ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ. СООБЩЕСТВО
Общественная школа современной России
Частное образование дает большие возможности для педагогического творчества, но вместе с тем сталкивается с целым рядом серьезных организационных и административных вопросов. Решать их помогает Ассоциация некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР), которой в этом году исполняется 25 лет. Об ее истории, о достижениях и планах рассказывает председатель правления Александр Вильсон.
Александр Вильсон
председатель правления Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов
Первые нестандартные школы появились в СССР в конце 1980-х годов. Формально государственные, они не совсем вписывались в образовательную систему своего времени. Яркий пример — Вальдорфская школа Анатолия Пинского. После 1991 года частные учебные заведения стали появляться как грибы после дождя, и у них начали возникать вопросы, связанные с пониманием своего места в обществе и образовательном пространстве: как должна работать школа, где найти учителей и директоров для частной школы, как работать в малокомплектном классе?
Требовался обмен опытом. Государство пробовало решить этот вопрос. Руководитель сектора частного образования Южного округа Москвы Елена Неганова периодически собирала директоров школ. Но вопросы часто были специфическими, московскими. В 1994 году мы с руководством концерна «Гермес» — моя школа была структурным подразделением этой корпорации — обратились в Департамент образования с предложением объединить частные школы в ассоциацию. Но получили отказ с объяснением: «Преждевременно». А в 1996 году получилось наоборот. Меня пригласили на совещание в городской департамент образования и предложили создать и возглавить объединение. В конце 1990-х, после присоединения представителей частных школ регионов, это объединение стало Ассоциацией некоммерческих образовательных организаций регионов.

Сегодня АсНООР — одна из самых больших образовательных организаций России, почти 1200 организаций в том или ином виде участвуют в ее работе. Это частные школы, детские сады, дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования, негосударственные вузы и колледжи.
Система частных школ
Первые вопросы, которые возникали у директоров частных школ, были организационными. Обмен опытом мы могли обеспечить, а вот создать систему с общими нормами и требованиями не получилось. Оказалось, что некоторые компоненты невозможно синхронизировать из-за разных финансовых возможностей и условий. Например, это спортивная часть программы обучения. В школе-пансионе на базе Министерства иностранных дел в поселке Юность, где я работал, у детей был конный манеж, корты для большого тенниса, бассейн, зал для командных видов спорта. Естественно, остальные школы не могли обеспечить такого выбора. У кого-то был обычный физкультурный зал, а кому-то приходилось арендовать его в соседней государственной школе. То же самое по поводу питания.

Отдельная тема — содержание дополнительной учебной программы. Поначалу частные школы старались ее максимально насытить. Чтобы выделиться, некоторые предлагали изучение минералогии или серьезный биологический уклон. Естественно, возникал вопрос: где предел насыщения программы?
Конечно, организационные вопросы — только одна сторона медали. Частное образование подразумевало использование передовых образовательных технологий, инноваций в обучении. Но государственного института, который мог бы синхронизировать наработки частных учебных заведений, не существовало. Задача Департамента образования все же заключается в приоритетном развитии государственных школ. Поэтому создание ассоциации стало выходом из положения. На протяжении 30 лет мы доказываем, что частная школа как полноценная общественная школа — это не только строгое следование государственным стандартам, но и личностно ориентированное обучение при максимальном учете интересов детей, родителей и педагогов.
Правовая защита
С 1992 года заработала 40-я статья закона об образовании, где упоминалось «освобождение от платы за землю», «освобождение от налогов». Звучало хорошо, но не хватало подзаконных актов, разъяснений, и в разных регионах, даже в Москве, совершенно по-разному трактовались те или иные ситуации.

Помню, как АсНООР выступила в защиту Института Грибоедова, которому налоговая инспекция выставила огромные счета по земле, по имуществу. Тогда нам удалось сделать так, чтобы 10,5 млн рублей остались у вуза. 40-ю статью отменили уже десять лет назад, но отдали этот вопрос на откуп регионам. Проблема трактовки при этом не решилась. А значит, наша помощь нужна постоянно.

Правовая защита — важнейший аспект деятельности АсНООР. Нам удалось добиться законодательного закрепления равного бюджетного финансирования по ряду позиций аккредитованных частных школ и детских садов, распространения на педагогов частных образовательных организаций пенсионных льгот и, кроме того, установления в ряде регионов льготных условий аренды помещений.
Помещения — больной вопрос частного образования. Даже те школы, у которых есть собственное здание, постоянно сталкиваются с рядом вопросов со стороны городских государственных органов по использованию этого помещения. Но гораздо больше проблем с арендой. Даже невысокая региональная плата больно бьет по бюджету частной образовательной организации.

А про Москву даже говорить нечего. Средняя школа, в которой учатся 150 человек, при аренде помещения в две тысяч квадратных метров платит 500 тысяч рублей в месяц! Получается, оплата обучения 15−20 детей практически полностью идет на арендную плату.

С нашей точки зрения, для частной образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию и работающей десятки лет со стабильно высоким результатом, эту проблему можно и нужно решать так, чтобы здание было в безвозмездном пользовании. Это вполне возможно: в той же Москве православные школы, которые входят в нашу ассоциацию, платят 1 рубль за квадратный метр. Наверное, правильно распространить это на все школы.
Новый вызов
Уже почти два года мир пытается справиться с коронавирусом. В этой ситуации важно максимально помочь частному образованию. И если не наша ассоциация, то кто?

  • С началом вынужденного перехода на дистанционное обучение мы постоянно на всех уровнях обращали внимание властей на угрожающее положение ЧОО, теряющих учащихся и финансирование при сохраняющихся на прежнем уровне расходах. Во многом благодаря этому уже в конце марта ЧОО в Москве освободили от арендной платы (в майских поручениях президента РФ правительству рекомендовано сделать то же самое всем регионам).
  • Ассоциация оперативно реагировала на решения властей, которые усугубляли тяжелое положение ЧОО. Так, удалось получить разрешение открывать дежурные группы в негосударственных детских садах так же, как и в государственных.
  • Удалось добиться льготных кредитов на выплату части заработной платы сотрудникам, освобождения от уплаты налогов, авансовых платежей, расширения налоговых стимулов.
Александра Сукиасян
заместитель председателя правления по взаимодействию с органами государственной власти, председатель Волгоградского отделения АсНООР, президент Волгоградской некоммерческой ассоциации частных образовательных организаций (ВНАЧОО)
Одна из задач нашего сообщества — организация эффективного взаимодействия с органами власти. Прежде всего, мы пытаемся интегрировать потенциал частного образования в развитие общей системы образования страны, быть полезными, а от власти ждем сформулированной позиции и поддержки. Опыт и успешная практика некоторых регионов свидетельствуют о значительном ресурсе такого взаимодействия. Там, где органы власти смелее делегируют часть своих задач частникам, возникают интересные проекты, строятся новые школы, формируется уникальная среда.
Леонид Столярчук
заместитель председателя правления по международным вопросам АсНООР, доктор информатики и менеджмента МАИНБ
Современный мир — многополярный и международный. Общество становится билингвальным и даже полилингвальным. Болонские соглашения определяют одним из приоритетов профессиональную мобильность выпускника. Образование вообще и частные школы отвечают на этот запрос, развивая международную деятельность. Участие в международных проектах, олимпиадах и форумах, получение международной аккредитации, формирование билингвальной среды в школах, внедрение CLIL — интегрированного предметно-языкового подхода — вот лишь некоторые направления, которыми занимается АсНООР сегодня. На повестке дня — детская международная дипломатия и дистанционное сотрудничество.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще