Павловской гимназии в этом году исполнилось 10 лет. Создавая школу, мы были убеждены, что она должна стоять на трех китах. Первый: мы будем давать качественные академические знания, которые подтвердит независимая экспертиза. Например, наши ученики будут побеждать на всероссийских олимпиадах. Второй: мы будем гармонично воспитывать детей за счет занятий спортом и искусствами, благо инфраструктура и преподавательский состав гимназии это позволяют. И третий: мы создадим в школе ситуацию успеха для каждого ребенка.
Ольга Рагожина
Директор Павловской гимназии
В 2009 году мы считали, что этого достаточно, чтобы наши выпускники смогли успешно войти во взрослую жизнь. И, надо сказать, мы весьма преуспели в реализации заявленных принципов. Сегодня в Павловской гимназии существует мода на хорошую учебу. Мы отвечаем за качество нашего образования, у нас честные оценки, дети побеждают на предметных олимпиадах, поступают в вузы, среди которых лидируют ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, МГИМО. Мы входим в рейтинги лучших школ Московской области, получаем гранты от областного правительства за высокое качество образования. В школе кипит жизнь, и скучать некогда. Казалось бы, все отлично.
Сейчас мало просто знать на «отлично» математику или физику. Мир ждет креативных, проактивных, гибких, целеустремленных молодых людей. И школа должна подготовить детей к новым правилам игры
Но темп жизни настолько быстро меняет подход к образованию, что расслабляться нельзя. Сейчас мало просто знать на «отлично» математику или физику. Мир ждет креативных, проактивных, гибких, целеустремленных молодых людей. И школа должна подготовить детей к новым правилам игры. В университете уже нет времени приобретать soft-skills, там их надо только развивать. Это вызов для школы. И мы его приняли.
Самое главное качество, которое мы сейчас воспитываем в наших учениках, — это умение учиться и работать с информацией, добывать знания самостоятельно, умение генерировать и презентовать идеи, умение выбирать и отвечать за свой выбор. Мы развиваем навыки критического мышления, работы в команде, в проекте, навыки коммуникаций, открытость и способность творчески реагировать на изменения.
Старт в будущее
Мы создаем условия для тренировки мягких навыков. Например, уже в начальной школе придаем огромное значение командным и групповым видам работы. Каждый учебный год начинается с Ярмарки проектов, где дети самостоятельно выбирают темы исследований, которыми занимаются весь год. В классах и подразделениях проходят предзащиты проектов, лучшие работы участвуют в региональной конференции «Старт в будущее».
Ребята, в основном, работают командами. В обсуждение любых проектов всегда включена рефлексия о том, как строилась работа, как распределялись роли.
У нас есть собственный международный фестиваль интеллектуальных игр «Павловская ласточка», который вырос из фан-движения любителей «Что? Где? Когда?» в гимназии. В «Ласточке» важна командная игра, все зависит от взаимодействия внутри группы. Наша команда «Совятники» — многократный победитель российских и международных чемпионатов по интеллектуальным играм.
В старших классах под руководством школы креативного мышления ИКРА дети участвуют в ворк-шопах и деловых играх, где целенаправленно учатся креативным и коммуникационным навыкам, решают реальные кейсы, с которыми работают большие агентства. Интенсив с ИКРОЙ по искусству презентации входит в обязательную учебную программу в 10 классе.
Выпускники последних четырех лет говорят, что, по сравнению со сверстниками, им легче учиться вузе. Они более адаптивны, осознанны, стрессоустойчивы, умеют кооперироваться и быстро работают.
Собственные машруты
Индивидуализация начинается с начальной школы, куда приходят очень разные дети. Каждый ребенок обладает собственным темпераментом, работает в своем темпе, и это надо учитывать.
Например, в третьем классе гимназисты распределяются в шесть подгрупп для занятий английским языком, в зависимости от уровня подготовки. Есть и седьмая подгруппа, где уроки ведует экспаты для детей-билингвов. Еще пример: в первом классе уроки русского языка можно проходить индивидуально с логопедом.
Уже в начальной школе дети начинают учиться формировать собственные образовательные маршруты. Раз в модуль для 2−4 классов мы проводим «Парк знаний», где предлагаем на выбор интегрированные занятия, а ученики сами выстраивают весь учебный день и уровень сложности занятий.
Дети получают искреннее удовольствие и приобретают фантастическую мотивацию учиться от того, что у них есть возможность выбирать и пробовать самим. А в старших классах гимназисты уже полностью выстраивают свой индивидуальный образовательный маршрут.
Все дополнительные занятия во второй половине дня ребенок выбирает сам или вместе с родителями.
У наших учителей-предметников есть базовая установка: мы строим занятия, исходя из образовательных запросов и потребностей наших учеников. Надо уметь связать изучаемую тему с актуальным опытом ребенка, разбудить его интерес и выявить потребность, которую он может удовлетворить в изучении данного предмета.
В старших классах дети переходят на индивидуальные учебные планы, выбирают факультативы и элективы, исходя из своих предпочтений. Они могут выбирать комфортный для себя режим освоения материала: заниматься в классе или самостоятельно.
Этот выбор высвобождает время для подготовки к экзаменам, занятиям в поле личных образовательных потребностей.
Если у ребенка возникает желание углубиться в предмет, он всегда может это сделать в режиме личной консультации с учителем.
Обучение по индивидуальным учебным планам, по сути, является фундаментально-вариативным гимназическим образованием.
Общие ценности
Мы создали развивающую образовательную среду. Это, по сути, приглашение детей задавать вопросы и вместе со взрослыми искать на них ответы. Наши учителя занимают сотрудническую позицию и находятся в диалоге с учениками.
Все естественнонаучные дисциплины мы преподаем через проверку гипотез опытным путем. Каждый урок начинается с вопроса, чем тема занятия может быть полезна, и зачем это знать в жизни. Мы давно сказали «нет» стереотипным урокам. Занятия могут проходить где угодно: математика — в химической лаборатории, ИЗО — в библиотеке. Мы внедрили в повседневную практику интегрированные уроки и проектный подход к обучению, потому что считаем, что за ними — будущее.
Мы не считаем, что в работе школы или учителя должна доминировать определенная методика. Хороший педагог владеет разными инструментами и применяет их в зависимости от задач урока и потребностей учеников.
Позиция честного и открытого диалога с семьей, умение поделиться возникшими трудностями, дать сбалансированную обратную связь, не заметать мусор под ковер — единственный способ установить продуктивные отношения
Мы очень любим образовательные путешествия, в которые каждый ученик едет с персональной учебной задачей. Не так давно ребята были на Байконуре, где увидели запуск ракеты, посетили разные объекты. Вернувшись, они сделали массу интереснейших докладов на инженерные, научные и социально-экономические темы, которые касались разных аспектов жизни космодрома.
Образовательная среда завязана на общении учителя и ученика. У нас взаимодействие строится на диалоге, взаимном уважении и бережности по отношению к опыту у ребенка. С другой стороны, мы тверды в требованиях к дисциплине и настаиваем на соблюдении правил — у нас нет исключений для избранных детей. Ученики не пользуются гаджетами в школе. Есть требования к ношению формы, внешнему виду, правилам поведения и общения. И, знаете, наших детей всегда отличают — по уровню воспитания, умению себя вести, уважительному общению друг с другом. Это приятно слышать.
Честный диалог
Конечно, в этом есть огромная заслуга родителей и семьи. Мы тесно работаем с родительским сообществом. И вот что я скажу: позиция честного и открытого диалога с семьей, умение поделиться возникшими трудностями, дать сбалансированную обратную связь, не заметать мусор под ковер — единственный способ установить продуктивные отношения между администрацией и родителями. Без этого действовать в интересах ребенка не получится.
У нас большая программа лояльности: начиная со второго ребенка, семьи получают скидки на обучение. Помимо этого действует программа поощрения успехов в учебе, вплоть до 100% скидки. Речь идет о ежегодном конкурсе на бесплатное обучение, в котором наряду с внешними детьми, участвуют и наши гимназисты. В совокупности 45% семей имеют льготы на обучение.
Конечно, отношения родителей и гимназии строятся на общих ценностях — таких как равенство перед правилами, честное отношение к оценкам, уважение к личности ребенка и взрослого, успех за счет своего труда, участие в жизни школы. Мы договариваемся об этом еще на пороге гимназии, до подписания документов о поступлении. И, бывает, что расходимся. Мы выбираем, нас выбирают. Но мы остаемся с теми, кто разделяет наши ценности. Ведь мы на целых 11 лет становимся партнером семьи в построении будущего ее ребенка.