ОБЩЕСТВО. МЕЧТА

О чем говорят родители,
или Движение навстречу

Как известно, все мы — родом из детства. И все мы, сегодняшние, в этом детстве ходили в школу. Слово «сегодняшние» я добавила неслучайно. Возможно, для нового поколения, рожденного в 20-х годах XXI века, это уже не будет аксиомой.
СПРАВКА
Юлия Вешникова-Жилина

генеральный директор ООО «Анилиж Бюро», сооснователь Know Where Space, член экспертного совета проекта «Учитель для семьи», сооснователь и первый директор НО БФСО «ДАР» (2005−2019), соавтор ОАНО «Новая школа»
Реалистичная утопия
В первые годы работы «Новой школы» меня, как одного из ее основателей, часто приглашали на разные образовательные мероприятия, ведь рассказывать о том, какой необычной будет эта школа, я начала еще за двенадцать лет до запуска проекта — коллегам по цеху, друзьям, да и вообще всем, кто был готов слушать.

И неудивительно, что в 2005 году этот рассказ о «Новой школе» (тогда у нее было рабочее название «Школа будущего») звучал утопично, но со временем все более и более понятно, привычно и даже обыденно. За прошедшие 15 лет образование по всему миру сделало гигантские шаги, развернулось в сторону здравого смысла, все больше ориентируется на индивидуальный подход и современные запросы общества.
Мы с вами выросли как родители
Отношение к частному образованию в России за это время поменялось принципиально. В начале 2000-х этот сектор только формировался, вырастая из альтернативной свободы 90-х и отвечая в большей степени на запрос родителей со сложными детьми либо семей, желающих по социальному признаку отгородиться от остальных высоким забором. В то время обычный среднестатистический родитель не задумываясь отдавал ребенка в государственную школу, и только дополнительное образование во второй половине дня могло быть частным и платным. Но мир не стоит на месте. Перспектива отмены классно-урочной системы уже не кажется бредом или катастрофой, о метапредметности, проектной деятельности и целостной картине мира говорят практически все образовательные учреждения. Индивидуальный подход заложен в новых ФГОСах, профессия «тьютор» стала официальной и заняла свое законное место в школьном штатном расписании. С появлением подушевого финансирования усилилась здоровая конкуренция государственных школ, расцвели домашние формы обучения. Словом, если бы вы посредством машины времени перенеслись из начала 2000-х в сегодняшний день, у вас был бы культурный шок и самое настоящее ощущение фантастического будущего от всего того, что сейчас в образовании кажется уже очевидным, привычным и само собой разумеющимся. А наша жизнь в движении, поиск новых образовательных путей и решений продолжается.
Личный интерес
Рассказывая о «Новой школе», я, как правило, в самом начале встречи определяла тип аудитории, перед которой выступаю, чтобы правильно расставить акценты. Ведь педагогов, например, интересует содержание образования и методика преподавания, руководителей — структура управления, новые способы создания мотивации, организация пространства и среды, инвесторов — финансовая модель. Но для смешанной аудитории я выбирала особый и свой любимый тип повествования — на основе родительского опыта. Независимо от того, перед кем вы выступаете, около 80% аудитории составят родители. Этот факт нас гарантированно объединяет, помимо «общего происхождения» из детства. Как только я обращалась в речи к собственному опыту родительства, оживали даже те, кого отправили послушать принудительно.
Наш собственный личный интерес — это всегда самая мощная движущая сила. Человеческое внимание следует за интересом, а где внимание — там энергия. Получается, стоит только по-настоящему заинтересовать людей, как приходят и силы, и вдохновение, причем ко всем участникам процесса.
Родитель вырос
Так вот, получается, что мы все родители либо в настоящем, либо в будущем, а наши дети — это безусловная, непреходящая ценность, во всяком случае для тех, кто не решил быть чайлдфри и к родительству подошел осознанно. Мир меняется, да. За последние 15−20 лет неожиданные перевороты произошли не только в образовательной сфере, но и в сознании людей. И я не говорю здесь об интернете и социальных сетях, об искусственном интеллекте и прочих чудесах современности. Я говорю о том, что мы с вами выросли как родители. Все больше сейчас говорят об осознанном родительстве, о поиске себя, о выборе пути, о счастье, о работе со своими детскими травмами, о важности перинатального периода. Роды с мужем стали для многих нормой, как и посещение курсов для беременных. Изменились родительские ожидания от дошкольного периода, пересматриваются требования к детским садам, которые становятся частью непрерывного образовательного процесса, хотя и не всегда и не обязательно. Все больше родителей выбирают путь домашнего/семейного или дистанционного обучения. Хотя бы до школы ребенок остается в семье, с родственниками и нянями. Возрос интерес к частным садам и школам, которые дают качественное образование, появился соответствующий запрос. Современные родители активно ищут альтернативы классической схеме.
Не только для детей
В 2004 году, опираясь на собственный родительский опыт, я решила организовать самое лучшее на свете, интересное и содержательное дошкольное образование для своего ребенка. Не находя вокруг ничего похожего на то, чего хотелось бы мне, я придумала детский дошкольный центр нового типа. Мне было важно собрать в нем все, что, с моей точки зрения, необходимо для разностороннего и полноценного развития дошкольников, создать атмосферу сказки и игры, чтобы ребенок легко вовлекался в обучение. А еще я хотела, чтобы детей окружали образованные, хорошо воспитанные и психологически зрелые взрослые, носители культуры в полном смысле этого слова. Такие педагоги дадут детям ощущение надежности и защищенности, смогут воспитать у них доверие к окружающему миру и укрепить их психологический иммунитет. И конечно, на одной площадке должно быть много качественно организованных занятий (ключевое слово «качественно»), чтобы не ездить по разным местам, теряя драгоценное время. Это было очевидно опять же из собственного опыта.
Хорошие новые школы очень нужны и будут еще нужны какое-то время, однако это больше не прорыв в образовании и не вектор будущего. Мир естественным образом движется в другом направлении
Еще одна деталь: я считала необходимым дать возможность мамам, а иногда и папам, бабушкам и дедушкам, няням, братьям и сестрам с пользой провести время, пока ребенок занимается. Для этого в моем дошкольном центре предусмотрены были не только игровая комната и кафе, но и развивающие занятия для детей и взрослых всех возрастов, включая лекции, родительскую школу, йогу, танцы, лепку и прочее. Таким образом, получался полноценный детско-взрослый клуб, в котором решалось множество задач одновременно, а в выходные дни, кроме того, центр становился «семейно-образующим», то есть ориентированным именно на развивающий досуг для семьи. Кстати, хороших ярких проектов такого типа нет до сих пор, при том что запрос на них есть.

Потенциальный инвестор и партнер, к которому я пришла за финансированием, не вдохновился тогда моей идеей создать детско-родительский развивающий центр, но предложил сделать частную общеобразовательную школу. После двух месяцев раздумий я согласилась, решив, что мой замысел можно реализовать и в школе — просто понадобится еще продуманная образовательная программа «с человеческим лицом» и ее разумная реализация исходя здравого смысла. Так начался фонд «ДАР» и его главный проект.
Новая школа
В концепцию «Новой школы» я заложила те принципы и смыслы, о которых размышляла в течение двенадцати лет до ее открытия. Это и побуждающая к развитию и общению среда, и тьюторское сопровождение каждого ученика, и множество мастерских для детей и взрослых, и уютное кафе, и высококлассные специалисты, работающие с детьми с утра до позднего вечера, и многое другое.

Еще в 2006 году, во время работы над пилотным проектом, я писала о том, как важно «привести» в школу жизнь, потому что все эти 11 лет дети живут, а не готовятся к жизни. Поэтому я сделала «Новую школу» открытой площадкой, что было вообще нехарактерно для школы как таковой и уж тем более для частной.
В «Новую школу» с момента ее открытия приходят учиться не только те, кто поступил на базовый школьный курс, но и все желающие и не прошедшие по конкурсу. В школе так много студий и занятий дополнительного образования, что можно, где-то быстро закончив дневную обязательную программу, перебраться в «Новую» и быть там до вечера. Мне всегда радостно видеть людей, идущих в сторону школы или выходящих из нее в разное время дня, — поток всегда есть, в какое бы время я туда ни приходила.
Свободное обучение
Однако еще на этапе пилотного проекта, предшествовавшего «Новой школе» и длившегося шесть лет, я поняла, что задуманное мной в 2004 году уже не так актуально. Конечно, хорошие новые школы очень и очень нужны и будут еще нужны какое-то, возможно и длительное, время, однако это больше не прорыв в образовании и не вектор будущего. Мир естественным образом движется в другом направлении. Стены вообще больше не нужны. Учиться можно где угодно и у кого угодно и при этом стать образованным человеком. От широкомасштабного перехода к свободному обучению рынок останавливает в основном отсутствие узаконенных форм и правил, качественного онлайн-контента и дистанционного контроля обучения. Не совсем понятно и то, как в условиях свободного обучения обеспечить полноценную социализацию детей. По всем обозначенным направлениям уже активно работает рынок. Как только будет найдено комплексное системное решение, огромный поток клиентов хлынет именно туда. Возможность учить детей дома стала прерогативой не только родителей детей с особенностями развития. Заочная, домашняя формы обучения в последние несколько лет набирают обороты. Осознанные родители все чаще выбирают альтернативное образование.
Емкость рынка такова, что всем желающим, готовым работать как для себя, в нем найдется место
Интересно, что некоторые события мирового масштаба словно подталкивают людей к новым решениям и формам обучения. Например, борьба с коронавирусом, отправившим на карантин уже сотни, а может, и тысячи учебных заведений, провоцирует массовый переход детей на домашнее, заочное, дистанционное обучение, давая этому направлению мощный толчок для развития.

Закончив свой личный 15-летний цикл, связанный с благотворительным фондом «ДАР» и «Новой школой», в октябре прошлого года я занялась собственными проектами, не ассоциированными напрямую с образованием. Но в формате pro bono я консультирую по тем вопросам, где может быть полезен мой многолетний опыт работы на стыке образования, благотворительности и создания развивающей среды.
Эти консультационные сессии с коллегами из индустрии показали, к моему удивлению, что наибольший интерес вызывают вопросы увеличения активной клиентской базы. Опыт «Новой школы», с одной стороны, удивляет, ведь конкурс в эту частную школу с момента ее основания выше, чем в лучшие вузы страны. Беспрецедентный на сегодняшний день случай. С другой стороны, пример «Новой школы», безусловно, вдохновляет многих: если такое возможно в отдельно взятой школе, значит, есть на рынке и спрос, и готовность, а значит, есть шанс и у других учебных заведений. Только вот не всегда понятно, как этого достичь. Выходит, что вопросы моих коллег как раз закономерны и ожидаемы, а ответы на такой прагматичный, казалось бы, вопрос лежат именно в плоскости содержания образования.
Диагностика проекта
Конечно, в этой статье я не буду подробно рассказывать, как достичь успеха в частном образовательном секторе и создать успешную школу, тем более что нет единого рецепта. Скажу лишь, что емкость рынка такова, что всем желающим, готовым работать как для себя, в нем найдется место. А здесь и сейчас поделюсь с вами парой простых и действенных приемов. Ничего принципиально нового вам, скорее всего, не откроется, однако серьезное размышление над моими вопросами и предложениями может изменить траекторию вашего движения. Во всяком случае, это ровно то, что происходит с коллегами в результате моих консультаций.

Итак, прежде всего проведите диагностику своего проекта — существующего или задуманного. Ответьте себе на вопросы:

  • Зачем и почему вы этим занимаетесь, какова ваша конечная цель, что/кто вас вдохновляет и мотивирует?
  • Кто в вашем проекте на самом деле принимает ключевые решения, а за что несете ответственность вы?
  • Кто ваш идеальный клиент и почему?
  • Зачем и почему именно к вам должны прийти люди, что их привлечет в вашем проекте?
  • Как долго вы хотели бы / планируете участвовать в стратегической и/или оперативной деятельности?
  • Чем бы вы занимались, если бы вам вообще не надо было зарабатывать деньги?
  • Что бы вы хотели делать через пять — десять лет, где и кем вы себя видите?

Второй блок вопросов связан непосредственно с вашей целевой аудиторией и узнаваемостью проекта.

  • Вы достаточно высоко оцениваете ваш нынешний продукт?
  • Ваша первичная мотивация понятна и прозрачна?
  • Радостное предвкушение нового рабочего дня заставляет вас легко вставать по утрам?
И если ответ на первые три вопроса положительный, то последний вопрос:

  • Знают ли о вас ваши потенциальные клиенты?
С аудиторией обязательно надо работать, причем качественно и постоянно. Парадокс заключается в том, что при всем многообразии образовательных проектов среди них не так уж много действительно ярких, полезных и интересных, к тому же большинство таких проектов по каким-то причинам малоизвестны.

Для думающего человека, замыслившего или уже развивающего собственное дело, этих вопросов вполне достаточно, чтобы понять, как увеличить количество клиентов. Это увлекательный квест, который, я уверена, вы пройдете с удовольствием. Одна ученица начальной школы в нашем пилотном проекте после уроков по ТРИЗ-методике сказала: «Мне стало вкусно думать». Вот пусть, дорогие читатели, вам будет очень вкусно решать ваши задачи!
И еще добавлю кое-что важное. Занимайтесь только тем, что вам на самом деле интересно. Найдите именно то, что вас увлекает, вдохновляет, заставляет работать целыми днями и не надоедает, от чего у вас горят глаза и жизнь наполняется смыслом. Вашим смыслом. Если вы занимаетесь своим делом, поверьте, придут и решения, и клиенты, и деньги. И потом, как можно предлагать детям (пусть даже и собственным) найти свой путь в жизни, если вы еще не нашли свой? Это же неубедительно и неестественно.

Завершая эту саморефлексию, оцените качество вашего продукта и доступность информации о нем.

Кстати, новый проект, который мы с партнерами и единомышленниками запустим в ближайшее время, задуман в том числе и для того, чтобы сообщество узнало о замечательных и нужных людям делах, чтобы у стоящих проектов увеличились размеры активных клиентских баз, причем не только в образовательной среде. А новый клуб, задуманный руководством журнала EdExpert, поможет любому из вас получить в режиме онлайн действенные советы лучших экспертов по самым разным вопросам современного образования.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: