ПОКОЛЕНИЕ. ВНЕУРОЧНОЕ

Первостепенность дополнительного

Понятие «дополнительное образование» сегодня на грани полной утраты своего первоначального значения. В эту область включаются все новые и новые виды, форматы, феномены современной образовательной реальности. Онлайн-школы и проектные группы, кружки и технопарки, MOОCs и языковые курсы — то, что называют сейчас дополнительным образованием, может ассоциироваться с чем-то второстепенным, вторичным разве что по инерции. По сути же наоборот: все это следует отнести к сфере первостепенного, определяющего если не профессиональную судьбу, то благополучный жизненный старт.
Последовательность
В начале каждого учебного года в школе «Поколение» происходит встреча, посвященная дополнительному образованию. Ученикам и родителям рассказывают о том, какие направления можно для себя выбрать, о достижениях и специфике каждого кружка или курса и просят отнестись к своему выбору серьезно: в образовании важна последовательность как обязательное условие значимого результата. А ключевое слово в словосочетании «дополнительное образование» именно «образование». «Три дня походил, бросил, снова пришел» — такой подход делает затраты времени, усилия всех участников и занятия бессмысленными, да и в целом формирует неправильную стратегию у ребенка.
Конструктор компетенций
Школа «Поколение» идет по пути интеграции основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности и становится центром сетевого взаимодействия, создавая с другими образовательными организациями устойчивые партнерские связи. Таким образом формируется единое образовательное пространство города: дети из разных школ города вместе получают опыт проектной работы и осваивают новые навыки.
  • Юрий Моисеев
    руководитель детского технопарка «Кванториум»
    Вместе с «Поколением» мы запустили проект, посвященный созданию медиастанции в формате IT-квантума с преподавателями «Кванториума». В рамках нашего соглашения уже обучается первая группа детей. Следующим шагом станут занятия по программированию и другим актуальным направлениям для школьников «Поколения» на базе «Кванториума». Занятия будут организованы в дневное время таким образом, чтобы дополнять занятия по предметам общеобразовательной программы школы «Поколение».
Такое взаимодействие образовательных организаций позволяет по принципу конструктора собрать для каждого ребенка уникальный набор, индивидуальную модель компетенций и гибких навыков.
Испытание инноваций
Инновации приходят в дополнительное образование в первую очередь, поскольку именно эта сфера максимально открыта, неформальна и дает широкие возможности персонализировать обучение и трансформировать педагогические практики. Дополнительное образование — экспериментальная площадка для пробы инновационных образовательных технологий и моделей будущего. Именно там дети получают гибкие навыки, первостепенно важные для их будущего.
  • Юрий Моисеев
    руководитель детского технопарка «Кванториум»
    Мы не просто готовим детей к олимпиадам, а создаем пространство, обучающую среду, где дети общаются, работают в команде и создают проекты, актуальные для региона. В таком опыте проектной работы происходит развитие у детей soft-компетенций: критического и креативного мышления, навыков коммуникации. Следующий этап — развитие hard-компетенций, освоение основ робототехники и других аддитивных технологий.
Воспитание чемпиона
За последние 5−6 лет только ребята из секции мини-футбола на базе школы «Поколение» выиграли несколько крупных областных турниров. Опыт школы «Поколение» показывает, что общеобразовательная организация может обеспечить дополнительное образование и образовательный результат высокого уровня, не менее значительный, чем у специализированных спортивных учреждений.
  • Филипп Зорин
    тренер-преподаватель Центрального отделения ДСО «Ротор»
    Все секции нашего спортивного общества работают на площадках школ, в частности на базе школы «Поколение», за прогрессом детей наблюдают наставники — преподаватели этих школ. Такая организация работы способствует тому, чтобы ребенок развивался всесторонне: и в спорте, и в плане личностного становления. Границы между профессиональным и любительским спортом перестают быть непреодолимыми, и эта тенденция мне кажется правильной. Вполне можно предположить, что будущий олимпийский чемпион будет воспитан в обычной школьной секции дополнительного образования.
Доступное искусство
Дополнительное образование — это не сфера услуг и не обязательный досуг. В этом убеждена Софья Тимофеева, учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования школы «Поколение».
  • Софья Тимофеева
    учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования школы «Поколение»
    Некоторые из моих учеников выбирают занятие изобразительным искусством уже не только для общего развития, но как основу своей будущей профессии — например, дизайнера или архитектора. Это приятно видеть. Организующий принцип моей работы с учениками — принцип свободы выбора в творчестве. Это определяет существенное отличие наших занятий от аналогичных в специализированных художественных школах. В ситуации урока, разумеется, важно, правильно ли ученик осваивает художественную технику, решает ли он посредством своего рисунка творческие задачи, которые были поставлены, умеет ли работать по образцу и подобное. Но кружок как менее регламентированная организационная форма позволяет детям творить рисунок так, как они этого хотят.
Добровольность
В школе «Поколение» живая традиция неформальных творческих событий: концертов, мюзиклов, соревнований и конкурсов, когда буквально вся школа вовлечена в общий творческий процесс — поет, танцует, готовит театральные постановки. Смысл традиции в том, чтобы приобщиться к творчеству могли даже те, кто не ходит на специальные занятия. Для тех, кто выбирает музыку в качестве направления дополнительного образования, существуют факультативы.
  • Дмитрий Арутюнов
    заместитель директора школы «Поколение» по культурно-просветительской работе
    Я никогда не заставляю ребенка осваивать нотную грамоту и основы теории музыки с первого же занятия, хотя речь идет о детях, выбравших факультативное обучение. Задача дополнительного образования — дать базовые навыки и привить любовь к тому занятию, которое ребенок выбрал, будь то спорт, хореография, театр или фольклор. Это, конечно, неосуществимо, если пытаться привлечь ребенка к творчеству силой. Вот почему мне кажется разумным нововведение, предписывающее зачет вместо традиционной оценки по музыке и изобразительному искусству. Мы занимаемся импровизацией, играя, осваиваем инструмент и получаем удовольствие от игры. Но одной импровизации недостаточно, важно также слушать с детьми музыку, рассказывать о композиторах, вообще нужно больше говорить об искусстве — современной школе этого не хватает.
Сейчас детям, проявляющим особые способности к музыке, педагоги рекомендуют дополнительно посещать спецшколы. Но в скором времени у школы появится новое здание, а значит, и новые степени свободы для того, чтобы организовать, с одной стороны, программы углубленного освоения музыки и других направлений дополнительного образования, с другой более полно интегрировать учебную и внеурочную деятельность.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще