ИНФРАСТРУКТУРА. ЗЕМЛЯ

Учитель из бетона

Зачем школьнику смотреть на стены
Человека учит и воспитывает все, что его окружает: картины на стенах, шершавая кора деревьев в парке, первая встреча с соседским котом. Грамотно спланированная среда может и должна становиться «третьим учителем». Чем эстетически богаче и разнообразнее обстановка, тем больше фантазий и образов рождается в сознании ребенка.
В последние годы школьная инфраструктура, архитектура, дизайн, предметно-пространственная среда подвергаются переосмыслению и перерождению.

Морально устаревшие интерьеры уже не могут мотивировать современных учеников и педагогов решать актуальные образовательные задачи.
  • Елена Иванова
    Кандидат психологических наук, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов Московского городского педагогического университета.
    Чтобы среда стала действительно „третьим учителем", необходимо переосмыслить, перепроектировать школу, пространство которой должно вдохновлять детей на креативность, активные коммуникации, самовыражение и коллаборации.
Возникает вопрос: как создать новую по духу школу или детский сад? Где найти ресурсы на модернизацию? Ответ: сегодня «умная» среда возникает в школах благодаря редизайну.
Мы много двигаемся в течение дня. У нас есть уроки вроде истории или литературы, основная часть которых проходит в обсуждениях, и сидеть прямо за партой не требуется. На переменах мы лежим в коридоре на диванах и подушках.

Здорово, когда место сразу объясняет, что в нем происходит. Например, в классе географии на стене нарисованы силуэты материков. В классах литературы висят постеры по мотивам произведений. Кабинет химии выглядит очень необычно— там много нестандартных помещений, и сразу понятно, что это кабинет химии.

Помню, как я писала экзамены в некоторые другие школы. Они пугали меня одним своим видом. Когда ты учишься в сарае, в школу идти не хочется.
Света Королева, ученица «Новой школы»
Например, в ГБОУ «Школа № 2101» после серии семинаров по соучаствующему проектированию с детьми и педагогами были организованы рекреации для активного отдыха — с меловыми досками на всех этажах и местами для неформального общения, чтобы повысить позицию субъектности детей в пространстве школы.

Образовательные учреждения, построенные по индивидуальному плану, работают эффективнее, чем типовые здания. Индивидуальный проект не только опирается на специфику школьного образования, но и органично вписывается в городскую среду. Кроме того, подобные проекты чаще всего по силам частным инвесторам. Если раньше бизнес воспринимал строительство школ как нагрузку, «съедающую» часть прибыли от реализации жилых «квадратов», то теперь хорошая школа в жилом комплексе становится конкурентным преимуществом.
Типовая уникальность
Группа компаний «А101», входящая в «большую тройку» девелоперов Москвы, за несколько лет вплотную приблизилась к потоковому строительству уникальных школ, которые потом передаются городу. Причем это районные школы, в которые дети ходят бесплатно.

ГК «А101» строит сразу в масштабе жилого района — от 50 до 300 га, что позволяет создавать городскую среду нового типа. Район формируется с учетом европейских традиций: много мест общего пользования, бульваров, которые побуждают человека выйти наружу из замкнутого пространства квартиры.

Первые этажи жилых домов заняты кафе, магазинами, клиниками и творческими центрами. В этой живой среде детские сады и школы тоже становятся зонами притяжения.

Свое представление о школах и детских садах ГК «А101» зафиксировала в Концепции образовательной среды, разработанной в содружестве с финской компанией Martela и Центром психологического сопровождения образования «Точка ПСИ».
  • Игнатий Данилиди
    Генеральный директор ГК «А101»
    Используя лучшие мировые практики и свои разработки, мы стали двигаться к собственным стандартам школ и детских садов. В наших школах мы стараемся каждый метр, каждый предмет «напитать» образовательными функциями, сформировать все таким образом, чтобы разбудить в детях жажду творчества, познания, скрытые от них самих таланты. Уникальные наработки переходят из проекта в проект и становятся типовыми.

    Имеет значение решительно все: цвет и покрытие стен и поверхностей, акустика, свет, даже температура в классе влияет на то, как ребенок воспринимает знания, насколько хорошо усваивает материал.

    Школа в ЖК «Испанские кварталы» имеет большое количество общих пространств, в том числе два амфитеатра, информационный центр, актовый зал-трансформер. Арт-зона, где дети могут «похвастаться» своими работами, примыкает к общественным зонам, фактически становится их естественным продолжением. Таким образом, мы «экономим» на классе искусств и вербуем в «творческие» проекты новых участников, «заставляем» ребенка стремиться стать «лучшим», чтобы именно его работа привлекла максимальное внимание.

    Одновременно вертикальные связи амфитеатров и лестниц, скругленные объемы, ломаная геометрия коридоров избавят детей от скуки, сделают пространство интересным и притягательным. В отделке помещений используется крупный крашеный силикатный кирпич и стеклоблоки. Похожие по форме, но разные по прозрачности материалы создают фактурную и световую игру. Базовую отделку дополняют яркие элементы изумрудного и мандаринового цветов.
По словам Елены Ивановой, к типовым особенностям современной образовательной среды можно отнести открытость и большие пространства. Зону рекреаций нужно использовать в образовательном процессе, а пришкольная территория обязательно должна быть включена в образовательную деятельность. Туда могут быть вынесены уроки и практические занятия в специально оборудованных амфитеатрах, на опытных станциях, в лабораториях на открытом воздухе.
  • Игнатий Данилиди
    Генеральный директор ГК «А101»
    Мы, наверное, несколько увлеклись амфитеатрами. В образовательном центре в жилом комплексе «Белые ночи», который объединит детский сад для 150 малышей и школу на 550 учеников, амфитеатр-трансформер в обычное время станет местом сбора и общения, а при необходимости будет превращаться в лекторий, танцевальный зал или театр. Так зона «шума», как ее называют проектировщики, станет многофункциональной. Вместо отдельной библиотеки в рекреациях и коридорах будут стоять стеллажи с книгами.
Школа-холст
В другом образовательном центре ГК «А101» дети в числе прочего будут изучать основы промдизайна, архитектуры и компьютерной анимации, теорию искусства и культурологию.

Так, навыки архитектурного проектирования школьники будут приобретать в сочетании с расширенным курсом работы со специальным программным обеспечением — 3DMax, AutoCAD, ArchiCAD и т. д. Кроме того, в образовательном центре планируется разместить современную медиалабораторию с профессиональной студией звукозаписи, павильоном для видеосъемок, а также компьютерным классом для редактирования фото- и видеофайлов, работы с компьютерной графикой и программами верстки.
  • Игнатий Данилиди
    Генеральный директор ГК «А101»
    Во-первых, это реальный старт во взрослую жизнь. Я надеюсь, что кто-то уже в школе найдет свою профессию. Во-вторых, подобная практическая задача школы существенно повлияла на воплощение в камне — отсюда монохромная цветовая гамма и некоторая незавершенность интерьеров.  Одна из ключевых задач будущего здания — дать ученикам возможность для самовыражения через искусство. Так, на стенах планируется смонтировать рамы, на которые можно повесить картину или постер, а на потолке — конструкции для монтажа объемных предметов. В общественных зонах появятся специальные ниши с пьедесталами под скульптуры или инсталляции. При этом в экспозиционной части коридоров и рекреаций можно будет управлять интенсивностью цвета и цветовой температурой, чтобы создать нужный антураж или визуальный акцент.

    Ученики сами или при помощи учителей смогут «додумывать» облик школы и при желании менять его, создавая всякий раз новое пространство. Этому станут «помогать» даже стены, на которых можно будет рисовать, а затем при необходимости оперативно избавляться от нарисованного. Перегородки планируется делать из натянутой на подрамник ткани, перфорированного металлического листа. Так можно не просто зонировать помещения под разные нужды, но и по-разному их декорировать или увеличивать выставочные мощности школы, давая 15 минут славы каждому ученику.
Я иду в школу и вижу панельные окна, изломы, изгибы, разнообразные оттенки цветов. Все необычное и такое разное. И я сразу настраиваюсь на учебный процесс. Классы-трансформеры в обычное время выглядят, как три небольших кабинета на 12−15 человек. А если нужно провести лекцию или массовую работу, то панели раздвигаются и превращают три помещения в один лекторий. Я занимаюсь тем, что мне нравится. Хочешь — садись за мольберт и рисуй, хочешь — играй на гитаре, хочешь — занимайся химией. Думаю, среда влияет на человека, на его внутренний мир. А во внутреннем дворе недавно посадили деревья. Когда они вырастут, я вернусь и буду гулять там и наслаждаться.
Серафим Рылов, ученик «Летово»
  • Игнатий Данилиди
    Генеральный директор ГК «А101»
    Концепция образовательной среды ГК «А101» зафиксировала три базовых принципа наших «детских» объектов, — продолжает Игнатий Данилиди. — Первый — психологический комфорт, который достигается за счет сочетания пространств для общения и уединения, обилия естественного света, разнообразия интерьеров. Второй — непрерывное образование. Все помещения должны способствовать тому, чтобы дети могли неосознанно для самих себя что-то узнавать, пробовать, делать. Неотделимой частью данного принципа является безусловная многофункциональность всех помещений. Третий — прогресс с пользой для ребенка. Оснащение школы должно быть направлено как на получение современной теоретической базы, так и на возможность применить любые знания на практике.

    И мы ушли гораздо дальше «букв на бумаге» — мы стали строить, опираясь на сформулированные требования. Фактически вся теоретическая работа, включая параллельное строительство одной школы на 1775 мест (на момент ввода в эксплуатацию в 2017 г. это была самая большая школа Москвы. — Прим. ред.) и двух детских садов на 545 мест, проводилась в 2016—2018 гг. Часть идей мы тестировали «с колес». В школе создали два конструктивно разных ядра — образовательное и спортивное с пятью спортивными залами и бассейном. В классах все внешние стены в коридор сделаны прозрачными, поэтому школа буквально пронизана светом.

    На примере этой школы стали тестировать принцип смешивания и разведения возрастных потоков — появилось возрастное зонирование школы, в том числе актовые залы для малышей и более взрослых детей.
  • Игнатий Данилиди
    Генеральный директор ГК «А101»
    Сейчас уже понимаем, какие идеи стали рабочими, какие явно «затратными» даже с точки зрения разумного использования площадей. Например, можно было иначе спроектировать комьюнити-центр, одновременно являющийся библиотекой, класс робототехники.

    Но не ошибается только тот, кто ничего не хочет делать. На текущий момент уже строятся два образовательных центра, объединяющих детские сады и школы, две школы и два детских сада, один из которых мы вводим в текущем году. Активно взаимодействуем с профильными вузами — нарабатываем партнерскую базу. Сейчас главное — в тесном контакте с преподавательским составом научиться использовать все преимущества новой образовательной архитектуры. Нам повезло: вся наша «детская» инфраструктура сосредоточена в локационной близости — Коммунарка и Николо-Хованское (Новомосковский административный округ. — Прим. ред.). Таким образом, у нас получается построить в Москве кластер новых по формату образовательных учреждений на стратегической с точки зрения образования ветке метро, Сокольнической. В непосредственной близости от нас находятся все ведущие вузы страны.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more