Феномен альтернативной образовательной программы Minerva

Как устроен новый «онлайн-Гарвард» Бена Нельсона
Нурлан Киясов
Основатель и программный директор #EdCrunch, директор по развитию НИТУ «МИСИС»
  • Бен Нельсон
    Основатель и исполнительный директор Minerva
    «Мы созданы для крошечной части человечества, но для этого процента мы пытаемся построить идеальный университет», — заявляет Бен Нельсон, основатель и исполнительный директор Minerva.
Бывший бизнесмен придумал «университет будущего»: который предлагал бы элитарное образование, работал онлайн, был доступен по цене и приносил прибыль. Проект получил название Minerva в честь древнеримской богини мудрости и войны — покровительницы учащихся.

Университет нацелен на лучших из лучших, наиболее успешных потенциальных абитуриентов вузов Лиги плюща. Это будущие лидеры общества, которые после прохождения курсов в формате Minerva Project смогут управлять основными институтами мира или создавать их. Образовательная программа построена с учетом современных когнитивных исследований. Все студенты Minerva осваивают набор автоматических когнитивных навыков — так называемые «привычки разума» (Habits of Mind), а также «основополагающие концепции» (Foundational Concepts) — фундаментальные знания, которые можно использовать в течение всей жизни.
Предпосылки создания
Основатель и исполнительный директор Minerva Бен Нельсон воспитывался в академической семье: родители — ученые, одна из сестер — PhD в области финансов, другая — дипломированный искусствовед. Бен учился в университете Пенсильвании, где прошел курс истории и философии высшего образования. По окончанию курса ему стали видны не только достоинства университетов в прошлом, но и недостатки современных учебных программ и подходов к образованию.

До создания Minerva Нельсон администрировал сеть интернет-порталов Community Ventures, развивал фото-хостинг Snapfish, который затем был продан Hewlett Packard за $ 300 млн. Образование уже тогда заботило Нельсона, но не было целью до поездки в Южную Америку для изучения местного виноделия Чили и Аргентины, где у него и появилась концепция эффективного способа обучения.
Путешествие в Чили Нельсон спланировал самостоятельно, проехал за семь дней 1 500 км по ужасным дорогам и посетил 30 виноделен, совершенно не зная испанского. В Аргентине он нанял местного сомелье, который подробно рассказал о местном вине и даже обеспечил доступ к эксклюзивной продукции.

Через некоторое время Нельсон осознал, что хорошо помнит о чилийском виноделии, но почти ничего — об аргентинском. Это стало переломным моментом для понимания, как люди обрабатывают и сохраняют новую информацию. Новый опыт помог сформулировать вывод: люди плодотворно учатся, когда делают что-то самостоятельно.
Университет без кампуса и библиотек
Проект основан в 2012 году и сейчас включает три подразделения:

Minerva Schools at KGI (полное название) — программа в сфере гуманитарных и естественных наук. Чтобы получить аккредитацию, в 2013 году Minerva заключила партнерство с Keck Graduate Institute (KGI) — частью консорциума Claremont Colleges, куда входят высокоселективные традиционные колледжи гуманитарных наук.
Minerva Project — коммерческая компания со штаб-квартирой в Сан-Франциско, владеющая информационно-коммуникационной платформой Active Learning Forum, на которой работает Minerva Schools at KGI.
Minerva Institute — некоммерческая организация, которая предоставляет стипендии для студентов.

Вскоре после создания Minerva Нельсон получил инвестиции в размере $ 25 млн от венчурной компании Benchmark Capital. В 2014 году проект получил еще $ 70 млн, в основном от китайских инвесторов, в июле 2019 года — $ 57 млн, раунд возглавила интернет-технологическая компания Bytedance, при участии текущих инвесторов TAL Education Group и Yongjin Group. На сегодня Minerva Project привлек в общей сложности $ 127,2 млн.
Первый набор студентов стартовал в 2014 году. Из 2464 желающих приняли только 69. Данная экспериментальная группа училась бесплатно, а все последующие набирались на коммерческой основе. Стоимость года обучения обходится в $ 13 950, а с учетом проживания, питания и прочих расходов — в $ 30 950. Для сравнения: одно только обучение в Гарварде стоит от $ 40 000, в Йеле — от $ 50 000 в год.

Чтобы удешевить образование, Minerva отказалась от стадиона, спортивных команд, студенческого театра, лабораторий, привычного кампуса и даже библиотек, то есть, от всего, чем гордятся престижные университеты США и что требует дополнительных инвестиций. Занятия проходят только онлайн, но студенты живут вместе, чтобы ощущать единство. Это совсем не означает, что студентам не доступны привычные университетские блага. Для спорта, чтения и других развлечений можно использовать инфраструктуру города — главное, умелое планирование. «Город их кампус. Они живут вместе и используют город вокруг себя», — говорит Нельсон.
Общежития, где живут студенты Minerva, расположены в семи крупных городах-космополитах по всему миру. Первый год учащиеся проводят в Сан-Франциско, последующие семестры — в Сеуле, Хайдарабаде, Берлине, Буэнос-Айресе, Лондоне, Тайбэе.

Концепция нашла отклик у психолога и нейробиолога, бывшего декана факультета общественных наук в Гарварде Стивена Косслина, бывшего президента Гарварда Ларри Саммерса и экс-сенатора от штата Небраска Боба Керри, который руководил университетом «Новая школа» в Нью-Йорке. Но вуз без аудиторий и спортплощадок вызвал немало недоверия, особенно в первые годы своей работы.

Консультант колледжа Bay Area Элизабет Стоун посоветовала учащимся задуматься, хотят ли они «изучать биологию в школе, где нет лаборатории? Изучать исполнительское искусство в школе без театра? Без библиотеки?».
Джон Сири, профессор политики колледжа Помона (одно из учебных заведений Claremonts), обвинил Minerva в получении «ускоренной и непроверенной аккредитации». Его коллеги усомнились, что коммерческая компания может предоставить бескомпромиссное, неподкупное, не искажающее истину высшее образование.

Крис Петерсон из Массачусетского технологического института назвал стоимость образования в Minerva все еще недоступной для многих достойных студентов, особенно из стран третьего мира, и ставит под сомнение подход к обучению. По его мнению, в Minerva используют недоказанные методы и называют это созданием университета будущего. «Они знают, что элитарность продается лучше всего в мире образования», — говорит Петерсон.
Отбор лучших из лучших
В 2014 году на обучение приняли только 2,8% желающих, в 2015 — 2%, в 2016 — 1,9%. Это вполовину меньше, чем принимается в Гарвард или Йель: так, в Minerva в 2016 году из 16 000 заявок приняли 306 (1,9%) студентов, в Гарвардский университет — 5,2% из 39 000 человек, в Йель — 6,3%.

Minerva не ограничивает количество «мест» и готова зачислять всех подходящих кандидатов, но немногие способны достичь установленной планки. Студентов отбирают не только за умственные способности, но и за уникальные личные качества и таланты.

При зачислении Minerva не принимает результаты стандартных тестов (например, SAT и ACT), а использует собственный набор оценок. Вступительное эссе просят писать прямо во время видеособеседования. Для Minerva не важны расовая принадлежность, семейный доход или родственные связи учащихся. Около 80% студентов — не из США, они приезжают из более чем 60 стран. Доля иностранных студентов в университетах Лиги плюща — 10−15%.

Minerva придирчиво отбирает преподавателей. Помимо резюме кандидаты представляют примеры своих курсов и три рекомендации. После видеоинтервью «финалистов» приглашают провести урок. На основе отзывов наблюдателей и студентов нескольких человек допускают к обучению. Преподаватели могут вести занятия из любой точки мира.

Университет работает по пяти академическим направлениям: Arts & Humanities, Computational Sciences, Natural Sciences, Social Sciences, Business. Срок бакалавриата — четыре года:

  • На первом курсе студенты проходят Cornerstone courses, на которых осваивают основные компетенции: критическое и творческое мышление, эффективное общение и взаимодействие.
  • Второй год посвящен выбору специализации вместе с наставником.
  • Третий — концентрация на отдельной теме, начало работы над собственным проектом.
  • Четвертый год — завершение проекта, который должен быть оригинальным и вносить вклад в выбранную область.
В 2016 году для выпускников стартовала магистратура в области анализа решений. Программа сосредоточена на «инструментах системного мышления».
Активное обучение без лекций
  • Бен Нельсон
    Основатель и исполнительный директор Minerva
    «Через шесть месяцев после окончания традиционного курса с лекциями и тестами 90% материала, который вы должны были выучить, уходят из сознания. В активной учебной среде вы пробиваетесь через информацию, и через два года после окончания курса сохраняете 70%», — утверждает Бен Нельсон.
Minerva использует модель «перевернутого класса»: учащиеся изучают тему самостоятельно с помощью видео и книг, а затем занимаются в группе для дискуссий, совместных проектов или дебатов, которые проходят в виртуальном формате. В «идеальном университете» совсем нет лекций. Занятия проходят в форме семинаров, направленных на развитие навыков и понимания, а не распространение информации. Преподавателю позволено говорить не дольше 5 минут.

В Minerva разработана онлайн-платформа Active Learning Forum, которая позволяет преподавателям проводить опросы, разбивать учащихся на мини-группы для дискуссий, проводить дебаты один на один. Затеряться в толпе или отсидеться на задней парте не получится: в группах — не более 19 человек. Преподаватель видит всех на экране, а занятия записываются на видео. Студентов оценивают не только по активности участия, но и по эффективности мышления.

Экзаменов в Minerva нет, поскольку проверка студента по всем основным параметрам осуществляется в течение всего срока обучения. Домашнее задание влияет лишь на небольшую часть оценок, вместо этого основное внимание уделяется работе в классе. Взаимодействие оценивают не только преподаватели, но и одноклассники. Каждое занятие требует максимального включения. Наставники просматривают записи занятий и оценивают успеваемость каждого ученика по более чем 100 различным показателям.
Образование как бизнес
Minerva — в одном ряду с Гарвардом, Стэнфордом, Кембриджем, Оксфордом и Йелем, настаивает Нельсон. Он убежден: не стоит сомневаться в способности университета давать высококачественное образование, лишь потому что он зарабатывает деньги для своих владельцев. Некоммерческий статус всех элитных колледжей в Штатах сделал их «ленивыми, когда дело доходит до инноваций».

Традиционные вузы соревнуются не за рынок, а за престиж, количество Нобелевских лауреатов или удобство кампуса. Minerva предлагает только обучение.
  • Бен Нельсон
    Основатель и исполнительный директор Minerva
    «Если мы не обеспечим студентов высококачественным образованием, мы обанкротимся», — говорит Нельсон.
С 2018 года Minerva заключила первое внешнее партнерство — с Гонконгским университетом науки и технологии (HKUST). Некоторые его студенты могут пройти курсы базовых образовательных компетенций параллельно с основным обучением. Студенты выпускного года Minerva получили возможность использовать ресурсы HKUST для работы над собственными проектами.

Недавно «университет будущего» масштабировал платформу: теперь с помощью Active Learning Forum можно обучать в организациях-партнерах до 400 человек одновременно. Компания заявила о готовности предложить свою систему учреждениям любых типов и размеров: дошкольным организациям, корпорациям, университетам, правительственными и неправительственными организациям.
  • Бен Нельсон
    Основатель и исполнительный директор Minerva
    «Мы стремимся изменить высшее образование во всем мире», — говорит Бен Нельсон.
Осенью Бен Нельсон планирует посетить Россию в рамках глобального форума о технологиях в образовании EDCRUNCH 2019. Он выступит на конференции с докладом «Высшее образование в цифровом мире: технологии как катализатор» и поучаствует в дискуссии о возможностях цифровизации российских вузов. Его выступление дополнит профессор Ting Chuen Pong, который занимался внедрением Minerva в Гонконгском университете HKUST. Возможно, ценный опыт образовательной платформы Minerva окажет влияние на разработку новых программ и форматов в системе высшего образования в России и поможет увеличить конкурентоспособность российских вузов на мировом рынке.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more