ШКОЛА. ПАРТНЕРСТВО

Ищем своих людей

Лидер частного образовательного рынка Красноярска: принципы руководства и ценности компании
В 2002 году центр «Умка» начинался с группы английского языка для малышей. Сегодня «Умка» — это четыре дошкольных филиала, два филиала школы полного цикла на базе частно-государственного партнерства, анимационная служба, проектный отдел, каникулярный лагерь UMKA Camp, более 2000 воспитанников и 300 сотрудников. 18 лет «Умка» остается в числе первых, не сдавая позиций и в эпоху пандемии. Компания не просто выстояла, а сохранила педагогический состав и приумножила количество клиентов.
Татьяна Андреева
генеральный директор и основатель
семейных центров «Умка» и «Умка-школа»
Работать открыто
У руководителя в образовании, на мой взгляд, самая востребованная компетенция — способность урегулировать конфликты и быть дипломатом. Тем более если приходится существовать меж двух огней. Запросы родителей на разнообразие, индивидуализацию, свободу, наши «умковские» идеи, ориентация на субъектность и рамки государственной системы периодически конфликтуют.
Мы уже 15 лет находимся в частно-государственном партнерстве: арендуем площади у муниципального лицея и школы. Дети официально становятся учениками муниципального учебного заведения, родители заключают трехсторонний договор со школой и «Умкой». Наша компания отвечает за дополнительное образование, по факту же мы ведем психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение, обеспечиваем программу школы полного дня. Такая правовая форма дает значительную экономию: родители платят только за вторую половину дня, учителя получают зарплату в лицее и по совместительству у нас. Если у родителя возникают трудности с финансами, ребенок может перейти в обычный лицейский класс.
Наша важнейшая задача не только быстро отвечать на родительский запрос, но и формировать его
Но в организации всего процесса огромную роль играет личный фактор. Если нет контакта с директором муниципальной школы и нет поддержки от городского управления образования, то вся система очень неустойчива.

Что делать? Работать открыто, приносить пользу всем, делиться опытом и помогать коллегам. Поэтому мы стали базовой городской площадкой по теме субъектности. Вместе с другими школами Красноярска при поддержке федеральных экспертов исследуем, как помочь ребенку стать автором собственной жизни. Кейсы «Умки» обсуждает международное образовательное сообщество, и мы каждый раз ищем самые продуктивные технологии и способы взаимодействия с семьей.
3D-оценка
Считаю, что наша важнейшая задача не только быстро отвечать на родительский запрос, но и формировать его. Сегодня семьям прежде всего важны индивидуальный подход к ребенку и безопасность. Все без исключения хотят, чтобы для детей была создана среда без агрессии. Еще один основной запрос — на качественные знания и мотивацию самих детей.

Для оценки качества образования наши специалисты используют так называемую 3D-модель. Первый вектор — предметность, то есть знания и умения. Второй — универсальные личностные качества: коммуникабельность, умение договариваться, работать в команде. Третий вектор — субъектность, его развитию мы уделяем особое внимание. Субъектность определяется умением ставить цели, находить ресурсы, достигать результатов, способностью к самоорганизации и мотивацией.
Нам важно, чтобы дети развивались всесторонне, поэтому мы предлагаем своим ученикам огромный выбор студий, событий, образовательных задач и вызовов. Большое внимание уделяем языковому направлению, уверенно могу сказать, что «Умка» — один из лидеров в области изучения английского. Интеллектуальное, спортивное, художественно-эстетическое направление — каждый ребенок может пробовать себя в совершенно разных областях.
Увлечь и удержать
Как сформировать и удержать коллектив, если он преимущественно женский? Личные ситуации могут быть разными: брак, декрет, переезд. У меня как руководителя две задачи: найти людей со сходными ценностями и удержать тех, кто работает давно и обладает уникальным опытом. В компании сейчас более 300 сотрудников, средний возраст — 34 года.

К каждому требуется свой подход. Молодежь все время ищет себя, есть настоящие звезды, которые легко работают в режиме многозадачности, участвуют и побеждают в городских и федеральных конкурсах, ведут активную внеклассную деятельность, дают качественную обратную связь родителям учеников. Но есть и обратная сторона: эмоциональное выгорание, больничные, усталость. Как работать в такой ситуации? Искать баланс, постоянно быть на связи, растить более сильную личность, давая опору через тренинги, мастер-классы, опыт старших коллег.
«Умка» в цифрах
  • 18 лет на рынке образования
  • 15 лет в частно-государственном партнерстве
  • 300 учеников в «Умка-школе»
  • 5 филиалов в Красноярске
  • 2000 семей охвачены работой сети центров
  • 1000 выпускников
  • 5000 кв. м — общая площадь помещений
  • 30 000−35 000 — средний ежемесячный чек услуг центра
Дилемма выбора между молодыми и зрелыми педагогами стоит всегда. Молодежь легче на подъем, ребят вдохновляют эксперименты, они проще ориентируются в технологиях, но они не стабильны. Опытных учителей сложнее адаптировать под нашу многособытийную систему работы с высокими требованиями. Мы нашли решение: из девяти учителей в начальных классах работают четыре человека до 33 лет, а пятеро — в возрасте после 45. Они друг друга уравновешивают.

Еще одна трудность — звездная болезнь. Если ты достиг уже многого в профессии, получил признание, то довольно сложно вести себя по-прежнему. У нас есть педагог по хип-хопу, у которого каждый год новая команда детей становится сначала чемпионами России, а еще через год — Европы и мира. И так уже больше десяти лет! Он уникальный, и для него — особые условия работы. Считаю, что если человек приносит суперрезультат, то и оплата его труда должна соответствовать масштабу личности.
Подобные вопросы разрешаются с опорой на нашу корпоративную культуру, в ней предусмотрены способы отметить достижения опытных коллег и помочь адаптироваться новичкам. Тем, кто работает в «Умке» 15 лет, вручаем серебряные кольца с гравировкой имени человека и ценностями компании. Это всегда очень трогательно.

Вхождение в компанию поэтапное: сначала кандидаты проходят собеседование, затем показывают пробное занятие и получают обратную связь, дальше — трехдневный тренинг «неофитов». Кандидаты знакомятся с историей компании и принципами работы, традициями и ценностями корпоративной культуры; назначается наставник. Через несколько недель новый сотрудник проходит аттестацию, а в середине года получает отзывы руководителей и психологической службы.
  • Юлия Баканова
    родитель
    В детский сад «Умки» мой младший сын ходил три года. Для него «Умка» — естественная среда, как закрытый водоем для малька, где ему хорошо и комфортно. Здесь общение со сверстниками и взрослыми происходит на равных, в удовольствие, с позитивом. Где еще можно запросто поболтать за жизнь с генеральным директором?

    Переход Степана в школу «Умки» для меня стал идеальным вариантом. Я могу быть спокойна не только за учебный процесс, но и за продленку: в «Умке» она расписана до 18:00. Дети гуляют, трижды в день едят, занимаются в студиях и (о, счастье!) делают уроки под присмотром куратора. Я могу забрать ребенка вечером и просто наслаждаться общением, без перспективы заниматься домашкой. А выбор студий и дополнительных занятий в «Умке» настолько разнообразен, что исчезла необходимость возить сына куда-то еще. Он сам выбирал, что ему по душе: остановился на хип-хопе, оригами, живописи, интерьерной игрушке, шахматах, театре и студии «Делай роботов».
Держать себя в профессиональной форме дальше помогают ежемесячные тренинги. Ценный опыт дает сетевое взаимодействие: наши сотрудники участвуют в работе «Большого потока» — лабораторий международного образовательного сообщества частников под руководством федерального эксперта в образовании Марии Миркес.

Наш конкурс видеоуроков, который проводится уже пять лет, — это стимул для развития и следующая ступень в профессии: победители переходят в разряд экспертов. Так мы пополняем свою методическую базу, отслеживаем дефициты и точки роста. Итоги конкурса ежегодно подводим всем коллективом на «УниверсариУме» — большом методическом фестивале, где все обмениваются опытом и каждый может провести свой мастер-класс.
Около 100 моих сотрудников имеют награды министерства образования края и городского управления образования. Мы открыты к сотрудничеству и ведем свою деятельность прозрачно. Я ежедневно рассказываю на страницах своих соцсетей о работе компании, веду авторский блог на YouTube. Считаю своей миссией создание продуктивного сообщества единомышленников и популяризацию качественного и гуманного образования.
В условиях карантина
Пандемия и карантин стали серьезным испытанием. Паника затронула всех, первую неделю я сама находилась в растерянности. Никто не хотел верить, что это надолго. Родители волновались, и некоторые семьи сразу ушли. Но как только я смогла взять себя в руки, нашла опору и смыслы, получилось дать уверенность людям и все встало на свои места. Мы быстро мобилизовались, сработали командой: провели семинары, выработали стратегию, распределили роли, сделали видеозапись уроков, наладили обратную связь с родителями и детьми. Для поддержки семей и коллег запустили флешмобы от финтес-команды, челленджи от музыкантов, марафоны от психологической службы. Наше сообщество держалось на оптимизме, мы давали друг другу поддержку и веру, даже смогли поучаствовать в благотворительном проекте #стихотворительность и заработать денег для больной девочки.
Эти два месяца стали проверкой на прочность и показали, что репутация, авторитет и профессионализм команды очень высоки. Мы сохранили всех сотрудников, количество детей в школе только выросло: набрано уже не два, а три первых класса на новый учебный год. Сейчас работаем над онлайн-школой, расширяем свои горизонты.
Бизнес-завтрак с семьей
За 15 лет существования проекта «Умка-школа» мы поняли, что поддержка родителей и профессионального сообщества необходима. Родительский коллектив школы я начинаю формировать заранее. Лекции, встречи, мастер-классы для родителей дошкольников, совместные концерты дошколят и старших детей — так взращивается интерес к нашему общему делу.

В октябре дошкольники приходят в классы, где старшие дети рассказывают им о школьной жизни, проводят мини-уроки. Это всегда очень душевно и производит впечатление на малышей. Мотивация идти в школу значительно возрастает, уходит страх перед неизвестным. Затем на первом родительском собрании с выпускниками-дошкольниками я подробно отвечаю на вопросы, часто выступают сами ученики и их родители.
Принцип трех «С»
  • Сообщество — группа единомышленников в сфере образования
  • События — генерирование и воплощение значимых и эффективных образовательных проектов
  • Субъектность — развитие и поддержка в детях воли и стремления стать авторами своей жизни
Следующий этап — психологическая диагностика, по результатам которой родители получают заключение и рекомендации, а с января начинаются собеседования с семьей. В прошлом году я лично провела более 100 встреч с родителями будущих первоклассников. Очень энергозатратно, но пока я не придумала другого способа познакомиться и почувствовать друг друга. Часовой диалог с ребенком и родителями проясняет многое, после мы принимаем окончательное решение о зачислении в класс.

На первом родительском собрании весной семьи знакомятся друг с другом, посещают пробный урок; в июне они проходят первый тренинг на сплочение для того, чтобы выработать общие правила и принципы взаимодействия. Дети тоже знакомятся между собой и с учителем во время «Недели с классным». Пообщавшись в неформальной обстановке с детьми, учителя вместе с психологической службой разрабатывают индивидуальные траектории развития каждого ребенка.
Сейчас мы в поиске инвестора для строительства здания школы на 500 человек. В поиске человека, у которого такие же ценности, как и у нас
В последние выходные августа весь класс вместе с администрацией выезжает за город, чтобы пройти общий тренинг на сплочение. На протяжении учебного года случается еще много разных общих событий: туристические слеты, день самоуправления, благотворительные ярмарки и концерты. Когда люди знают друг друга по именам и по интересам, им легче договариваться и быть включенными в образовательный процесс.

Когда мне предстоит сложное новое дело, я приглашаю к себе родителей на бизнес-завтрак. Формирую фокус-группу представителей родительского сообщества разных классов, обсуждаю с ними за чашкой кофе все свои новые идеи, получая таким образом качественную обратную связь и поддержку.
Отдых со смыслом
Несколько лет назад мы предложили красноярцам проект UMKA Camp — лагерь со смыслом. Формат лагеря как увлекательной интерактивной игры родился из интересов детей, а сейчас вокруг этого проекта сформировалось мощное подростковое сообщество с волонтерами и рок-движением.

Ярким и амбициозным проектом нашей команды стал международный форум семейных образовательных стратегий «108 родителей», который мы намерены сделать ежегодным и традиционным. Приглашаем участников и гостей! Идея провести международный форум, объединить родительское сообщество возникла в прошлом году на московском фестивале «Практики развития» Марка Кукушкина. С того момента, как она зародилась, и до ее реализации прошло 108 дней. Было сложно решиться на столь масштабный проект, но мы рискнули.
  • Мария Миркес
    кандидат философских наук, федеральный эксперт в сфере образования и социального предпринимательства
    «Умка» — команда, которая ставит себе очень высокую, предельную планку качества. И делают они это не для кого-то, а прежде всего для себя. Недавний пример. Этой весной в период карантина трудно было всем. 70% российских учителей не смогли выйти в онлайн, школы отменяли свои мероприятия. Команда «Умки» не только продолжила работать в новых условиях, но и сохранила традиции. Например, конкурс видеоуроков. В этом году от него можно было и отказаться, но «Умка» всегда ставит для себя сверхзадачи. То есть все отменяют, а они взяли и провели. Такая проактивность во всем, любая задача будет выполнена оригинально и качественно.
В течение двух выходных дней на базе загородного дома отдыха участники общались с экспертами, знакомились с многообразием образовательных стратегий, методиками воспитания и получали практические советы. В числе спикеров были не только педагоги, психологи и врачи, но и обычные родители из разных образовательных систем, готовые поделиться своим интересным опытом. На форуме выступили более 20 спикеров, состоялись четыре трансляции с семьями, живущими в Германии, Испании, Америке, Таиланде, Китае и на Бали.

Гостем форума стал мэр Красноярска Сергей Ерёмин: отец четырех дочерей рассказал о своем опыте воспитания.

Обычно вопросы образования обсуждаются взрослыми, но на нашем форуме свое мнение высказывали дети. Услышать его было полезно и любопытно — и педагогам, и родителям.
Птицам деньги не нужны?
Раньше я считала, что все должна делать сама, что говорить про деньги стыдно и неуместно — мы же о высоком, об образовании и воспитании. Мой принцип «птицам деньги не нужны» невербально транслировался вовне.

Я вкладывала больше, чем получала. И когда несколько перспективных инвесторов попросили меня показать бухгалтерию и бизнес-план, выяснилось, что им такая рентабельность не интересна.

Я задумалась, посчитала и поняла, что необходимы изменения. Теперь, когда планируем любое мероприятие, ставим себе три цели: образовательную, организационную и коммерческую. Мы — образовательный бизнес, а у бизнеса задача зарабатывать деньги для развития и новых смелых идей. Поэтому каждый пункт плана внесен в бюджет.
Обычная для нас планка — 15−20 процентов рентабельности, хотя ожидания оправдываются не всегда. Но я часто говорю: где фокус внимания— там энергия, где энергия — там действие, где действие — там результат. Мы видим цель, все понимают свою ответственность в цифрах, стремятся получить соответствующие результаты или сократить расходы.

Раньше я часто действовала эмоционально, хотела всех коллег и клиентов одарить, удивить, отблагодарить, что влетало в копеечку. Сейчас научилась экономить и привлекать партнеров, искать выгодные предложения, возможности бартера с клиентами, вести четкий бюджет.
Мы научились зарабатывать деньги на образовательных событиях городского масштаба. Ежегодно устраиваем фестиваль английского языка, который посещает более 300 семей; столь же масштабный фестиваль раннего развития, математическую игротеку для 500 детей. Наш центр — площадка для интеллектуального семейного досуга со множеством тематических локаций. У ребенка есть выбор и возможность проб, а у родителей — поле для наблюдения и совместной деятельности. Наша задача — помочь провести рефлексию, прояснить для себя образовательную стратегию.

Такие городские фестивали очень «сложносочиненные» и требуют больших ресурсов, но мы научились проводить масштабные мероприятия даже международного уровня.
Наш человек
Что особенно важно, так это работать в сотрудничестве. За 18 лет в Красноярске сменилось четыре руководителя городского управления образования, три главы города, два краевых министра образования. И мы всегда, при всех руководителях занимали партнерскую позицию: участвовали в совещаниях, конференциях и круглых столах, работали как фокус-группа, делились мнением по поводу образовательной стратегии города, поддерживали организацию общегородского родительского собрания.

А в 2020 году мы приобрели франшизу проекта «Умный Красноярск» и пригласили 60 директоров школ на презентацию. Это был настоящий праздник популярной науки. Все желающие смогли попробовать себя в роли хирургов, поработать в лабораториях и даже провести операцию. Директора образовательных учреждений, оказавшись на месте детей, глубоко поняли суть проекта, оценили потенциальный образовательный результат. В итоге конверсия на программу «Умный Красноярск» выросла в разы.
Так что личный контакт, доверие и взаимная польза очень важны, и дело не только в материальных выгодах. Директора школ понимают: если ребенок чем-то увлечен, то и будет мотивация к учебе; результаты научных конференций и олимпиад за счет нашей совместной работы становятся выше. Родители довольны и включены, а значит, мы действуем во благо и работаем на одну цель. Я очень благодарна нашим городским властям за поддержку и совместные дела.

Сейчас мы в поиске инвестора для строительства здания школы на 500 человек. В поиске человека, у которого такие же ценности, как и у нас. Клиенты к этому готовы, коллектив есть, опыт команды огромный, запрос от города и мира сформирован.
Я вижу, сколько заинтересованных состоятельных людей осознанно вкладывают средства в будущее и готовы менять мир через систему образования. Жду нашего человека. Заявляю громко о своем намерении открыть в Красноярске, городе-миллионнике, первую частную школу. Со своей стороны гарантирую команду профессионалов, программу, клиентов, маркетинг и быстрый старт с качественной работой.

От редакции: Думаем, что уже очень скоро в Красноярске появится частная школа под брендом «Умки». И не только там. Следующий филиал команда планирует в Сочи. Сибирским находкам — южный климат.
Сегодня сеть «Умка» состоит из пяти филиалов. Это три детских развивающих центра, детский сад, «Умка-школа» в частно-государственном партнерстве двух школ, лагерь UMKA Camp и проект «Умный Красноярск». В каждом из дошкольных филиалов проводятся занятия раннего развития для малышей от года до трех лет. Партнерские классы «Умка-школы» созданы на базе лицея № 28 и школы № 32, развиваться помогает поддержка руководителей этих образовательных учреждений.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: