ШКОЛА. ПИТАНИЕ
Гигиена цвета и света
Если в столовой однотонные бежевые стены, длинные ряды столов и однотипных стульев и стандартный плакат «Мойте руки перед едой!», то обстановку пора менять.

Правда, неверное сочетание множества цветов тоже не способствует благополучному самоощущению школьника. А большинство школьных столовых — это калейдоскоп абсолютно несовместимых цветов.
Константин Кривошонок
главный санитарный врач Федерации рестораторов и отельеров России, главный санитарный врач отраслевого союза развития социального питания «СОЮЗСОЦПИТ»
Красный, синий, голубой…
Синий — самый «несъедобный». Обратите внимание, что среди пищевых продуктов на полках магазинов синего и голубого цвета нет (за исключением вредных леденцов). Красить стены в школьной столовой в синий цвет любых тонов — значит сделать еду «несъедобной».

Красный традиционно считается цветом опасности, запрета. Вспомним дорожные знаки или традиционную учительницу, которая красной ручкой выводит двойку в дневнике. Именно поэтому от красного в оформлении школьных помещений, как правило, отказываются. Но в правильных количествах (небольших) красный — потрясающий цвет!

Зеленый — дневной цвет, а при искусственном освещении он выглядит темным, что не способствует возбуждению аппетита. С другой стороны, зеленый умиротворяет, располагает к общению, поэтому пусть будет в столовой в виде акцентной стены для текстов и графики.

Серый используют повсеместно для стен и мебели в школьных столовых, но я рекомендовал бы сделать цветной одну из стен, заднюю, и серыми (или подобных спокойных тонов) три остальные. Эти цвета — элегантная поддержка для насыщенных тонов. Главное — угадать с оттенком. Оформление в серых (ненасыщенных) тонах абсолютно подходит школьным столовым, а тепла и уюта обеденному залу добавит напольная плитка или мебель под дерево.
Иллюзия Дельбёфа
Посуда должна быть функциональной и удобной. Имеют значение материал, из которого она сделана, термостойкость, вес, форма, размер. Так, из высоких и тонких стаканов школьники выпивают на 20% меньше компота, чем из низких и широких. Использование ложек и вилок большого размера приводит к увеличению съеденного на 14,5−20%. Если пользуются тяжелыми тарелками, приборами и стаканами, то количество съеденного уменьшается. Мозг, а не желудок решает, когда мы съедаем достаточно.

Размышляя о психологии восприятия еды, вспомним иллюзию Дельбёфа. Два круга одинакового размера, но один из них в кольце большего диаметра, а второй — меньшего. Второй круг, который в кольце меньшего диаметра, кажется больше.

Одна и та же порция в разных по диаметру и форме тарелках тоже будет восприниматься по-разному. Чем больше тарелка, тем меньше кажется порция, и вы едите больше. Это важный момент, ведь с 1900 года размер тарелок в среднем вырос на 23%, что означает лишние 50 ккал в день, то есть плюс 2,2 кг в год.
На аппетит влияет не только диаметр тарелки, но и цвет, рисунок и эффект браширования. Есть цвета пищевые, есть непищевые. С ними нужно быть аккуратными. В ресторанном деле самым правильным считается выбор посуды белого цвета. Почему? Мы провели исследование среди школьников, предложив им выбрать белую или красную тарелку и положить в нее самостоятельно любимую пасту болоньезе. Оказалось, чем контрастнее тарелка относительно блюда, тем меньше мы накладываем еды, потому что восприятие объема корректируется двумя контрастными кругами: белым (край тарелки) и красным (объем порции). Детям показалось, что пасты меньше в красной тарелке, так как соус красный, поэтому не видно границ круга тарелки. В результате ребенок берет большую порцию: так требует мозг, а не желудок. В белых тарелках пасты было на 40% меньше. Чем старше и внимательнее школьник, тем меньше он подвержен этой иллюзии цвета и объема.

Поэтому свободный выбор блюд в школах возможен только в том случае, если выбрана правильная столовая посуда. Иначе дети будут либо переедать, либо недоедать.
Правильная тарелка
Из больших тарелок дети съедают больше, чем из маленьких. Но вовсе не потому, что на тарелку побольше и порцию кладут больше. Просто ребенок оценивает не размер порции, а размер пустого пространства. И ему кажется, что порция меньше, чем на самом деле. Мозг легко поддается искушению, и мы кладем себе в тарелку целый «тазик» еды. Если цель научить детей брать «столько еды, сколько сможешь съесть», используйте не круглые тарелки, а тарелки менажного типа.

Тарелка-менажница — хитрый поварской трюк. Она разделена на две или три секции, выглядит одинаково, но весит по-разному для трех групп детей: 3−7, 7−11 и 11 лет и старше. Такая тарелка формирует у ребенка здоровые отношения с едой, экономит бюджет и заменяет целый арсенал посуды, которая обычно стоит на раздаче: супницу, пирожковую тарелку, салатники двух размеров, соусник, классическую тарелку. Ее проще мыть, хранить, штабелировать и использовать.
Интенсивность
На наше вкусовое восприятие влияет также интенсивность окраски продукта. Если предложить детям одинаковый фруктовый сок, но с разной цветовой насыщенностью, то там, где цвет гуще, сок покажется вкуснее. Связь между вкусом и цветом может помочь в борьбе с лишним весом у детей. Можно уменьшить использование сахара, соли и жиров, усилив ощущение вкуса при помощи более интенсивной окраски блюд и напитков. Задача колористов в поварских колпаках — превратить скучную «бежевую» школьную еду в более яркую, контрастную и насыщенную цветом. Например, более румяная сдобная булочка производит впечатление «домашней». Белый рис на пару выглядит скучно, но стоит добавить зеленые соцветия брокколи или кукурузу, и появляется желание съесть и взять добавку.
Число люкс
Достаточно ли света в вашей школьной столовой? Нет света — не будет цвета! Всем без исключения детям нравятся яркие краски и солнечный свет, а в классах с хорошим естественным освещением дети учатся лучше. Так же и в хорошо освещенной школьной столовой повышается аппетит и усвояемость пищи.

Утренняя стимуляция сетчатки глаза блокирует превращение серотонина в мелатонин в течение дня. В результате такого «перепрограммирования» у человека улучшается самочувствие, нормализуется аппетит, исчезают симптомы депрессии. Обеденные залы должны быть ярко освещены, и зимой ярче, чем летом. Иначе школьники превращаются в сонных мух, которым не до еды.
Тарелка-менажница формирует у ребенка здоровые отношения с едой, экономит бюджет и заменяет целый арсенал посуды
Искусственный свет никогда не сравнится по силе воздействия с солнечным. Поэтому так важно правильное искусственное освещение. Тайна «числа люкс», то есть степень освещенности столовых, моделируется специалистами по свету на этапе проектирования. Выбирая лампочки, ориентируйтесь на коэффициент (индекс) цветопередачи 8 и выше. Десять — это дневной свет, а пять означает, что источник света адекватно отражает только половину цветов. Определить индекс нетрудно: если видим на упаковке неоновых и энергосберегающих ламп 20W/840, значит, это лампа мощностью 20 ватт, коэффициентом цветопередачи 8 и цветовой температурой 4000 кельвинов. Лампы с таким коэффициентом стоят дороже, но обеспечивают более точную цветопередачу и повышенный зрительный комфорт.
Что делать
Гигиена питания учитывает все виды «раздражителей» в школьной столовой. Чтобы дети не были голодными, оцените цвет стен в столовой, фактуру пола, уровень естественной и искусственной освещенности, запахи, удобство мебели и ее расстановку, функциональность посуды и приборов, оформление (обучающие тексты, графика, навигация). Все это создает общую гигиеническую контрастность контекста здорового питания. Отношения ребенка с едой будут правильными и здоровыми, если цвета стен не раздражают, а тарелка выбрана правильно. Чувство сытости не всегда связано с количеством съедаемой пищи, и не нужно накладывать целую пирамиду Хеопса, чтобы наесться.
Маленькие дети любят яркие и насыщенные цвета, подростки — темные и размытые тона. Цветовые предпочтения тинейджеров примерно одинаковы (за исключением розового цвета, который большинство мальчишек-подростков терпеть не может).

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще