ТЕХНОЛОГИЯ. ЕГЭ

Эффективность уровня blended

Сегодня со всех сторон можно услышать, что смешанное обучение наиболее эффективно и за ним будущее. Многие университеты и школы уже используют инструменты blended. Компания MAXIMUM анализирует эффективность этого подхода на основании опыта подготовки к ЕГЭ 112 тысяч учеников.
Михаил Мягков
CEO образовательной компании MAXIMUM Education
Отказ от офлайна
Пять лет назад мы начинали работать в двух форматах — в офлайне и онлайне. Ученики приезжали к нам раз в неделю и занимались три с половиной часа. Со временем стали очевидны три проблемы. Во-первых, активно работать на уроке долгое время школьнику тяжело. Во-вторых, мало кто из школьников умеет распределять время на выполнение домашнего задания. На три часа в классе приходится примерно четыре часа домашнего задания. В итоге ученики оставляли все на последний момент, эффективность падала. В-третьих, неделя — это долго. Когда ученики приступали к домашнему заданию, они уже забывали, что прошли.
У нас был опыт работы c онлайн, мы понимали плюсы этого формата и решили сделать blended-курсы. Точек контакта с преподавателем в blended-форматах намного больше. Преподаватель общается с учеником минимум четыре раза в неделю во время уроков и проверки домашних заданий. Вовлеченность учеников стала выше, объем домашнего задания уменьшился.

Blended-формат позволяет более эффективно комбинировать учебный материал курса. Например, онлайн-вебинар — это возможность качественно проверить, насколько ученики поняли пройденное. Представим, что на уроке преподаватель предлагает самостоятельно решить математическую задачу. Как он может проверить, что все правильно поняли материал и решили верно? Если спросить, ответит пара человек, другие только сверят результаты. В формате вебинара ученики пишут результаты своих вычислений в личном сообщении преподавателю, который видит статистку по классу.
Это также решает проблему неуверенных в себе учеников, позволяя им задать вопрос преподавателю напрямую в личном сообщении. С другой стороны, есть такие виды работы, которыми удобнее заниматься в офлайн-классе, например работа с сочинениями или темами, требующими развернутого ответа.
Learning analysis
Чтобы оценить эффективность подготовки ученика на blended-курсах, мы анализируем посещаемость занятий, выполнение домашнего задания, просмотр видео, чтение теоретических материалов, частоту использования онлайн-модуля. Если преподаватель видит, что в каком-то параметре кривая пошла вниз, это сигнал: что-то идет не так, нужно действовать. Это практики, известные во всем мире как learning analysis и predicted analytics.

Немаловажна и внутренняя оценка качества нашего продукта: открытые уроки, на которых оценивается работа преподавателей, тестирование преподавателей на знания и методику.
Фокус на мотивацию
В нашем понимании преподаватель должен быть не просто транслятором знаний, а наставником ученика, примером для подражания, чтобы каждый день мотивировать его на дальнейшие шаги в учебе.

Для большей эффективности должна быть выстроена образовательная экосистема: преподаватель, контент, методология, технология, которая все это связывает. Тогда создается целостный процесс, который мотивирует ученика и ведет его к результату. Если не мотивировать учеников, то курс заканчивают 5%, даже если половина продолжает платить.
Наше исследование мотивации учеников показало, что самое важное — это дополнительная коммуникация преподавателя с учениками, индивидуальная работа вне урока. Домашние задания выполняются в нашей онлайн-системе. Для каждой группы учеников автоматически формируются сводные таблицы по выполненным домашним заданиям. Учитель видит, что недоделано у каждого из учеников, сообщает ему об этом, что занимает буквально 10 минут. При этом ученик чувствует, что ему уделили время и внимание.

Мы искренне верим, что образование будет все больше идти в сторону blended-формата, в котором преподаватель станет мотиватором и драйвером обучения как на уроке, так и вне его.
ЕГЭ — это не конец света. «Навигатор поступления» в Волгограде
Александра Сукиасян
Соучредитель, исполнительный директор школы «Поколение»
Несколько лет назад сформировался новый запрос от родителей старшеклассников муниципальных школ на услугу по подготовке к ЕГЭ.

И действительно, система подготовки к экзаменам сегодня уж очень несовершенна, это огромный и противоречивый рынок услуг репетиторов и головная боль многих родителей. Мы услышали запрос, но не сразу нашли подходящий формат. Не становиться же, в самом деле, репетиторским центром. Мы в целом против этого способа подготовки к экзаменам. Репетиторство — это не поддающийся объективному контролю процесс, напрямую зависящий от квалификации и добросовестного подхода конкретного человека.

На конференции EdСrunch в Москве на глаза мне попалась наклейка со слоганом федеральной компании MAXIMUM: «ЕГЭ — это не конец света». Это у меня вызвало живой эмоциональный отклик. «С этими людьми мы можем совпадать по духу, надо с ними связаться», — подумала я.

«Ребята, хочу, чтобы в Волгограде был MAXIMUM. Это вам интересно?» Они говорят: «Нет, нам неинтересно открывать филиалы, тем более франшизы у нас нет». — «Ну хорошо, я вам позвоню через два месяца».
Это не понадобилось, вскоре уже по их инициативе мы сели за стол переговоров, и сотрудничество сложилось. Так мы стали одним из первых партнерских центров MAXIMUM в регионе. В первый год было не очень много детей. Надо было понять, правда ли перед нами эффективный образовательный продукт или… наклейка была удачная? В первый же год убедились, что продукт действительно первоклассный, что это современный подход к образованию, а команда MAXIMUM работает профессионально.

В этом году в «Навигаторе поступления» участвовало около 3 тысяч старшеклассников, это дети из других школ города, 15 или 16 вузов, из них 6 федеральных, лидирующих, в том числе таких как Высшая школа экономики, МГИМО.
Радует, что дети, которые, например, готовятся к ОГЭ в 9-м классе, в следующем году приходят снова послушать курс для 10-го, 11-го классов. Есть дети, которые с нами уже третий год. Все это, я думаю, говорит о качестве работы. Для нас коммуникация с MAXIMUM — это акселератор развития нашей собственной практики. До этого мы уже пробовали проводить собственные форумы для старшеклассников, приглашали вузы. Наблюдая за работой компании, я освоила полезнейший управленческий опыт, увидела, как работает очень большая компания со множеством филиалов, как выстраивает коммуникацию со своим департаментом образования, с другими структурами.

Проект «Навигатор поступления» нам прибыли не приносит и не окупается. Это наш вклад в общую образовательную среду города, благотворительность и поддержка бренда. Возьму на себя смелость предполагать, что, создавая такие события, мы меняем и образовательную среду региона.
  • Михаил Мягков
    За время нашего сотрудничества с «Поколением» я заметил одну характерную их особенность: фокус на качестве образования. Они очень сильны в методическом обеспечении образования, организации системного подхода к процессам и интеграции учителя в эти процессы. Там не просто учитель значим и с ним много работают, еще его роль, позиция в школе продуманна.

    Другое наблюдение: активность этой команды распространяется далеко за пределы школы. Они органично интегрированы в контекст города и региона и заботятся не только о детях в своей школе. Много образовательных развивающих событий ими делается именно в масштабе города и для города.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще