Я человек московский. Давно здесь родившись, живу и почти не думаю о переезде. Много видел стран, как-то в бессоннице стал их считать вместо овечек, получилось четыре десятка. А в некоторых был и по два-три, десять раз. Но всегда возвращался в свой город. Здесь все — родные, друзья, мои люди. Здесь всё — работа, любимые места, запахи.
Я всегда пиарил Москву, и всегда было за что. И сейчас есть — например в образовании. Поэтому когда представилась возможность участвовать в работе Общественного совета столичного департамента, я за нее поборолся. Нет, я не фанат официальной системы, о чем многократно публично заявлял. Так вышло, что я посмотрел на нее изнутри — в крупном подведе, а затем в федеральном министерстве. Учился сам, учились мои дети. Думаю, хорошо представляю себе ее состояние, причины и следствия.
Поэтому и появился независимый EdExpert, несущий в себе свободную мысль об образовании, позволяющий видеть альтернативу, объединяющий людей дела, ищущих и находящих. В то же время я не сторонник критики и конфронтации. Два сектора должны видеть друг друга, где-то сотрудничать, в чем-то конкурировать. Это только на пользу рынку и обществу.
Столичное образование при всех болячках в эти годы прирастало. Объемы вложений в отрасль увеличивались, престиж работы в школе заметно вырос. Оснащение, оборудование, качество строительства, финансирование — все в плюс. Появились цифры, столь желанные для отчетов. Появилось качество, занявшее строчки в международных рейтингах. Появились разумные управленцы, спрятавшие до поры свое лидерство, способное вызвать гнев начальства.
Образование жило всё время как за каменной стеной. Эта стена была непроницаема как для личных инициатив, многообразия и вариативности, инновационной смелости, так и для любого негатива извне. Управляемая, контролируемая, понятная ее лидеру надежная система.
Сегодняшнему руководству департамента образования и науки Москвы потрясения тоже не нужны. В этой системе они исключительно не нужны власти во все времена. И не стоит ждать, что любой хороший-плохой-злой чиновник придет и развернет систему к человеку, откроет двери, заговорит с родителями на равных, станет воспринимать стандарты не как рамку, но как критерии качества, а учебники выпустит из-за решетки федерального перечня. И как добрый садовник будет радоваться буйному росту любых, не укладывающихся в геометрию, клумб и грядок, растений.
Нынешнему департаменту с этим не справиться, никому в официальной системе с этим не справиться. И не надо. Пусть Москва просто не останавливается, не теряет руля, пусть продолжает накапливать запас прочности. Пусть медленно, но внедряются технологии, пусть выпускники системы находят себя в экономике города. Пусть будет чуть больше уважения к личности — директора, педагога, ученика и родителя. Пусть прорастет и укоренится Доверие.
***
Этот номер мы посвящаем Москве. В номере наш разговор с руководителем ДОНМ Александром Молотковым, представление крупнейшего комплекса «Покровский квартал» и другого гиганта, но в дополнительном образовании — Московского дворца пионеров на Воробьевых горах, которому я сам отдал несколько лет жизни, где многое дорого.
Прекрасно отдаю себе отчет в том, что кто-то из преданных читателей упрекнет в непоследовательности — мол, рупор частной инициативы, смелый EdExpert вдруг навел фокус на госов. Да, считаю это правильным. Наш читатель — преимущественно управленец, а хороший руководитель, будь то частная компания или государственная школа, всегда интересуется: «А как у них?» Это — во-первых, а во-вторых — читайте номер до конца. В нем немало и совсем иного контента, рассчитанного и на вкус «нашего клиента». Мне нравится, как под одной обложкой говорят две тетради, как сообщаются сосуды — так и должно быть. Так и будет рано или поздно.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!