Руководитель начальной школы ОАНО «Новая школа» и регионального проекта по дошкольному образованию в г. Альметьевске (Республика Татарстан)
Основной залог успешности образовательного процесса — это эффективность педагога, его одержимость теми педагогическими и образовательными идеями и предметами, которыми он владеет. А вот архитектурные и планировочные решения могут сыграть двоякую роль — и отрицательную и положительную. Высокий уровень комфорта может как развратить человека, так и обогатить, приподнять его. Если говорить о современной архитектуре школ, то мне кажется оптимальным отталкиваться от личностной субъектности ребенка, которая проявляется в самостоятельности, независимости суждения, способности заботиться о ближних, умении учиться, видеть и решать проблемы, строить и развивать отношения.
Можно создавать прекрасные дворцы, а можно — места для активного «самообслуживания». Сейчас усилиями родителей и педагогов дети максимально отдалились от проявления самостоятельности, и это вызывает сожаление. Когда человек сам себя обслуживает, он может оценить свои потребности и запросы, анализировать их с точки зрения необходимого и достаточного.
Например, расстановка парт в «затылочном» режиме — это отголосок прошлого, нацеленность на внимание исключительно к говорящему взрослому. Когда ученики самостоятельно расставляют столы по кругу или малыми группами, они учатся совместным действиям, находятся в общем замысле, понимают общую учебную задачу.
Для детей важны общие пространства вне классных помещений, причем важно учитывать возраст учеников. В начальной школе ребята очень хотят двигаться: бегать, прыгать, играть в «резиночку» или в мяч. Нужно дать им возможность это делать.
Сейчас в школах появляются специальные помещения, где хранятся велосипеды или родители ждут детей. Мне не кажется это излишеством. Но если школа находится в сельской местности, и ребенок сам идет после уроков домой, то нужны ли места для ожидания? Вряд ли. А вот если люди едут в школу по 30−40 минут из других районов, то, конечно, нужны, особенно на Севере. Если в школу удобно добираться на велосипеде, то понадобится парковка. То есть многое определяет локация.
Места для уединения тоже необходимы. В финских школах есть традиция выходить во время перемен на улицу. Для нас, к сожалению, это сложно: наши школы многоэтажные, в отличие от финских. Каждый учитель знает, насколько важно проветривать класс после урока, но дети с большой неохотой покидают классные помещения, поскольку в коридорах негде уединиться, негде сесть напротив друг друга и поиграть, пообщаться или даже побегать.
Архитектура школы должна побуждать ребенка к самоорганизации, к развитию инициативы, а это крайне трудно реализовать в ситуации интерьерной статики. Школьная архитектура может и должна быть пластичной и многофункциональной.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!