КЕЙС. ПРЕДПРОФИЛЬ

Новый стандарт

Предпрофессиональные маршруты для школьников — московский опыт
Предпрофессиональное образование — уникальный проект Москвы, призванный помочь ученикам старших классов осознанно выбрать профессию и образовательную траекторию.
В Москве существует шесть направлений предпрофессионального образования. Это инженерные, медицинские, предпринимательские, психолого-педагогические, ИТ- и медиаклассы. В этих отраслях сегодня больше всего требуются высококвалифицированные кадры. Их профессиональную ориентацию и подготовку решили начинать со школьной скамьи.
Полный цикл
Практики профориентации существовали в московском образовании всегда: отдельные школы выстраивали долгосрочные отношения с профильными вузами и компаниями. С 2015 года, когда в столице возникли первые предпрофессиональные классы, в этом взаимодействии появилась системность. В 2023 году в городе был утвержден единый стандарт предпрофессионального образования. Теперь погрузиться в профессию каждому ученику помогает логично выстроенная партнерская система школа — колледж — вуз — индустриальный партнер.

Организует и курирует это партнерство Институт развития профильного обучения Московского городского педагогического университета. Его команда формирует содержание образования и следит за тем, чтобы каждый мотивированный школьник, который вместо обычного посещения уроков выбирает для себя усложненный путь предпрофа, получил от него максимум пользы.
Более 90% выпускников предпрофов ежегодно поступают в вузы по своему профилю, более половины — в высокорейтинговые университеты
«В школах ученики предпрофессиональных классов углубленно изучают профильные предметы и получают первые специальные навыки на курсах. Параллельное обучение в колледжах помогает им вывести эти навыки на профессиональный уровень и глубже познакомиться с производственным процессом в выбранной отрасли. Работа над проектами и исследованиями на базе вузов позволяет ребятам прикоснуться к академической среде и конкретизировать сферу интересов. А экскурсии на площадки индустриальных партнеров и общение с потенциальными работодателями помогают поставить точку в вопросе карьерного самоопределения», — рассказал Михаил Силантьев, и. о. директора Института развития профильного обучения МГПУ.
Видимый результат
За девять лет развития предпрофессиональное образование зарекомендовало себя как одна из самых эффективных образовательных практик страны и даже мира. В 2019 году проект «Медицинский класс в московской школе» вошел в список 100 главных образовательных проектов мира по версии международной организации HundrED.

Сегодня предпрофессиональные классы открыты более чем в 70% школ Москвы. В них обучаются свыше трети всех старшеклассников города. География проекта расширится: по словам мэра Москвы Сергея Собянина, «цель на ближайшие пять лет — создать условия для обучения в предпрофессиональных классах всех направлений в каждом районе Москвы».
«Более 90% выпускников предпрофов ежегодно поступают в вузы по своему профилю, причем более половины — в высокорейтинговые университеты. За последние годы число москвичей среди первокурсников-бюджетников ведущих вузов выросло в 1,5−3 раза, и это заслуга в том числе предпрофессионального образования, — подчеркнул Михаил Силантьев. — Сами вчерашние школьники отмечают, что учиться в вузах им зачастую легче, чем их однокурсникам, у которых не было комплексной профориентации. Выпускники предпрофессиональных классов практически не отчисляются с первых курсов и не меняют направления подготовки. Потому что свой образовательный трек они формировали осознанно».
Реальное партнерство
Среди партнеров предпрофессионального образования — 51 столичный вуз и две научные организации. Их эксперты участвуют в разработке образовательных программ. Например, школьный учебный курс «Шаг в медицину. Анатомия и физиология человека. Здоровье человека» разработан совместно с Сеченовским университетом, а курс «Журналистика и медиа» для медиаклассов — с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова.

Кроме того, вузы сопровождают проектно-исследовательскую деятельность школьников. Они знакомят учеников со своими направлениями работы и помогают определиться со сферой научных интересов. Если интересы ребенка совпадают с направлением работы кафедры, лаборатории или научного коллектива, он уже в 10-м или 11-м классе может попробовать себя в роли ассистента профессора, сделать вклад в исследование или проект. Но часто ученики предпрофессиональных классов приходят в вузы с уже готовыми идеями для статей и разработок.
«Преподаватели проводят для детей научные консультации, дают доступ к информации по теме, помогают в подборе профильной литературы, освоении исследовательских методов и инструментов для решения проектных задач. Если ученику необходимо провести эксперимент или собрать прототип устройства, вуз приглашает его в свои лаборатории, учит работать с высокотехнологичным оборудованием. Результатом такого взаимодействия для каждого ребенка становится завершенный проект или исследование. Школьник может представить его экспертам на городской научно-практической конференции и получить дополнительные баллы к ЕГЭ в случае победы», — рассказал Михаил Силантьев.
В этом учебном году к проектам предпрофессионального образования подключилось 46 московских колледжей. Это дало десятиклассникам возможность получить первые настоящие профессии еще до выпуска из школы, не отрываясь от освоения основной образовательной программы. Список специальностей совпадает с профилями обучения. Ученики инженерных классов становятся чертежниками-конструкторами, будущие медики — младшими медсестрами, юные айтишники осваивают специальность оператора ЭВМ и обучаются системному и сетевому администрированию, будущие предприниматели получают профессию «агент банка» и учатся ориентироваться в финансовых услугах для физических и юрлиц, а медиаклассники могут выбрать специальность фотографа, видеооператора или графического дизайнера. Бонус для учащихся — свидетельство о квалификации, с которым они смогут после школы устроиться на подработку. Однако это не самоцель.
«Главная задача обучения в колледже — дать школьнику дополнительную практику и возможность увидеть полную цепочку производственного процесса в отрасли, понять задачи и потребности всех ее участников. Хороший врач должен знать, чем занимаются медсестры. Хороший айтишник должен понимать принципы системного администрирования. Зная, как устроена работа компании или учреждения на всех этапах, можно стать как квалифицированным сотрудником, так и эффективным руководителем», — отметил Михаил Силантьев.

Индустриальные партнеры проводят для школьников экскурсии, позволяющие понять, какие производственные задачи предстоит решать будущим специалистам, погрузиться в профессиональную культуру, узнать, какие ценности разделяют сотрудники компаний и учреждений. К проекту присоединилось более 200 организаций — от городских больниц и поликлиник до компаний — медиа и ИТ-гигантов.
«Образовательный маршрут у старшеклассников в предпрофах выглядит насыщенным. Но каждый его участник — школа, колледж, вуз, предприятие — предоставляет знания и навыки, которые друг друга не дублируют, а конкретизируют и дополняют. Таким образом, программа обучения получается эффективной и сбалансированной с точки зрения времени и нагрузки», — рассказал Михаил Силантьев.
Профессионалы для будущего
Ключевая задача развития предпрофессионального образования на ближайшие годы — сделать партнерское взаимодействие еще более организованным и результативным. Уже сегодня ученики предпрофов зачастую еще в школе заключают отложенные трудовые договоры с работодателями и поступают в университеты без вступительных испытаний, а вузы создают для них индивидуальные образовательные треки с учетом повышенного уровня знаний и опыта.

«Каждый вуз нуждается в мотивированных студентах, каждая компания — в квалифицированных кадрах. Мы стремимся к тому, чтобы образование, полученное нашими выпускниками, наиболее полно отвечало запросам отрасли, а сами ребята становились не просто специалистами, но лидерами изменений в ней», — подытожил Михаил Силантьев.
Подготовлено при поддержке департамента образования и науки города Москвы.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще