КОМЬЮНИТИ. ТЕХНОЛОГИИ
Практики будущего
Нерв образования в 20-х — это нарастающая рассинхронизация темпов изменений во всех сферах общественной жизни. Образование меняется медленнее, чем традиционные отрасли; отрасли — медленнее, чем новые рынки; те, в свою очередь, отстают от цифровой сферы; и никто не успевает за волнами хайпа в инфополе.
СПРАВКА
Дмитрий Земцов

лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение», проректор по развитию Дальневосточного федерального университета
Для системы образования не внове ощущать свое отставание и перестраиваться: можно, например, вспомнить ломку схоластической модели в эпоху Возрождения. Но к 2020 году традиционные образовательные институты уже начали воспринимать разницу темпов изменений как непреодолимую.

Фактически ни один образовательный институт не может одновременно воспроизводить базовую модель цивилизованного человека и адаптировать людей к будущему. Готовить людей, адекватных своему времени, в 20-х станет фактически невозможно. Образовательным институциям придется сделать выбор: прошлое, которого скоро не станет, или будущее, которое может не наступить?
Наша группа считает, что за ближайшее десятилетие сформируется новый общественный договор, совмещающий разные модели, — условно говоря, «образование-1» и «образование-2». «Образование-1» сконцентрирует в себе математическое мышление, умение применять математические модели в реальности (включая физику, теоретическую химию); логическое и методологическое мышление (основы логики, гносеологии, методологии познания); семиотическое мышление (литература, культурология); историческое мышление. Это потребует переосмысления как традиционных школьных предметов и вузовских дисциплин, так и концепций soft и hard skills, и эту нишу, скорее всего, займут школа и классические университеты.
В 20-е годы сообщества «практик будущего» займут в образовании нишу, равнозначную по весу традиционным институтам
Фокусом внимания «образования-2» станут «практики будущего»: связанные между собой новые технологии, экономические принципы и социальные нормы, на которых базируются новые рынки и «новые профессии». Такие элементы «образования-2» разрабатываются в рамках одноименного проекта Кружкового движения Национальной технологической инициативы. Методика «практик будущего» объединяет подростков, технологических лидеров и гуманитариев, создающих новые понятия и образы будущего уклада жизни людей.
«Практики будущего» воплощаются в жизнь уже сейчас. Например, большая часть дата-сайентистов приобрела свои профессиональные компетенции с помощью сетевых сообществ — Kaggle, GitHub, Stack Overflow.

Роль открытых сообществ энтузиастов в сфере биоинформатики, возобновляемой энергетики уже заметна, а в сфере гейм-девелопмента — одного из самых крупных и быстрорастущих рынков — неоспорима.
В 20-е годы сообщества «практик будущего» займут в образовании нишу, равнозначную по весу традиционным институтам: «образование-2» монополизирует технологическое будущее. Это рискованная монополия, ведь будущее, к которому ты готовишь молодых людей, может не наступить — и именно поэтому школа и университеты сравнительно легко уступят эту роль сообществам. Образование, опирающееся на нормы жизни и труда таких профессиональных сообществ, явно требует других программ, другого расписания, других зданий. Это образование, пронизывающее процесс производства новых продуктов и услуг, это образование в детско-взрослых производственных объединениях — то, что мы и называем технологическими кружками.
Возвращение в класс
Кроме того, я уверен, что в 20-е годы обе ветви образования определят для себя роль цифрового контента в новой системе. Совсем недавно Всемирная организация здравоохранения объявила коронавирус COVID-19 пандемией, и вирус уже оказал сильнейшее влияние на культуру. В 2020 году вопрос «зачем людям встречаться физически в одной аудитории?» задается из соображений не только экономики, но и безопасности. Только что Китай показал, как меньше чем за месяц целая страна может перевести школьное образование в онлайн. В 20-е и другие страны переживут как «уход образования в сеть», так и «возвращение в класс», которое станет осознанным и педагогически выверенным шагом. И здесь традиционным образовательным институтам есть чему поучиться у образовательных сообществ, большинство из которых действуют на цифровой инфраструктуре (форумах, каналах, профильных порталах), лишь изредка собираясь очно на коны и хакатоны.
Кружковое движение НТИ — это всероссийское сообщество технологических энтузиастов. Цель Кружкового движения — формирование следующего поколения предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, способных задумывать и реализовывать проекты, создавать новые решения и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира. Для достижения этой цели утверждена дорожная карта Национальной технологической инициативы «Кружковое движение».
Кружковое движение Национальной технологической инициативы, которое я представляю, берет на себя задачу «образования-2» — формирование сообщества «практик будущего», сохраняя диалог с традиционной школой и классическим университетом — «образованием-1». Нам очевидно, что без фундаментального, основанного на выявлении новых научных принципов образования, без гуманитарной рефлексии и самоопределения невозможны ни технологические прорывы, ни новые предпринимательские идеи, создающие новые рынки, новые потребности и новый уклад. Но также нам очевидно, что, не вовлекая детей в инновационную разработку новых продуктов, нельзя воспитать из них тех, кто будет создавать будущее. А это значит, что индустриальная модель социализации — сначала долго учишься, потом много работаешь — должна смениться новой моделью, когда подросток — это тот, кто пробует создавать и менять.
Сообщество энтузиастов
Мы претендуем на то, чтобы сформировать в 20-е годы российское сообщество технологических энтузиастов мощностью от пятисот тысяч до миллиона человек, действующее в логике «образования-2». Уже сегодня школьники и студенты в нашем сообществе решают задачи обработки данных с помощью искусственного интеллекта (ИИ), осваивают новые производственные технологии, создают системы беспилотного транспорта и умные энергетические сети. В олимпиаде Кружкового движения НТИ в 2019 году приняло участие более 80 000 школьников, а в 2020-м мы преодолеем барьер 100 тысяч. И уже сегодня в кружковом движении НТИ стартуют сетевые R&D-программы, охватывающие всю страну, привлекающие зарубежных партнеров и ставящие перед сообществом вопросы общечеловеческой значимости: может ли пара «человек + ИИ» быть эффективнее, чем отдельный ИИ? Может ли существовать полностью автономное поселение на альтернативной энергетике? Может ли понятие «сеттинг», разработанное в игровой индустрии, стать новой моделью управления, заместив кибернетику Виннера? Из вопросов такого масштаба в свое время возникли кружки Жуковского (может ли человек летать как птица?), Королева Цандера (может ли человек выйти в космос?), движение открытого программного обеспечения (может ли информация быть доступна всем?).
Я думаю, что в 20-е годы XXI века образование вернет себе право ставить глобальные вопросы, формировать будущее, и произойдет это благодаря сообществам и кружкам.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: