программ, а в комплексе — около 1300 программ дополнительного образования по социальному, естественно-научному, физкультурно-спортивному, техническому и художественному направлениям. В комплексе обучаются 20 700 детей, предоставляется более 46 тысяч услуг дополнительного образования. Ежегодно реализуется более 500 мероприятий, которые посещают свыше 500 тысяч человек.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!