ПОКОЛЕНИЕ. ВНЕУРОЧНОЕ
Первостепенность дополнительного
Понятие «дополнительное образование» сегодня на грани полной утраты своего первоначального значения. В эту область включаются все новые и новые виды, форматы, феномены современной образовательной реальности. Онлайн-школы и проектные группы, кружки и технопарки, MOОCs и языковые курсы — то, что называют сейчас дополнительным образованием, может ассоциироваться с чем-то второстепенным, вторичным разве что по инерции. По сути же наоборот: все это следует отнести к сфере первостепенного, определяющего если не профессиональную судьбу, то благополучный жизненный старт.
Последовательность
В начале каждого учебного года в школе «Поколение» происходит встреча, посвященная дополнительному образованию. Ученикам и родителям рассказывают о том, какие направления можно для себя выбрать, о достижениях и специфике каждого кружка или курса и просят отнестись к своему выбору серьезно: в образовании важна последовательность как обязательное условие значимого результата. А ключевое слово в словосочетании «дополнительное образование» именно «образование». «Три дня походил, бросил, снова пришел» — такой подход делает затраты времени, усилия всех участников и занятия бессмысленными, да и в целом формирует неправильную стратегию у ребенка.
Конструктор компетенций
Школа «Поколение» идет по пути интеграции основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности и становится центром сетевого взаимодействия, создавая с другими образовательными организациями устойчивые партнерские связи. Таким образом формируется единое образовательное пространство города: дети из разных школ города вместе получают опыт проектной работы и осваивают новые навыки.
Юрий Моисеев
руководитель детского технопарка «Кванториум»
Вместе с «Поколением» мы запустили проект, посвященный созданию медиастанции в формате IT-квантума с преподавателями «Кванториума». В рамках нашего соглашения уже обучается первая группа детей. Следующим шагом станут занятия по программированию и другим актуальным направлениям для школьников «Поколения» на базе «Кванториума». Занятия будут организованы в дневное время таким образом, чтобы дополнять занятия по предметам общеобразовательной программы школы «Поколение».
Такое взаимодействие образовательных организаций позволяет по принципу конструктора собрать для каждого ребенка уникальный набор, индивидуальную модель компетенций и гибких навыков.
Испытание инноваций
Инновации приходят в дополнительное образование в первую очередь, поскольку именно эта сфера максимально открыта, неформальна и дает широкие возможности персонализировать обучение и трансформировать педагогические практики. Дополнительное образование — экспериментальная площадка для пробы инновационных образовательных технологий и моделей будущего. Именно там дети получают гибкие навыки, первостепенно важные для их будущего.
Юрий Моисеев
руководитель детского технопарка «Кванториум»
Мы не просто готовим детей к олимпиадам, а создаем пространство, обучающую среду, где дети общаются, работают в команде и создают проекты, актуальные для региона. В таком опыте проектной работы происходит развитие у детей soft-компетенций: критического и креативного мышления, навыков коммуникации. Следующий этап — развитие hard-компетенций, освоение основ робототехники и других аддитивных технологий.
Воспитание чемпиона
За последние 5−6 лет только ребята из секции мини-футбола на базе школы «Поколение» выиграли несколько крупных областных турниров. Опыт школы «Поколение» показывает, что общеобразовательная организация может обеспечить дополнительное образование и образовательный результат высокого уровня, не менее значительный, чем у специализированных спортивных учреждений.
Филипп Зорин
тренер-преподаватель Центрального отделения ДСО «Ротор»
Все секции нашего спортивного общества работают на площадках школ, в частности на базе школы «Поколение», за прогрессом детей наблюдают наставники — преподаватели этих школ. Такая организация работы способствует тому, чтобы ребенок развивался всесторонне: и в спорте, и в плане личностного становления. Границы между профессиональным и любительским спортом перестают быть непреодолимыми, и эта тенденция мне кажется правильной. Вполне можно предположить, что будущий олимпийский чемпион будет воспитан в обычной школьной секции дополнительного образования.
Доступное искусство
Дополнительное образование — это не сфера услуг и не обязательный досуг. В этом убеждена Софья Тимофеева, учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования школы «Поколение».
Софья Тимофеева
учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования школы «Поколение»
Некоторые из моих учеников выбирают занятие изобразительным искусством уже не только для общего развития, но как основу своей будущей профессии — например, дизайнера или архитектора. Это приятно видеть. Организующий принцип моей работы с учениками — принцип свободы выбора в творчестве. Это определяет существенное отличие наших занятий от аналогичных в специализированных художественных школах. В ситуации урока, разумеется, важно, правильно ли ученик осваивает художественную технику, решает ли он посредством своего рисунка творческие задачи, которые были поставлены, умеет ли работать по образцу и подобное. Но кружок как менее регламентированная организационная форма позволяет детям творить рисунок так, как они этого хотят.
Добровольность
В школе «Поколение» живая традиция неформальных творческих событий: концертов, мюзиклов, соревнований и конкурсов, когда буквально вся школа вовлечена в общий творческий процесс — поет, танцует, готовит театральные постановки. Смысл традиции в том, чтобы приобщиться к творчеству могли даже те, кто не ходит на специальные занятия. Для тех, кто выбирает музыку в качестве направления дополнительного образования, существуют факультативы.
Дмитрий Арутюнов
заместитель директора школы «Поколение» по культурно-просветительской работе
Я никогда не заставляю ребенка осваивать нотную грамоту и основы теории музыки с первого же занятия, хотя речь идет о детях, выбравших факультативное обучение. Задача дополнительного образования — дать базовые навыки и привить любовь к тому занятию, которое ребенок выбрал, будь то спорт, хореография, театр или фольклор. Это, конечно, неосуществимо, если пытаться привлечь ребенка к творчеству силой. Вот почему мне кажется разумным нововведение, предписывающее зачет вместо традиционной оценки по музыке и изобразительному искусству. Мы занимаемся импровизацией, играя, осваиваем инструмент и получаем удовольствие от игры. Но одной импровизации недостаточно, важно также слушать с детьми музыку, рассказывать о композиторах, вообще нужно больше говорить об искусстве — современной школе этого не хватает.
Сейчас детям, проявляющим особые способности к музыке, педагоги рекомендуют дополнительно посещать спецшколы. Но в скором времени у школы появится новое здание, а значит, и новые степени свободы для того, чтобы организовать, с одной стороны, программы углубленного освоения музыки и других направлений дополнительного образования, с другой более полно интегрировать учебную и внеурочную деятельность.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: