Новый образовательный проект ОАО «РЖД» — кадетские классы, в них организовано изучение инженерных дисциплин, патриотическое воспитание, личностное развитие учащихся. В пяти лицеях компании в Дальневосточном и Уральском федеральных округах сейчас учатся 177 кадетов. В холдинге планируют распространить проект и на другие лицеи РЖД
Лучшие практики
«У нас накоплен богатый опыт ранней профессиональной ориентации подростков на инженерные специальности. Мы видим, что в этой сфере необходимы новации, постоянный поиск, апробация новых инновационных подходов с учетом появляющихся технологий в образовательной деятельности. Рассчитываем, что кадетские классы позволят нам не только усилить подготовку по естественно-научным дисциплинам, но и воспитать в выпускниках школ компании те моральные принципы и личностные качества, которые необходимы человеку постиндустриального общества», — рассказывает начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.
В ходе прошедшего в октябре XXIV Саммита HR-директоров России и СНГ в рамках Премии в области устойчивого развития (ESG Excellence Award) проект «Кадетские классы» ОАО «РЖД» завоевал Гран-при в номинации «Лучшая практика по развитию молодых талантов».
Формирование практико-ориентированных компетенций идет в кадетских классах при поддержке потенциальных работодателей
Новый формат обучения тестируется в пилотном режиме в пяти лицеях РЖД: в Республике Бурятии, Забайкальском крае, Амурской и Свердловской областях. В кадеты учащиеся проходят по конкурсному отбору, учитываются их успеваемость, победы в олимпиадах и прочих конкурсах. В прошлом году были набраны пятые классы, в этом году с учетом нового набора в лицеях РЖД учатся уже 177 кадетов.
«География проекта обусловлена потребностью подразделений компании в квалифицированных кадрах в связи с оттоком экономически активного населения в более развитые регионы страны. В дальнейшем мы планируем масштабировать профильное кадетское образование на другие лицеи компании», — говорит заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский.
Преподаватели кадетских классов прошли повышение квалификации в РАНХиГС при поддержке Агентства стратегических инициатив. С кадетами также работают педагоги профильных вузов и колледжей, представители предприятий РЖД и Детских железных дорог. Также ОАО «РЖД» помогает расширить материально-техническое обеспечение лицеев, здесь появляется лабораторное, демонстрационное и экспериментальное оборудование.
Осознанный выбор и проектная логика
Обучение в кадетских классах в РЖД-лицеях призвано повысить престижность инженерных специальностей, а выпускникам будет легче сделать осознанный выбор будущей профессии. В профильной учебной программе также большое внимание уделяется личностному развитию учеников, поддержке их талантов, воспитанию нравственности и патриотизма.
Как отмечает директор РЖД-лицея № 20 (Уссурийск) Марианна Здор, «сегодня особо актуальной становится задача ранней профориентации учащихся по инженерным специальностям, в том числе на специальности железнодорожного транспорта». «Важная цель создания кадетских классов — профориентационная. Компания заботится о своих кадрах: сопровождает, поддерживает, создает условия для развития. Растет будущая смена», — подчеркивает заместитель директора по учебно-методической работе РЖД-лицея № 10 (Улан-Удэ) Иван Петров. В свою очередь, директор РЖД-лицея № 17 (поселок Ерофей Павлович) Елена Усольцева отмечает: «Работа с детьми будет идти в соответствии с запросами образовательных организаций высшего образования, которые готовят кадры для ОАО „РЖД“».
Важный компонент преподавания в кадетских классах — тьюторское сопровождение. «На тьюторов возложен большой объем работы, связанный как с работой с классом в целом, так и с индивидуальным сопровождением образовательных траекторий. Задача тьютора — раскрыть потенциал каждого ученика», — рассказывает директор РЖД-лицея № 3 (Екатеринбург) Сергей Фатихов.
Проектная деятельность — еще одна составляющая кадетского образования. Уже в «Кванториумах», поясняет Иван Петров, кадеты получают классическое начальное инженерное образование: «Они учатся решать реальные практические задачи комплексно, применяя знания по биологии, физике, химии и математике, а свои проекты потом представляют на конференциях различного уровня». «В формате проектной деятельности кадеты учатся проводить мини-исследования, выдвигать гипотезы, участвовать в соцопросах, анализировать данные и выдвигать идеи для решения проблем. А роль педагога при этом — дать детям возможность проявить себя и даже ошибиться, но совершить эту пробу безопасно и в комфортных условиях», — говорит Марианна Здор. «Дети не только работают над отдельными проектами в технопарке „Кванториум“ или на занятиях по проектной деятельности в лицее, мы в целом приучаем их мыслить в категориях создания какого-либо продукта как результата их учебной деятельности», — отмечает Сергей Фатихов.
Формирование практико-ориентированных компетенций идет в кадетских классах при поддержке потенциальных работодателей. Предприятия РЖД помогают организовать экскурсии для кадетов, реализовать их проекты, направленные на изучение железнодорожной отрасли.
Коллективные дела
В кадетских классах применяется технология коллективно-творческой деятельности: дети самостоятельно планируют и проводят мероприятия, это помогает кадетам проявить свои способности. Также используется технология развития критического мышления. «Дети учатся прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать связи, рассуждать, развивают рациональный и творческий подход к решению любых вопросов», — рассказывает заместитель директора лицея № 17 РЖД Елена Браженкова. Применяется и интерактивное обучение, когда дети постоянно включены в учебный процесс: сами ставят перед собой вопросы и ищут ответы под руководством учителя, размышляют и делают выводы.
Многие предметы изучаются углубленно, а в блоке дополнительного образования идет освоение специальных областей. Это 3D-моделирование, основы web-разработки, робототехника, прототипирование, кружок БПЛА. Кстати, преподается и игра в шахматы — это прекрасно развивает математическое и аналитическое мышление, есть курсы робототехники. «В рамках нашего взаимодействия с городским Советом ветеранов ОАО „РЖД“ юные железнодорожники и железнодорожники с большим опытом регулярно устраивают шахматные турниры, — приводит пример заместитель директора по профориентационной работе лицея № 21 (Комсомольск-на-Амуре) Наталья Дивойнова. — А еще ветераны железнодорожного транспорта рассказывают ребятам о себе и своей работе, так дети перенимают жизненный и профессиональный опыт».
Танец — еще один предмет. Свое умение танцевать вальсы и менуэты дети продемонстрируют в декабре: их ждет бал в Москве, событие станет традиционным.
Важная часть программы кадетского класса — воспитательно-патриотическая. Например, лицей № 20 сотрудничает в этом с музеями города, организациями «Боевое братство», «Волонтеры Приморья». А кадеты лицея № 21 посещают городской военно-технический клуб имени А. В. Суворова: программа занятий включает в себя знакомство с историей развития отечественной военной техники и вооружения, школу будущих командиров, основы военно-инженерной подготовки, военную топографию и основы правовых знаний.
В пилотных лицеях кадетские классы постепенно превращаются из части образовательного пространства в локомотив школьной жизни. И остальные школьники начинают интересоваться инженерным образованием и стремятся попасть в инженерный класс. А сам проект кадетских классов в РЖД планируют масштабировать и на учебные заведения в других регионах.
Текст: Марина ЛЕПИНА Фото предоставлены ОАО «РЖД»
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!