То, что происходит сейчас, — это не совсем дистанционное обучение, это временное удаленное обучение. Но негативное отношение у детей и родителей формируется в отношении дистанционного образования в целом, что в будущем может стать проблемой. Пыталась посмотреть онлайн-уроки по математике. Больше 15 минут я, мотивированная, не выдерживаю. Ребенок, понятно, теряет мотивацию еще быстрее. Онлайн-урок хорош, когда это не трансляция знаний и монолог учителя, а деятельность, организованное взаимодействие с детьми с делением на группы, со сменой видов деятельности, с планом заданий.
Те, кто сейчас успешно реализовал дистанционное образование (а это около четверти всех школ), не остановятся на этом. Некоторые перейдут в формат «перевернутого» обучения, когда ученики осваивают материал самостоятельно, а классное время посвящено совместной практической работе. Еще одна четверть школ вернется к традиции.
Остальные 50% могут выбрать разные пути и варианты. Я мечтаю о том, чтобы, обучаясь в одной школе, ребенок имел доступ к курсам других школ. Например, пять школ договорились о совместной работе, и 120 десятиклассников изучали математику в одной школе, инженерные взаимосвязи — в другой, гуманитарные науки — в третьей. В зависимости от того, в чем сильна каждая из школ.
В любом случае школе после карантина открываются новые возможности, появляется готовность сочетать онлайн и офлайн. Школа перестает быть кубиком из классов по 25 человек и становится свободным пространством без границ — ведь на уроке в Zoom может быть и 225 человек из разных школ и городов.