школа. социум

Выход из осажденной крепости

«Школа будущего» меняет жизнь людей вокруг. Ее выпускники получают высокие баллы на ЕГЭ и делают собственные изобретения. Директор Алексей Голубицкий рассказывает, что нужно ученику старшей школы и при каких условиях можно тиражировать удачную модель.
Алексей Голубицкий
директор МБОУ СОШ «Школа будущего»
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — государственная бюджетная организация

Директор — Алексей Голубицкий

Количество обучающихся — 2330

Местонахождение — Калининградская область, пос. Большое Исаково, isakovo-shkola.ru/
Все наоборот
Обычно, когда строят новый микрорайон, планируют школу. В нашем случае получилось наоборот: сначала мы создали школу, а потом вокруг вырос микрорайон из шестиэтажных зданий, хотя раньше в поселке не было домов выше двух этажей. Поселок полностью преобразился, цена недвижимости выросла вдвое, цена земли вокруг школы — втрое. Эти изменения не только внутри школы, но и вокруг нее — один из самых неожиданных результатов работы команды «Школы будущего».
Мы воспринимаем ближайший социум как партнера, который может помочь и от которого мы готовы принимать помощь
Наш опыт и технология взаимодействия с социумом, безусловно, переносимы в другие условия, но необходимо, чтобы административная команда по-другому увидела такое взаимодействие. Прежде всего, нужно перестать воспринимать школу как осажденную крепость, которая отчаянно отбивается от наседающих со всех сторон СМИ, родителей, проверяющих. Эта стратегия понятная — защитная, но рано или поздно любая крепость может пасть. А есть стратегия другая — воспринимать свою школу как форпост изменений, как точку силы, когда те ценности, которые выработаны внутри школы, мы начинаем распространять за ее пределы: на поселок, муниципалитет, систему образования в регионе. У такой открытости риски, безусловно, есть, но конечный положительный результат более вероятен. В нашем случае сработал именно этот подход: мы воспринимаем ближайший социум как партнера, которому мы можем помочь и от которого мы готовы принимать помощь.
Старшая школа
Требования к поступающим в 10-й класс мы предъявляем достаточно серьезные, но при этом считаем важным дать шанс каждому, кто поверил в нашу старшую школу. Для нас значимы не только баллы ЕГЭ, но и конкретный образовательный продукт — завершенные проекты и исследования учеников. Проектная работа в школе — обширная тема, но можно назвать несколько принципов, которые, как мне кажется, обеспечивают успех в этом деле. Прежде всего, тема исследовательской работы должна лежать в сфере настоящих, подлинных интересов ученика. Не из списка предложенных тем. Школьник должен проанализировать свои интересы и сформулировать тему — такую, которая действительно увлекает, пусть даже поиск займет месяц или два.
Во-вторых, мы стараемся привнести в рутинную и систематическую работу школьника элементы игры. И третье — мы мотивируем открытостью. Все этапы проектной работы проходят во взаимодействии с другими школами, другими учениками, и так формируется пространство общения, где можно обсудить свои идеи, получить обратную связь.

Самое сложное — изменить культуру школы так, чтобы исследовательская работа и проектирование стали нормой. Культура — это всегда герои и истории. Почему в 70-е годы прошлого века почти все хотели стать космонавтами? Потому что была история первого полета в космос и конкретный герой — Юрий Гагарин.
Поэтому у нас в школе — постеры с проектами и исследованиями учеников, мы постоянно рассказываем об успешных ребятах ученикам, коллегам, родителям. Так формируется информационное поле, в котором предъявляются результаты наших учащихся, так формируется культура проектной и исследовательской работы в школе, мода на этот формат деятельности.
Соавторство
Принцип соавторства — один из главных. С самого начала мы для себя поставили задачу строить школу не для детей, а вместе с детьми. Даже при самой продуманной организации процессов в школе, основанной на опыте коллег и лучших педагогических идеях, все равно для каждого ученика нужны особенные условия. Мы можем даже не догадываться о том, какие это условия и какие потребности мы не учли. Поэтому мы позволяем детям участвовать в создании образовательной среды, быть соавторами школы.

Кейсов соавторства очень много. Однажды в 10-й класс пришла Катя Пономарева и объявила, что у нее свои планы на жизнь и в них не входит учеба в старшей школе на протяжении двух лет. Мы сформировали индивидуальный план, в соответствии с которым эта талантливая и работоспособная ученица за первые полгода закончила 10-й класс, за вторые — 11-й. Она блестяще сдала итоговую аттестацию и получила бы сто баллов, если бы училась два года. Но ее запрос был другой, а баллы в районе 90 вполне ее устраивали.
Девушка планировала стать дизайнером, и первый проект в будущей профессии реализовала уже в старших классах. В переполненной школе, как правило, не хватало мест для отдыха учеников. По Катиному замыслу создали специальную конструкцию подоконников, предназначенных для сидения. Решение экологичное, эргономичное, экономичное и никаких норм не нарушающее. Школа смогла ответить на запрос ребенка, увеличить степень индивидуализации образования, а это открыло и дополнительное пространство для развития и творчества.
Еще пример. У нас мультипрофильные классы, у каждого свое расписание, свой набор предметов и свой уровень их освоения. Вероятность ошибки при составлении такого расписания велика: одно дело просчитать учебный план для класса, а другое — для каждого ребенка. Ошибка в количестве профильных предметов или учебных часов может грозить ребенку недопуском к аттестации.

Сочувствуя нашим мучениям, старшеклассник Егор Чупин разработал IT-решение для составления учебных планов. Созданная им программа запатентована и продается, ее используют уже более 20 школ в девяти регионах.
Управлять программой
Для нас объект управления — это не образовательная организация, а образовательная программа конкретного ребенка, поэтому возможности партнерства с другими образовательными организациями мы используем настолько полно, насколько позволяет действующее законодательство. Мы хорошо осознаем, что школа, какие бы квалифицированные и талантливые учителя в ней ни работали, как бы хорошо ни была она оснащена, не может дать все и каждому.

Поэтому в зависимости от специфики траектории ученика — академической или неакадемической — мы включаем в реализацию образовательной программы школьника сетевых партнеров. В колледж-классах «Школы будущего» ученик в течение пяти дней изучает общеобразовательные дисциплины, оставаясь в привычном окружении, с учителями и одноклассниками. По субботам в колледже он получает ту часть содержания образования, которая составляет академическую разницу между колледжем и школой. Таким образом, старшеклассник имеет доступ к ресурсам, с одной стороны, колледжа, с другой — школы. В конце 11-го класса он может перейти на третий курс колледжа, не сдавая ЕГЭ. Или передумать, сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
Мы строим школу не для детей, а вместе с детьми
Если мы говорим об академической траектории старшеклассника и о подготовке к вузу, то тут не обойтись без самих вузов. Практикум по химии у старшеклассников, которые связывают будущее с этим предметом, проходит на базе химической лаборатории Балтийского федерального университета, а, например, практическое погружение по физике — на базе Московского энергетического института.

Старшекласснику необходима проба себя в качестве студента. Он должен зайти в аудитории, ощутить атмосферу университетской жизни. Он должен увидеть настоящих студентов, преподавателей, у которых ему предстоит учиться. Даже если бы у нас было многомиллионное оборудование в школе и все возможности вуза, мы все равно стремились бы к сотрудничеству с университетами для того, чтобы расширить кругозор, обеспечить социализацию будущих студентов.
Директор Алексей Голубицкий  эксперт новой программы для руководителей образовательных организаций «Директорская» (director.atlascomm.ru), которая начинается 23 апреля 2021 года.
Вузы и колледжи включаются в совместную работу со школой охотно, воспринимая ее как шанс получить не только хорошо подготовленных абитуриентов, но и познакомить их с культурой образовательной организации, подходами к обучению. Школьник, погрузившись в среду профессиональной организации, с большей долей вероятности захочет поступить именно туда. Наш опыт это подтверждает: в 7−8-х классах ученики «Школы будущего» включаются в систему профессиональных проб на базе партнерских колледжей, и часть выпускников 9-го класса осознанно поступают в эти колледжи.

Один из самых сильных комплиментов, который я когда-либо получал, — короткий ответ первокурсника на вопрос: «Как у тебя дела в вузе?» Бывший ученик сказал, что разницы особой и не заметил. Такие же пары, такая же необходимость писать курсовые работы, не вызывающая особого напряжения. Такая же необходимость выбирать курсы, самостоятельно управлять учебной деятельностью.

Такой ответ ученика — важный результат нашей работы, учитывая, что многое из перечисленного для среднестатистического школьника нередко составляет проблему — проблему перехода в другую среду, другую систему требований.
Директорская
В «Школе будущего» всегда рады взаимодействию с коллегами. Одна из стажировок по новой программе для школьных управленцев «Директорская» пройдет именно здесь. О том, каким опытом планирует поделиться с участниками «Школа будущего», рассказывает Алексей Голубицкий.
Для нас важно не только делиться опытом, но и получать обратную связь, систематизировать ее и формировать новое видение. Именно рассказывая, отвечая на уточняющие вопросы, можно углубить процесс собственного развития, увидеть собственную практику в новом свете. Во время стажировки мы рассмотрим три основания, на которых «стоит» наша старшая школа:


  • практики индивидуализации образования;
  • сетевое взаимодействие: как найти ресурсы за пределами школы, как сделать так, чтобы школой для учеников стал весь мир;
  • опыт проектной и исследовательской деятельности: как сделать так, чтобы любой ученик, пришедший в 10-й класс, смог достойно завершить этот этап.
Это амбициозная и сложная задача — работать не с отдельными талантливыми учениками, а со всеми, особенно в условиях кадрового, финансового и материально-технического дефицита. Но нужно сделать так, чтобы, несмотря ни на что, такой опыт в школе сложился. Об этом мы готовы поговорить с участниками программы «Директорская».
Честно «украдено»
В мире образования, как у Л. Кэрролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Руководителю нужно довольно много учиться только для того, чтобы оставаться на том уровне, на котором он сейчас. Если хочешь двигаться дальше, учиться надо еще больше.

Нет ни одной школы в мире, в которой я бы побывал, но ничего для себя не подсмотрел. Почти все, что мы используем сейчас, родилось в ответ на соприкосновение с опытом других школ. Уверен, что все могут учиться у всех, причем не только у коллег, но и у классиков, на которых мы мало обращаем внимания, изобретая велосипед.
В чем-то наша школа прошла большой путь, и мы готовы делиться испытанными практиками, а в других сферах готовы перенимать опыт. Очень мне нравится высказывание латвийских коллег, которые приехали в нашу школу: «Не волнуйтесь, Алексей Викторович, все будет честно „украдено“ и воплощено в жизнь». Я приветствую профессиональное заимствование, испытываю гордость управленца, когда работающие у нас методы и подходы кто-то перенимает.
Еще добавлю, что в обучении руководителя крайне важен системный подход, а для этого нужны комплексные программы, позволяющие проработать широкий круг тем, в которых должен ориентироваться управленец. Коллеги из «Атласа Коммуникации» создали такую программу, в которой представлены три тематических блока: управление организацией, управление образовательным процессом и управление собой. Я рад выступить экспертом в этой программе, приглашаю всех заинтересованных и надеюсь увидеть коллег из разных регионов на программе и на стажировке в нашей школе.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще