Учитель русского языка и литературы, руководитель Волгоградского отделения Русской ассоциации чтения
«Читать модно!»
Это рекламная вывеска на улице рядом с книжным магазином. Вездесущая реклама. Призыв к бегущему мимо купить модное чтиво. Сегодня расстановка приоритетов на книжном рынке происходит в основном в ущерб настоящей литературе. И вот статистика: время чтения среди аудитории старше 16 лет сократилось до 9 минут в сутки. При этом в среднем на сетевые коммуникации у россиян уходит до 8 часов в сутки. Это теперь норма, привычка. Многие привычки легко и незаметно формируются, но поменять их, каждый знает, непросто. На этот трудный путь мы и вступили.
«Поколение» выбирает чтение
Литературные фестивали и квесты, ролевые игры, театрализованные представления, видеоролики с рекламой книг, родители, читающие для детей любимые произведения на камеру, «Селфи с книгой» и bookface, занятия в музеях, у городских памятников, скетч-экскурсии — все это курс «Поколение выбирает чтение», который я веду в школе шестой год.
Суть курса в том, что все образовательные процессы выстраиваются вокруг чтения и книги, работа с текстом ведется не только на уроках русского и литературы, но и на других, и очень много — вне урока и вне школы. Сделать так, чтобы все это было интересно, современно и понятно, помогают цифровые технологии: «перевернутый» класс, ментальные карты, Kahoot, интерактивные рабочие листы и другие современные форматы. Одновременно с этим мы с коллегами решили укрепить традицию чтения именно бумажных книг, воспитать человека читающего, и не только электронную книгу. Несмотря на все преимущества и возможности последней, живая книга — это живые страницы, живые запахи, живые ощущения. Отсюда родилась задумка организовать час книги.
На уроке у Светланы Никулиной — учителя русского языка и литературы, руководителя Волгоградского отделения Русской ассоциации чтения
К осуществлению этой идеи, признаться, приступали не без опаски. Ведь мы посягали на свободное время, да еще хотели, чтобы дети читали с удовольствием. Ответственными назначили не филологов, а тьюторов и учителей-предметников, чтобы подчеркнуть значимость этого мероприятия для всех. Внесли час книги в расписание… и дали детям возможность в учебное время просто читать книгу, а какую — каждый выбирал самостоятельно. В уголках чтения появились рекомендации, из школьной библиотеки достаточное количество книг перекочевало в кабинеты. Заработал буккроссинг: люди обменивались любимыми книгами. Пространство школы преобразилось: повсюду уголки с книгами, баннеры с высказываниями, побуждающими к чтению, изображения звезд, призывающих взять в руки книгу, звучат песни из фильмов-экранизаций, оживают страницы любимых книг. И каждую среду классы в тишине погружались в волнующий и таинственный мир литературы…
Пишу книгу
Потом час книги трансформировался в другие читательские практики, например в час письма под названием «Пишу книгу». В течение нескольких недель дети писали диктанты — отрывки из классических произведений. В памяти оставались фамилии авторов, имена героев, тексты подбирались такие, чтобы мотивировать ребенка продолжать чтение (интересно, что там дальше!). Не раз, продолжая прижившуюся в школе традицию участия в «Тотальном диктанте», вместе с учениками за парты садились и педагоги, обсуждая затем на перемене с детьми трудные случаи русской пунктуации или особенности реализации фонем в слабой позиции. Проверяли работы опять-таки не филологи, а учителя-предметники, тьюторы, классные руководители. Бесценный опыт для всех! По итогам работы наградили самых грамотных — книгами, конечно.
Наши опасения по поводу часа книги в расписании не оправдались, дети с удовольствием откликнулись на нашу инициативу, и все вместе мы немало продвинулись в формировании читательских компетенций и культуры чтения в школе. В новом учебном году, увидев в расписании час книги, ребята восприняли это как само собой разумеющееся, как часть уклада школьной жизни.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!