ШКОЛА. СОБЫТИЕ
В Иркутске поставили «Точку»
И это только начало
В сентябре этого года в двух минутах езды от Иркутска, на берегу водохранилища, открылся суперсовременный образовательный проект «Точка будущего». Он включает в себя школу и детский сад, рассчитанные на 1022 ребенка, а также дома для семей с приемными детьми, переехавших из районов Иркутской области.

Аналогичных проектов в России еще не было. Здесь есть не только наставничество, персонализация, открытая и мобильная среда, проектная деятельность, современнейшая инфраструктура и огромное количество возможностей для дополнительных занятий — от собственной типографии и кулинарной студии до хоккейного поля и музыкальных классов… Прежде всего это проект с грандиозной образовательной и социальной миссиями.
Во-первых, «Точка будущего» создана и обслуживается полностью на средства благотворителя — бизнесмена Альберта Авдоляна. Он создал благотворительный фонд «Новый дом» для реализации проекта по созданию образовательного комплекса. Главой попечительского совета фонда «Новый дом» стал Сергей Чемезов, генеральный директор Госкорпорации «Ростех» и уроженец Иркутской области. Во-вторых, одна из ее глобальных целей — помочь детям-сиротам стать полноправными членами общества. В-третьих, и приемные дети, и дети с различными особенностями, и «обычные» (насколько такое слово вообще может быть применимо к людям) учатся здесь вместе. «У нас нет отдельных классов для детей из приемных семей. Более того, педагог зачастую не знает, приемный перед ним ребенок или нет. Мы не акцентируем на этом внимание», — говорит Максим Астраханцев, заместитель директора по воспитательной работе «Точки будущего».
19 семей, воспитывающих в общей сложности 113 приемных детей, получили бесплатное жилье в коттеджном поселке
В-четвертых, здесь «воспитывают» не только детей, но и взрослых: педагогов, родителей. В течение 2018 года в Иркутской области проходила подготовка учителей. 600 педагогов теперь могут использовать новые знания в других школах города и области. Профессионалы, показавшие наилучшие результаты и разделяющие концепцию программы обучения, были приняты на работу в «Точку будущего». Что касается родителей, то специалисты помогают им адаптироваться в новой обстановке — проводят тренинги и т. д.
Марк Сартан
руководитель Центра разработки образовательных
систем «Умная школа»
Мы начали с того, что сформулировали вместе с инициатором проекта, российским бизнесменом и благотворителем Альбертом Авдоляном, общие цели и задачи.

Уже на этом этапе мы пришли к пониманию, что детям без родительского попечения в Иркутске нужна и семья, и школа. Не детский дом и не отдельная коррекционная школа только для приемных семей — пусть даже и самые лучшие. А школа для всех и каждого, для разных людей со своими интересами и потребностями. В настоящей семье и в разнородной социальной среде дети, которым фонд «Новый дом» оказывает поддержку, смогут освоить самые разные важные жизненные стратегии.

Имея четкие цели и понимая конкретные задачи, мы начали формирование профессиональной команды проекта, которая приступила к необходимым исследованиям и разработке уже детализированной концепции, планированию.

Нужно сказать, что за семь лет та первичная концепция не подверглась существенным изменениям, а вполне последовательно воплотилась в жизнь. Уверен, что это говорит о силе идеи и качестве той большой команды, которая работала над тем, чтобы такой проект стал возможен.
Наша задача — помочь ребенку с непростой судьбой адаптироваться к жизни
Если описывать крупными мазками, то проект до открытия в сентябре 2020 года можно условно разделить на три этапа.

Первый — концептуальный. Была разработана концепция, сформулированы принципы и основные образовательные системы: система предметного содержания, воспитательной работы, психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации, семейного устройства детей и др.

Второй этап включал в себя подготовку и проведение международного архитектурного конкурса, уточнение архитектурной концепции, проектирование и переход к строительным работам и оснащению. По просьбе инвестора мы следили, чтобы все решения соответствовали образовательной концепции и помогали создавать архитектуру, которая бы ее воплощала.

И третий этап — формирование коллектива школы: отбор приемных семей, формирование административной команды школы и педагогического коллектива, прием учеников.

Естественно, эти этапы не переходили друг в друга строго последовательно и пересекались во времени.
Люди для участия в проекте подбирались по двум критериям. С одной стороны, требовалась высокая профессиональная компетентность и желание развиваться дальше, а с другой — принятие ценностей проекта и его миссии.

Самым сложным и одновременно самым интересным на всех этапах было удержание целостности проекта, единства замысла. Мы в команде часто обсуждали, что проект «фрактальный» по своим задачам: каждая подзадача по сложности равна всей задаче в целом. Здесь все связано со всем, и все во всем отражается.

Так, например, одна только специфика содержания образования отражается и в штатном расписании, и в системе оплаты труда, и в программе подготовки кадров, и количестве учебных помещений и их нейминге, учебном оборудовании, закупках учебников, персональных устройствах и IT-решениях, формировании расписания, вплоть до графика движения автобуса. И на каждом шаге возможны восходящие, обратные корректировки. А это только одна из многих линий работы.
Перед такими сложными и амбициозными проектами, наверное, всегда стоит вызов устойчивости во времени. В нашем случае преодолеть его помогла неизменная поддержка и участие благотворителя. Его долгая управленческая воля все семь лет помогала и помогает проекту сохранять драйв и преемственность решений.

Другой вызов — работа с общественным мнением. Очень важно заранее понятно рассказать, «про что» эта школа, как она устроена, зачем нужен семейный поселок и вся остальная специфика. Мы такими разъяснениями занимались все годы работы над проектом. И сегодня слышим, что все обещания действительно выполнены: живут в поселке и учатся в школе 113 детей, для всех остальных детей в школу не было отбора по способностям и достижениям, есть бесплатный транспорт, школьная форма и питание и многое другое.
Третий серьезный вызов заключался в том, что нужно было найти достойные приемные семьи, готовые участвовать в благотворительном проекте. Сразу было понятно, что задача адаптации к новой непривычной среде встанет не только перед детьми, но и взрослыми. Новое место жительства, новый город и дом, новые соседи, новая школа и новые дети — чтобы справиться с таким обилием новизны, нужны серьезная мотивация, внутренняя готовность и ответственность. Но длительная, порой сложная и тонко настроенная программа формирования контингента семейного поселка помогла и с этим вызовом справиться. Конечно, сложности возможны и даже естественны, но мы видим готовность и ресурсность людей к их преодолению.

Идей, которые заранее лежали и ждали своего часа, не было. Все решения мы выводили из целей, задач и анализа ситуации. Скорее, было общее понимание, что такое по-настоящему современное школьное образование. Мы уверены, что школа должна вдохновлять на достижения, давать ребенку возможность собственного выбора в рамках своего учебного плана, помогать ему с этим выбором и обеспечивать его образовательными ресурсами. И сегодня, пройдя такой долгий путь, мы считаем, что получилась школа, какой она должна быть.
Формулировка «образ выпускника» вызывает у нас настороженность. Это такая сковывающая история, по сути — шаблон для живого человека, которому он должен (как нам кажется, а не ему!) соответствовать. А вся наша образовательная система — про самостоятельный и ответственный выбор ребенком своего будущего. Поэтому мы описываем результат работы школы не столько в конкретных характеристиках детей или уровне их «обученности», сколько стремимся максимально помочь им научиться самим выбирать и планировать то, кем они хотят быть и как этого добиться. Для этого в школе предусмотрена целая технология работы, которая на выходе заканчивается разработкой учеником персонального жизненного проекта.
Альберт Авдолян
инвестор, бизнесмен и меценат, учредитель и член попечительского совета благотворительного фонда «Новый дом»
Наша задача — помочь ребенку с непростой судьбой адаптироваться к жизни, с помощью профессиональных педагогов и наставников осознать себя, определить свою личную жизненную траекторию и вырасти сильной, уверенной в себе личностью. Детский дом не решает этих задач.

