Слово ИЗДАТЕЛЯ
Колледжи vs школы
Денис Кравченко
Главный редактор EdExpert
«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», — читал я на стенах московской партийной типографии, бегая по ее коридорам и цехам молоденьким курьером. Врезалось. И пусть тогда это воспринималось как чуждый образец советской агитки, смысл был понятный: работать почетно. Типографские всегда считались элитой рабочего класса, они относились к себе с уважением, важничали. За их работой было интересно наблюдать, кипели достаточно сложные и технологичные процессы. Здесь, в типографии, я впервые увидел персональный компьютер. Сюда шли выпускники московских техникумов и училищ.

Такой техникум, а именно Техникум креативных индустрий им. Красина, в прошлом году закончил мой старший сын, стал редактором. Решил еще поучиться, поступил на бюджет в Московский политех. С тех пор я хотел отдать должное, поблагодарить отечественную систему среднего профессионального образования, которая только что отметила свое 80-летие.
На обложке этого номера мы столкнули общее образование и СПО. Конечно, это искусственная журналистская драматургия. Школы и колледжи до сих пор не конкурировали напрямую. Сегодня они решают разные задачи. Но не такие уж разнонаправленные, как мы привыкли думать, находясь во власти стереотипов. По-прежнему плохо информированные, мягко говоря, родители пугают ребят, приносящих из школы тройки, колледжем и профтехом (раньше звучало произносимое с пренебрежением, если не с презрением слово «путяга»).

Этот стереотип, однако, стремительно улетучивается. Возможность достаточно быстро получить высокотехнологичную и хорошо оплачиваемую на рынке специальность стала цениться выше. В 2020-м ряды студентов системы СПО пополнили рекордные 1,2 млн (например, в 2017 году 963 тысячи человек). И это вовсе не следствие тренда «побега от ЕГЭ», как считалось некоторое время назад. Ведь количество выпускников СПО, которые в первый же год после окончания поступают в вузы, значительно сократилось за пять лет, с 30% до 12%!
Эти цифры привёл первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко на форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России», Якутск, март, 2021.
Почему так происходит? Нет одного ответа, целый набор факторов сделал тенденцию столь ощутимой именно к этому моменту. Некоторые исследователи склонны видеть первопричину в сложившейся экономической ситуации. Подростки чаще предпочитают поступление в колледж в тех регионах, где ниже показатели социального развития и выше уровень безработицы среди молодых.

С этим не поспоришь. Но это, разумеется, не все. Многие осознанно ищут альтернативу учебе в старших классах школы, которая, по сути, превратилась в подготовку к ЕГЭ. Параллельно наметился тренд к снижению престижа высшего образования, а сами вузы все поднимают проходную планку. Недавно SuperJob поделился результатами ежегодного опроса родителей одиннадцатиклассников. В этом году только 43% заявили, что их дети собираются поступать в вуз. В 2010 году такой ответ давало абсолютное большинство — 80%. В пандемическом году кто-то понял, что не способен на дистанте полноценно подготовиться к ЕГЭ и вступительному испытанию в вуз «на бюджет». Другие семьи заглянули в кошелек и трезво решили отвернуться от «платного».
И наконец, главный сценарий, повлиявший на рост привлекательности и конкурентоспособность СПО. Сама система среднего профессионального образования стала меняться с невообразимой для консервативного отечественного образования скоростью. Главным драйвером быстрых и эффективных изменений стало пришедшее десять лет назад в нашу страну движение WorldSkills, а когда четыре года назад Россия приняла мировой чемпионат, всем стало ясно, что изменения качественные и необратимые. Все последующие годы, находясь под высочайшим покровительством, движение, как локомотив, уверенно тянуло за собой всю систему. Об этом наш разговор с Робертом Уразовым в этом выпуске. Об этом, так или иначе, говорят все руководители колледжей, чьими кейсами мы с удовольствием делимся. Директор 1-го МОК Юрий Мироненко даже настаивал при нашей встрече, чтобы в номере, посвященном СПО, обязательно присутствовал глава Ворлдскиллс Россия, за что ему весьма признателен.
Edxpert всегда про выбор. И сегодня выбор в пользу колледжа становится отнюдь не вынужденным, к нему приходят вполне осознанно. Мы нисколько не умаляем роль школы, не хотим ставить под сомнение престиж университетов. Но и тем и другим теперь стоит учитывать набирающий силу тренд.

Через родной профтех когда-то прошли Королев и Гагарин. 60 лет назад эти люди совершили планетарный прорыв. Когда следующий?
***
В раздел «Школы» мы пригласили тех представителей общего образования, кого конкуренция не пугает. Через призму уникальности и оригинального дизайна старшей школы особенно интересно смотреть на опыт коллег, представляющих известные в нашей стране школьные бренды.

Школа «Ника» (Москва) — многопрофильная, классическая, ориентированная на ценности национальной культуры, но открытая миру, свободно говорящая на языках.

«Школа будущего» (Калининградская обл.) меняет социум и демонстрирует новую степень открытости во взаимодействии с теми же учреждениями СПО.

Университетская гимназия МГУ (Москва) учит видеть сквозь оптику науки, в ней преобладает исследовательский подход.
Гимназия святителя Василия Великого (Московская обл.) удерживает традиционные ценности, даже когда ориентируется на высокий академический результат.

«Умка» (Новосибирск) — индивидуализированная старшая школа, здесь царит свобода, ответственность и поддержка выбора, поиск внешних ресурсов.

Вновь вспомню Юрия Алексеевича: поехали!
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще