Школа не должна недооценивать свое влияние. И обязана понимать, что не может быть профанацией жизни. Я видел в достаточном количестве школы, где все играют какие-то роли. Педагоги — роли людей, которые чему-то учат, дети — роли лапочек, потому что так надо. Хочешь курить — за пределами школы. Хочешь подраться — тоже, пожалуйста, выйди. Здесь на взрослых орать нельзя, это нельзя, то нельзя… Не потому, что так нельзя в жизни, что так неправильно, а потому, что мешают работать или в школе так не принято. То есть это некая постановка, причем длительностью в 11 лет, бесконечный сериал. Но так неправильно.
Школа должна быть настоящей жизнью, педагоги должны реально переживать, реально страдать, реально эмоционально отдаваться. Дети должны жить сложной жизнью, потому что без сложных поступков, без сложных решений не бывает культуры. Она в принципе так формируется.