ПОКОЛЕНИЕ. ВЫБОР

Жизнь после выпускного

Новые профессии, требующие новых навыков, появляются каждые 3−5 лет, поток информации увеличивается, а дети не всегда легко ориентируются даже в базовых понятиях, связанных с профессиональным самоопределением. Классического курса предпрофильной подготовки и стандартных диагностических процедур в 9-м классе совершенно недостаточно.
Светлана Зайкина
первый заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы «Поколение», кандидат филологических наук
Увидеть будущее поколение
Вопросами профориентации мы всерьез занимаемся около пяти лет и за это время утвердились в мысли: подготовка к выбору профессии должна строиться на основе практических кейсов, и начинать ее нужно как можно раньше. Ранняя профориентация хороша тем, что позволяет ребенку сделать множество проб, пройти спецкурсы, освоить программы кружков и секций, поучаствовать в проектной работе. Тогда в 9−11-м классах выбор вуза и специальности будет намного более осознанным и продуктивным.
Уже в детском саду можно дать детям начальное представление о профессиях, заронить зерно будущего самоопределения. В начальной школе, когда ребенок адаптировался к учебе и пробует силы в кружках и секциях, мы впервые посещаем места работы родителей, и чем старше ребенок становится, тем больше возможностей профориентации для него открывается, тем больше в этот процесс включаются социальные партнеры школы.
Спецкурс как пространство проб
С 5-го по 9-й класс, кроме традиционной подготовки к ОГЭ, дети посещают спецкурсы, которые мы организуем в сотрудничестве с региональными вузами-партнерами. Если в 5−6-м классах такие спецкурсы — это способ попробовать как можно больше направлений и тем исследовательской работы, то в 7−8-м классах круг выбора сужается и дети выбирают проектную работу по определенной теме, соотносимой с конкретной профессиональной областью.

Спецкурс выбирается ребенком в начале года после встречи с представителями вузов (ВолГУ, ВГСПУ) и длится один триместр. Таким образом, у каждого из учеников есть возможность в течение года освоить от одного до трех спецкурсов и завершить обучение защитой проектной работы — индивидуальной или групповой.
Профориентация не просто система знаний, информация, а практический навык и способность осознанно делать выбор, не боясь ошибок
Одновременно с этим дети получают наглядное, предметное представление о профессии во время ознакомительных экскурсий на предприятия, производства. Важно, чтобы ребенок своими глазами увидел, скажем, внутреннюю механику ресторанного бизнеса или технологический процесс производства сока на заводе «Сады Придонья».

Таким образом, профориентация длится в течение нескольких лет и позволяет ребенку постепенно сформировать сумму необходимых для самоопределения навыков. А профориентация, как мне кажется, и есть не просто система знаний, информация, а практический навык и способность осознанно делать выбор, не боясь ошибок.

Страх ошибки у детей очень велик. Если я сейчас ошибусь, выберу «неправильную» профессию, что будет дальше? На примерах и максимально близко к практике мы тренируем у ребенка адаптивность, объясняем, что для человека в современном мире стало нормой осваивать новые навыки или профессиональные направления примерно каждые три года, и так в течение всей жизни.
Профи-тур
У старшеклассников и их родителей достаточно высокий уровень притязаний: многие хотят поступать в московские вузы. И здесь, как, впрочем, и в любых других практиках поддержки самоопределения, последовательно работает принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Планируя первый в истории школы профи-тур, мы обращались в приемные комиссии или ректораты с просьбой принять группу наших школьников по индивидуальной программе — ведь дни открытых дверей во всех вузах в разное время. НИУ ВШЭ, РУДН, МИСиС — нигде нам не отказали, а на основе первого опыта сложились партнерские связи. Со временем программа профи-тура расширилась: теперь по предварительной договоренности наших учеников принимают МГИМО, РЭУ, РАНХиГС и другие образовательные организации. Во время таких визитов ребята участвуют в экскурсии по факультетам, беседуют со студентами, деканами, получая информацию из первых рук. В течение всего выпускного года дети при участии родителей ведут дневник профи-тура — специально разработанный инструмент поддержки рефлексии ребенка в период его профессионального самоопределения.
Успех профи-тура во многом зависит от подготовительной работы: необходимо заранее вместе с детьми выделить критерии выбора вуза (конкурс на место, профили, возможности трудоустройства выпускников, программы обмена и подобное) и осмыслить предварительный выбор в соответствии с этими критериями. Если такая работа проведена, то встреча приносит удовлетворение и детям, которые готовы задать разумные вопросы, и лекторам, которые видят будущих абитуриентов — сознательных и ответственных.

Иногда такие поездки играют решающую роль в выборе места учебы и специальности. Например, ребенок хотел учиться в том или ином престижном московском вузе, о котором у него было сложившееся представление, не обязательно реалистичное. Увидев все своими глазами, он меняет мнение и в итоге, возможно, выбирает вуз, который и не рассматривался первоначально.

Первый опыт был успешным, так что сотрудничество продолжилось уже в Волгограде: школа стала городской площадкой образовательных мероприятий с участием ведущих специалистов вузов. Профессора НИУ ВШЭ читали лекции по экономике, информатике, математике для старшеклассников, преподаватель РУДН вел лекторий по химии, приезжал представитель МГИМО. Каждый год тур совершают 19−20 выпускников, что немало в масштабах нашей школы — около 40%.
Генеральная репетиция
Стажировка для десятиклассника — это последняя возможность пробы профессии, своего рода генеральная репетиция перед тем, как совершить окончательный выбор. Это пятидневная обучающая программа на производстве, предприятии или в одной из компаний города, где под руководством куратора ребенок включается, насколько возможно, в работу предприятия. Дети стажируются в юридической компании, на большом предприятии «Волма», в ресторанном бизнесе и многих других организациях, которые возглавляют родители учеников — наши социальные партнеры.

Конечно, даже стажировка не дает возможности глубокого погружения в профессию, такая задача и не ставится. Но что определенно можно сделать, так это развить у детей гибкие навыки, сформировать реалистичное, не взятое из фильма представление о профессии, о коммуникации в профессиональном мире.
Что определенно можно сделать, так это развить у детей гибкие навыки, сформировать реалистичное, не взятое из фильма представление о профессии
Как это происходит? Например, дети получают задание провести опрос, выяснить у руководителя предприятия, что такое в его понимании хороший сотрудник, сделать фотографию рабочего дня, осмыслить результаты своей работы за день, зафиксировать их в дневнике стажера. В один из дней стажировки без предупреждения приезжает психолог, чтобы понаблюдать за работой стажера, побеседовать с его супервайзером от компании. Стажировка завершается отчетом участника о работе, результаты обсуждаются на конференции старшеклассников.

В нашей практике есть замечательные случаи, когда неигровое погружение в профессию явным образом помогало ребенку понять себя. Так, один из наших старшеклассников проявлял интерес к медицине и… еще к нескольким профессиональным областям. Стажировка в городской больнице расставила все по своим местам. Сейчас молодой человек учится уже на третьем курсе медицинской академии и делает успехи.
Закон бумеранга
Выпускной. Окончание большого жизненного этапа. В нашей школе этот день радостный, потому что окончание одного этапа означает лишь начало другого. Да, ребята не учатся больше в школе, мы не видимся с ними каждый день, но судьба их нам по-прежнему небезразлична.

Связь между школой и учениками не разрывается, наверное, потому, что пришедшего в школу ребенка мы воспринимаем не только как ученика, но и просто как человека, которому нужно душевное принятие, искренняя заинтересованность в его судьбе и атмосфера радости вокруг. Вероятно, здесь работает правило бумеранга: чем больше времени, душевных сил вкладывается в создание отношений, тем больше и отдача. Важны, разумеется, педагогические технологии и современные методы, но фундамент успеха всякой педагогической технологии все же человеческие отношения, эмоциональный контакт.
Сто вопросов выпускнику
Как правило, в жизни подростка наступает такой период, когда особенно актуальным для него становится общение со сверстниками или людьми ненамного старше его. К жизненному опыту, мнениям, оценкам близких по возрасту людей дети относятся со вниманием, к их советам прислушиваются.

Особой популярностью среди наших школьников пользуются встречи нынешних учеников с недавними выпускниками. Первокурсникам и второкурсникам дети готовы задать самые разные вопросы: как прошла первая сессия, как живется в общежитии, как общаться с преподавателями — для этого создан специальный мини-формат «Сто вопросов выпускнику». Нам, педагогам, остается наблюдать за тем, как социальный опыт передается от старших к младшим, по сути подкрепляя и углубляя нашу педагогическую работу.
Есть выпускники, которые уже работают и достигли определенных высот в своей профессии. При этом они все еще в том возрасте, когда не слишком далеко ушли от поколения детей. Их мы просим рассказать о своей профессии в формате «Истории успеха»: почему и как они пришли в профессию, с какими сложностями столкнулись, что считают своими достижениями, чему научили их поражения, на что нужно обратить внимание и о многом другом. Детям важно услышать, как может меняться профессиональная траектория молодого человека, какие требуются усилия, чтобы прийти к успеху. В этом плане, например, показателен опыт одной из наших выпускниц, которым она поделилась с ребятами: проучившись некоторое время на экономическом факультете университета, девушка осознала, что быть экономистом не ее призвание, стала стюардессой, достигла успеха в этом деле, даже обрела популярность.
Промежуточные итоги
У нашей школы нет ярко выраженного профиля: есть выпускники, которые выбирают технические специальности и точные науки, есть и гуманитарии. Ребята готовятся стать врачами, юристами, экономистами, инженерами. Среди выпускников нет ни одного непоступившего, хотя, конечно, не все учатся на бюджетных местах: количество таких мест в вузах, к сожалению, сокращается. Тем не менее наша задача — сделать так, чтобы бюджетников становилось все больше. География поступления достаточно широка, и перечень вузов внушителен: крупные города центрального региона, зарубежные вузы — чешские, канадские, американские.