«Точка будущего» — это наш первый подобный проект, но далеко не последний. Продолжение будет в Якутске.

В Иркутске строительство не заканчивается. Будут еще дома для семей с приемными детьми и преподавателей, автопарковка и т. д.
Сергей Чемезов
генеральный директор Госкорпорации «Ростех», глава попечительского совета благотворительного фонда «Новый дом»
И для меня, и для Альберта Авдоляна Иркутская область — малая родина, где мы жили, учились. Сложности, с которыми сталкивается регион, нам очень близки. Проблема детей, оставшихся без попечения родителей, стоит здесь очень остро. Сейчас в Иркутской области порядка 16,5 тыс. таких детей — это один из самых высоких показателей в стране.

Сначала мы хотели построить детский дом. Но даже самый современный детский дом, оснащенный по последнему слову техники и укомплектованный лучшими педагогами, не даст ребенку тех возможностей, которые есть у детей из обычных семей.

И тогда наши мысли трансформировались в новую идею: создать образовательный центр, где дети из приемных семей смогут познавать мир и готовиться к взрослой жизни на равных со своими сверстниками.
Максим Астраханцев
заместитель директора по воспитательной работе «Точки будущего»
Модель социальной инклюзии подразумевает, что к нам приходят разные дети. Есть дети с ограничениями по здоровью, есть дети с ментальными особенностями. Для последних сформирован автономный класс — так положено по закону, с ними занимаются специалисты. ОВЗ не является препятствием для приема ребенка в нашу школу. Мы создаем доступную среду: для колясочников есть пандусы, в том числе в бассейне.

Мы понимаем, что «особые образовательные потребности» — это абсолютно про каждого ребенка. Не важно, есть ли у него ограничения по здоровью. Для нас все дети в этом отношении равны.

Еще один важный момент: мы учим детей воспринимать свою жизнь как проект. Личный жизненный проект станет итогом школьного образования, зачетной работой выпускника. Каждый ребенок будет создавать и защищать свою жизненную стратегию в результате анализа собственного потенциала, ценностей, целей и способов их достижения с учетом социально-экономического контекста.
«Нам есть с чем сравнить»
Семья Антоновых — папа, мама, пятеро детей и кот — переехала в коттеджный поселок рядом со школой «Точка будущего» из города Зимы (население 30 тыс. человек, 275 км от Иркутска). Мама семейства Елена Антонова поделилась своими впечатлениями о проекте:
— Раньше наши дети ездили в кружки за тридевять земель. Школа тоже была далеко. Иногда приходилось заниматься во вторую смену, и тогда ни о каких кружках речи не было. А здесь все рядом. Игорь приходит домой сытым, со сделанными уроками. Он футболом увлекается. Сейчас у нас футбольное поле за окном.

Мы все равно планировали уехать из Зимы. Счастливы, что попали в этот проект, стали жителями поселка. Два с лишним года назад в Зиме прошло собрание, на котором нам показали презентацию проекта, раздали буклеты. Я подала заявку. Надо было рассказать о себе, о семье, пройти тестирование. Потом нас приглашали на встречи. Разыгрывали какие-то ситуации в командах — все-таки поселок подразумевает совместное проживание.

Наши дети Станислав и Алдона — глухонемые, поэтому учатся в специализированной школе, ездят в город. Надеюсь, что здесь будет сурдолог, и они смогут посещать дополнительные занятия. Здесь же много творчества, много мастерских, есть швейный цех. Алдона как раз хорошо шьет. Я хочу, чтобы они не чувствовали себя здесь изгоями. Игорь здесь себя уже нашел, у него много друзей, играет в футбол, волейбол.

Нам есть с чем сравнить. Отношение к детям здесь совсем другое. Никто никого не загоняет ни в какие рамки.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: