В условиях классно-урочной системы и фронтальной педагогики, наверное, особенно трудно установить доверительные отношения? Сама схема ограничивает развитие такого качества отношений.
Именно так, потому мы в школе пытаемся уйти даже от атрибутов привычной схемы «учитель — ученик». Убираем, например, парты и ставим круглый стол, за который преподаватель садится вместе с детьми, символически разрушая стандартную ролевую позицию.
За время работы я усвоил одну простую вещь: знания, добытые ребенком самостоятельно, в дискуссии, в тысячу раз важнее, чем-то, что сказано с трибуны, от классной доски, из-за учительского стола. Это все в одно ухо влетает, в другое вылетает. А вот если ребенок вместе с вами прошел путь от нуля до истины — такие знания навсегда. А главное — в этом случае мы даем ребенку механизм получения знаний, помогаем развивать аналитические способности. Поэтому мы сейчас строим новую школу, Центр дополнительного образования, где вместо классов будут лаборатории, салоны, студии, а дети будут приходить не на урок в класс, а как будто на работу — исследовать, экспериментировать вместе с педагогами, в том числе вузовскими, которых мы к этому делу привлечем. Классно-урочная система, которая существует уже тысячу лет, исчерпала себя, начинает рассыпаться. Она настолько ветхая, неактуальная, настолько не соответствует новой парадигме образования, что падение должно быть быстрым.