Иными словами, промежуточный результат достигнут, но это не повод останавливаться. Не стану даже утверждать, что нам удалось создать совершенную и законченную систему профориентации, которую мы будем использовать в ближайшие 5−7 лет. Но определенно можно утверждать, что это открытая система, допускающая изменения настолько, насколько этого требует изменяющаяся реальность.
  • Кирилл Зайкин
    выпускник 2019 года, студент факультета организации летной работы бюджетного отделения УИГА
    Бытует такой стереотип: школа — кошмар. Не раз сам слышал подобные отзывы о школьных годах. К счастью, мне даже не очень понятно, о чем речь. Для меня школа — это про силу поддержки окружающих. Я ее чувствовал постоянно и, видимо, благодаря этому научился извлекать пользу из ошибок и неудач.

    Из своего студенческого настоящего я вижу, что все в школе было сделано как надо: было и техническое направление, и гуманитарное — вопрос только в том, чтобы суметь воспользоваться тем, что предлагается, и в этом помогали учителя. Сейчас совсем другой жизненный этап — не будет больше заседаний в холле, шумных перемен, поездок с классом. Но хорошо, что я могу вернуться в школу и на миг оказаться в той суете, отдаться воспоминаниям, связывающим меня с этим местом.
  • Андрей Выстропов
    выпускник 2017 года, студент филологического факультета ВолГУ
    Думая о школе, первым делом вспоминаю учителей: много было ярких эпизодов с ними, они были совершенно захвачены учебным процессом, умели вдохновлять и мотивировать, а еще добиваться прогресса, не травмируя нервные окончания школьников. Поэтому к выпускному я подошел с ощущением, что сданные экзамены — подтверждение моей готовности к независимой жизни, стимул для того, чтобы отбросить сомнения и идти дальше.

    Сильно мне пригодилась активная жизненная позиция, которую воспитала школа, поощряя в нас всевозможные проявления субъектности и инициативы. Даже в самые тупиковые моменты жизни помогают изобретательность и творческая закалка, выработанные в школьные годы.
  • Виктор Константинов
    выпускник 2017 года, студент юридического факультета МГУ
    Я бываю в школе, и всегда радует все та же атмосфера дружелюбия и принятия. Теперь, когда я студент, школа ассоциируется у меня прежде всего с домом. Пожалуй, ни минута, проведенная в «Поколении», не была бессмысленной. Школа дала все необходимое, чтобы двигаться дальше, — взять хотя бы только иностранный язык, уровень которого был достаточным, чтобы спокойно учиться в университете, а теперь и общаться с иностранцами.

    Если бы можно было сейчас повернуть время вспять, я бы, конечно, усерднее готовился к ЕГЭ или олимпиадам, чтобы сразу поступить на бюджет, но что ни происходит — все к лучшему.
  • Матвей Горбунов
    выпускник 2014 года, окончил Truman State University по специальности Business Administration
    Я рад, что школьные годы не были вымороженным сегментом жизни, пространственно-временной резервацией, где нужно пробыть определенный срок, — все эти годы были собственно жизнью. А школа была уютным домом — именно такая ассоциация приходит на ум как самая точная при упоминании школы. Оканчивая школу, я мысленно говорил: спасибо, и пора идти дальше, в неизведанный взрослый мир. А спустя время обнаружил еще некоторые дары, которые принесла мне школа: дружбу с одноклассниками и учителями на долгие годы.
  • Леонид Худышкин
    выпускник 2017 года, студент Института управления и региональной экономики ВолГУ по направлению «бизнес-информатика»
    Оглядываясь назад, на лучшие годы, в течение которых я в меру отдыхал и в меру учился, я не испытываю желания что-то изменить, подправить в школьных подходах к образованию. Душевное отношение, развитие и английский — такой ассоциативный ряд у меня вызывает школа. Оказалось, что в жизни важны действительно знания, а не оценки, которые, кстати, могут быть и объективными, и необъективными.

    Хотя, несомненно, сложный момент — самоопределиться после школы. Я думаю, что человек в возрасте 16−17 лет и не может на все 100% и сразу сделать такой выбор, даже при поддержке и давлении со стороны социума. Думаю, что на эти вопросы еще надо искать ответы, да еще с учетом того, что мир постоянно меняется.
  • Земфира Исмаилова
    выпускница 2013 года, окончила СПбПУ по специальности «реклама и связи с общественностью»
    В момент окончания школы было не по себе: детство прошло, впереди неизвестность. Но именно школа дала базу знаний, которыми я пользуюсь до сих пор. В университете мне очень не хватало школы, учителей, которые в меня вкладывались и помогали в процессе всего обучения. Всегда с теплом и трепетом вспоминаю о школе и о людях, которые меня окружали, и бесконечно благодарна своему любимому учителю — Инне Валериевне!
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще