НОВАЯ ШКОЛА. МОСКВА

Совпадая с жизнью

О том, как гармонично вписать образование в жизнь и как изменится школа уже в ближайшем будущем, рассказывает Юлия Жилина (Вешникова), соавтор ОАНО «Новая школа».
СПРАВКА
Юлия Жилина (Вешникова)

генеральный директор ООО «Анилиж Бюро», сооснователь JulyLife, член экспертного совета проекта «Родитель — Учитель», сооснователь и первый директор, НО БФСО «ДАР» (2005−2019), соавтор ОАНО «Новая школа»
А что, так можно было?
Новое время, предлагая самые неожиданные вызовы, вдохновляет нас искать неординарные и вместе с тем естественные решения в разных областях нашей жизни. То, чего когда-то нельзя было представить даже в самых смелых мыслях, становится воплощенной в реальности обыденностью. Скорость изменений возросла невероятно. Ставшая крылатой фраза «А что, так можно было?» точно отражает общее настроение значительной части общества. Оказывается, можно не ездить в офис, а быть на удаленке; работать не с девяти до шести, а по гибкому графику; не поступать в вуз сразу после школы, а взять год на раздумья, и даже можно не ходить в школу, а учиться дома.
Расширяя базовый функционал, школа становится культурно-образовательным центром, где решаются образовательные задачи всех ступеней образования с опорой на общественный ресурс
И всё чаще звучит вопрос: «Зачем нужна школа современному обществу и какой она должна быть, если вообще должна?» Как органично соединить с жизнью каждую из ступеней образования, в том числе и с точки зрения архитектурных решений, и функционально, по смыслу?

Результатом месяцев самоизоляции стала всеобщая заинтересованность в том, чтобы найти оптимальное решение, образовательную концепцию, которая объединит в себе все задачи и учтет все особенности нового времени. А в роли активных заказчиков сейчас выступают буквально все: и государство, и родители, и дети, и педагоги, и сами учебные заведения, и девелоперы-застройщики, и компании, предоставляющие услуги дополнительного образования.
Здравый смысл
Придя в образование в 2004 году и изучив детально основные дефициты того времени, в своих первых статьях я писала о том, что современная школа требует существенных изменений прежде всего в плане осознания цели своего существования.

Суть моего подхода — руководствоваться здравым смыслом, создавая любой образовательный проект. Увидев с позиции моего тогдашнего опыта в бизнес-среде, насколько школа отстоит от реальной жизни, отстает от времени, обнаруживая невероятное количество старых, закостенелых, уже не работающих приемов и методов, я поняла, как важно привести в школу жизнь. Подружить образование с фактическими запросами и вызовами времени.
Поскольку любую среду формируют люди, необходимо было, во-первых, пригласить в школу нешкольных людей, педагогов и предметников-практиков, которые могут дать детям современное представление о мире, вызвать у них интерес к учебе. Так мы и поступили, начиная свой пилотный проект в одной из московских школ. Отстающая районная, никому не интересная школа стала через несколько лет популярной и востребованной, с конкурсом в первый класс.
По большому счету всё, что тогда было придумано принципиально нового, — это приглашение в проект нешкольных людей-энтузиастов и дизайнерский ремонт (по сути, самый первый в Москве). Он превратил типовое школьное здание в волшебную развивающую учебную среду, где каждый квадратный метр площади продуман до мелочей в соответствии с потребностями ребенка.

Наши системные подходы и решения, легко применимые практически в любой школе, мы затем описали в буклете. Многие из этих решений используются сейчас и на государственных, и на частных площадках. Но тогда мы были первыми и единственными. Это был наш триумф и наше маленькое чудо.
Открытый контур
Однако буквально через пару лет начался спад, из школы постепенно стала уходить жизнь. Я много думала об этом и поняла: для того чтобы в школе естественным образом была жизнь, нужно много разных активностей внутри школы и много внимания людям, работающим в ней.

Как показала практика, никакие финансовые стимулы не формируют долгосрочную мотивацию. И только внимание внешнего мира к школе, которое и есть энергия, спасает людей от выгорания. Так мы пришли к идее школы как, образно говоря, образовательной и культурной Мекки, которая открыта не только для учеников, учителей и родителей конкретной школы, но и для любых других детей и взрослых.
Полипрофильная школа, занятия в атриуме, новая образовательная среда с 2010 года
Этот второй принцип я реализовала в «Новой школе», открытой в 2017 году. Разомкнутый контур, возможность для любого ребенка прийти в насыщенную, прекрасно оборудованную образовательную среду, много интересных и ярких взрослых — всё это стало визитной карточкой «Новой школы». Это первая и, возможно, единственная школа, настолько открытая для внешнего мира, ведь государственные школы работают в основном со своими учениками, а для частных, особенно дорогих, школ доступность и прозрачность в целом не характерны. В какое бы время вы ни шли в «Новую», всегда навстречу людской поток: утром — родители, которые отвели детей в школу, днем — ученики «Новой», спешащие по специализированным занятиям, вечером — учащиеся дополнительного блока. С раннего утра и до позднего вечера окна школы приветливо сияют теплым светом.
Так через расширенный спектр дополнительного образования и специально разработанную IT-платформу удалось частично реализовать третий, основной, принцип моей базовой концепции: образование 360*. Он заключается в том, что буквально всё, что нас окружает, может быть способом поддержания естественного познавательного инстинкта в тонусе.
Время практиков
За два десятилетия изменилась школьная среда, стали повсеместно появляться замечательные новые школы с прекрасными условиями для обучения и развития детей. Радостно думать, что это в том числе благодаря моей работе, а также работе моих соратников. Коллеги в образовании стали более открыты и нацелены на партнерство, появилась ярко выраженная тенденция к объединению школ и целых направлений.

Даже в частном секторе существенно уменьшился страх конкуренции, современные технологии открыли перед обществом совершенно неожиданные образовательные перспективы, размывающие границы не только учебных заведений, но и стран.
Уверена, что законодательство вскоре отразит и зафиксирует изменения и возможности, ведь уже сейчас нет жестких требований о высшем образовании при трудоустройстве, а самозанятость вообще не предполагает никаких дипломов, живому рынку потребителей важны результат и качество. Приходит время делателей, в котором рулит свободный рынок. Потому так важно уловить запрос, понять, чего недостает людям, что может сделать их счастливее, увереннее в завтрашнем дне и в будущем своих детей.
Гибридное решение
Недавняя пандемия, поделившая время на «до» и «после», лишь ускорила множество процессов, которые уже невидимо происходили в глубинных пластах общества.

Решение, которое сейчас ищут в образовательном секторе относительно будущей модели образования, с большой вероятностью будет гибридным. И даже передовые общеобразовательные школы, первоначально задуманные только как офлайн-площадки (а до марта 2020 года редко бывало иначе), могут оказаться среди отстающих. А те команды и организации, которые почувствуют, куда и к чему движется мир, к каким решениям он нас подталкивает, смогут реализовать их наилучшим образом, ведь все и всё уже готово, стоит только протянуть руку.
Эстафета принята: «Новая школа», 2017 год
Уже больше года я консультирую частных инвесторов, а также образовательные и девелоперские организации, и могу уверенно заявить, что обозначенная мной в начале двухтысячных тенденция «привести в школу жизнь» сменилась на еще более органичную: «вписать школу в жизнь».

Расширяя базовый функционал, школа становится культурно-образовательным центром, где решаются образовательные задачи всех ступеней образования с опорой на общественный ресурс. В таком центре объединятся дошкольное образование по новой модели, с участием, например, людей пенсионного возраста, готовых внести вклад в решение образовательных задач; ступень начальной школы, которая в большей степени нуждается в офлайне, средняя и старшая ступени, которые в школах-флагманах уже несколько лет используют комбинированный подход.
При объединении дополнительного образования частного сектора, государственных и частных образовательных площадок понадобится такая финансовая модель, которая позволит окупать реализацию базового учебного плана и даст возможность школе зарабатывать, направляя дополнительный ресурс на развитие школы, улучшение качества обучения, сопутствующих услуг типа питания, медицины, охраны, уборки.

Кстати, многие современные родители с радостью придут работать в такой центр, что поможет решить вечный вопрос кадрового голода. Ресурс родительского сообщества сейчас недооценивается, с ним пока не умеют работать, но тенденции к партнерству с родителями у лидеров рынка очевидно просматриваются. Именно родители сейчас берут ситуацию в образовании в свои руки, что отчасти облегчает напряженную ситуацию в госсекторе образования. Но, конечно, это не панацея и не единственное решение.
Новая стройка
Поиски системных решений для образовательных объектов нового поколения в строительном секторе ведутся много лет. Нас ждет новая эра образовательных центров с принципиально иной архитектурой, отвечающей запросу нового времени. Модульность, многофункциональность, безопасность, современное техническое оснащение — вот что прежде всего будет отличать новые здания.

Девелоперы уже сейчас проектируют застройку, принимая во внимание социальный аспект, и многие семьи при покупке жилья ориентируются на образовательную инфраструктуру того или иного жилого комплекса. Целые кварталы, и не только удаленные от центра, становятся больше похожими на город в городе.
Пробки, возможность удаленной работы, затрудненное межрегиональное движение в условиях новой реальности — предпосылки для появления гармоничной новой образовательной системы на основе здравого смысла и с простыми базовыми принципами. Органичное переплетение учебного, воспитательного, развивающего и культурно-досугового пространств в одном здании — оптимальное решение и ситуация выигрыша для всех потенциальных участников процесса.

Такие центры будут востребованы не только в крупных городах, спальных районах и жилищно-строительных кооперативах, регионы тоже нуждаются в таком решении, которое будет экономить человеческие, финансовые и временные ресурсы.
Удачная комбинация
Запустив «Новую школу» в самостоятельное плавание, я поняла, что моя миссия в частном среднем образовании завершена. Жизнь требует уже не локальных, отраслевых, а универсальных системных решений, именно это мне и интересно. Сейчас мы с единомышленниками и партнерами начинаем сразу несколько проектов и программ, объединяющих в себе и образовательные, и общекультурные задачи, и бизнес, и, по сути, новую социально-общественную экосистему.

А в образовании сразу несколько площадок ищут и разрабатывают собственные решения. Лучшее и системное органично станет сетевым, потому что его ждут уже повсеместно. Людям очень нужен удобный конструктор, из которого можно собрать свою новую школу, руководствуясь основными базовыми принципами, заложенными в фундамент очень нужного обществу универсального образовательного решения.
Если раньше можно было с уверенностью говорить, что нет идеальной школы, а есть школа, которая наилучшим образом подходит вашему ребенку, то теперь приходит эпоха, когда будет наиболее удачной индивидуальная комбинация, подобранная с учетом способностей, возможностей и запроса конкретного ребенка и семьи. Именно в этом проявится персонализация образования, о которой так много говорят.

Выиграют все, поскольку чем больше будет образовательных возможностей и траекторий развития, тем лучше. Главное, чтобы это были на самом деле качественные ресурсы.

Грядет совершенно новая эпоха в образовании.

Она уже на подходе.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: