ПОКОЛЕНИЕ. ДОШКОЛКА

Не упустить дошкольное детство

Отсутствие преемственности между разными ступенями образования — это проблема, которая давно требует решения в глобальном масштабе. Школа-комплекс — перспективная модель современной образовательной организации, позволяющая наиболее полно реализовать идею преемственности. Именно такую систему представляет собой «Поколение»: единый комплекс для обеспечения непрерывного образования.
СПРАВКА
Ольга Матасова

Директор детского сада «Разумка», кандидат педагогических наук, член авторского коллектива федеральной образовательной программы «Детский сад 2100», автор парциальной программы «Мультфильмы о главном», тренер примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ПРОдетей».
Вызов и преемственность
По мере того как школа «Поколение» развивалась и обретала устойчивость, естественно, возникали новые направления, новые проекты вокруг. К 2012 году мы осознали, что совершенно недопустимо терять такой важный период в жизни будущих школьников, как дошкольное детство, и начали работать с детьми этого возраста. Сегодня детский сад «Разумка» — это большое структурное подразделение, живой, развивающийся проект.

Ребенок приходит к нам 2−3-летним малышом и проходит с нашими педагогами все ступени обучения вплоть до выпуска, развиваясь в привычной для него среде. Это с одной стороны, а с другой — он встречается и с новыми вызовами своему развитию в соответствии с возрастом.
Общеизвестно, что основа личности ребенка формируется как раз в дошкольном возрасте, а это очень небольшой период в жизни человека. Именно в это время ребенок совершает колоссальный шаг в развитии, и уже к первому классу мы имеем дело во многом с состоявшейся личностью.

Если образовательный процесс для дошкольников организован правильно и с учетом возрастных особенностей, у малыша своевременно формируются базовые качества личности, а значит, он сможет успешно обучаться и в начальной школе, и на следующих ступенях образования.
Дома или в детском саду?
В наше время возможностей для обучения дошкольников вне детского сада достаточно. Это и центры развития, и группы кратковременного пребывания, и домашние занятия. Ребенок, воспитанный в свободной домашней среде, к моменту поступления в школу может быть достаточно развитым и инициативным. Однако выпускник детского сада к этому же моменту, скорее всего, получит более систематизированные знания, разовьет привычку к регулярным занятиям, а также важный навык самоорганизации, что, конечно, упростит для него освоение следующего этапа — школьного.
Одна из проблем современного дошкольного образования — сокращение роли игры в образовательном процессе, а именно в игре ребенок познает окружающий мир и получает необходимый для своего возраста опыт
Кроме того, детский сад — школа жизни, школа социализации. Здесь дети общаются, дружат, ссорятся, учатся приходить к компромиссу, продуктивно взаимодействовать с тем, кто рядом. Ни одна детская площадка, ни один кружок или центр развития не обеспечат столь глубокого и плотного общения в сложившемся коллективе.

В нашем детском саду дети учатся не только различать цвета, читать, лепить из пластилина — они знакомятся с понятиями дружбы, самодисциплины, пробуют работать в команде, доверять, принимать решения и нести за них ответственность, исправлять ошибки. Они осваивают собственную индивидуальность и границы, опыт принятия со стороны других людей и уважения их интересов. Все это требует индивидуального подхода, и здесь мы в выигрышной ситуации: при небольшом количестве детей в группе можно учесть индивидуальные потребности и интересы всех участников, выстроить персональные траектории развития для каждого малыша.
Координировать и усиливать эти продуктивные процессы позволяют специальные технологии и приемы работы. Например, с 2016 года детский сад реализует инновационную программу дошкольного образования «ПРОдетей», которая направлена на создание атмосферы принятия, свободы и доверия с помощью ряда инструментов: технологии утреннего круга, планирования в центрах активности, индивидуализации образовательного пространства садика.

На этапе подготовки к школе мы предусмотрели систему работы с начальным звеном школы: в определенные дни дошкольники занимаются в школе со своими будущими учителями, участвуют в мероприятиях школы, работают со школьным психологом. Такой подход позволяет избежать стресса при переходе в первый класс. Выпускник детского сада приходит в начальную школу уверенным в своих силах, любознательным учеником, которому доставляет удовольствие процесс познания и обучения, поскольку он освоился в школе еще будучи дошкольником и готов к дальнейшим открытиям.
Чем раньше, тем лучше?
Долгое время было популярно мнение о том, что детский сад — это то место, где дети должны освоить чтение, письмо, счет, причем чем раньше, тем лучше.

К счастью, тенденции меняются, и сейчас в большинстве случаев мы имеем дело с хорошо осведомленными родителями, которые интересуются программой обучения детей и глубоко понимают задачи, стоящие перед образовательной организацией. Кроме того, они, конечно, ожидают безопасности и комфорта для детей в детском саду, здорового психологического климата, эмпатичных и профессиональных педагогов.
Мы не учим детей читать и писать с трех лет, не решаем примеры в пределах сотни, это задачи следующей ступени образования. Наша задача — способствовать становлению базовых основ личности, саморегуляции в игре. Если этого не сделать вовремя, это, несомненно, отразится на учебной деятельности и становлении подростка. И напротив, при правильном подходе к концу старшего дошкольного возраста ребенок легко овладеет навыками чтения, письма и счета.
Сообразно возрасту
Стремительно меняющийся мир требует новой образовательной среды, новых целей и задач. Современными ориентирами в развитии дошкольников являются soft skills, среди которых коммуникативные навыки, критическое мышление, умение работать с информацией, саморегуляция, творчество и уверенность в себе. Именно эти навыки позволят подрастающему поколению легче и эффективнее адаптироваться и непрерывно развиваться в меняющихся условиях современной жизни.

Несмотря на то, что современный рынок образовательных технологий в изобилии предлагает разнообразные системы и формы работы с детьми, мы остаемся сторонниками возрастосообразного развития. Нельзя забывать, что ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста — игра. Одна из проблем современного дошкольного образования — сокращение роли игры в образовательном процессе, а именно в игре ребенок познает окружающий мир и получает необходимый для своего возраста опыт. Мы остаемся сторонниками игрового подхода в образовании дошкольников, обоснованного в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
Критерий успеха
Итак, главным результатом к моменту перехода в начальную школу должна стать мотивация и готовность к обучению, в том числе психологическая. Но этого недостаточно. Важный результат нашей работы, которого, как мне кажется, нам удалось достичь, — это теплая, уютная, семейная атмосфера для наших маленьких друзей. Мы гордимся слаженной, профессиональной командой педагогов, которые ежедневно отдают частичку своей души, служа Детству.

Если искать объективный критерий для оценки достижений, надо сказать, что родители приводят к нам своих вторых, третьих, четвертых детей. Ну и комплекс подошел к тому времени, когда в детский сад «Разумка» своих детей приводят выпускники школы «Поколение». Ведь в этом году мы празднуем свой 15-летний юбилей!
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще