Трансформация профессионального образования Москвы
Сфера СПО все больше привлекает внимание экспертов и всех, кто интересуется сферой образования. Новые программы, единый стандарт, практикоориентированное обучение — СПО ощутимо меняется, становится ближе к реальному производству.
Беседуем с Ириной Швец, заместителем руководителя Департамента образования и науки города Москвы об изменениях в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Ирина Швец
заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы
Партнерство и практика
— Насколько успешно реализуется Стратегия развития СПО до 2030 года, утвержденная Минпросвещения? Каковы общие тренды развития СПО в Москве?
— В столице 46 колледжей, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Это открывает для поступающих широкие возможности получения образования: можно освоить более 150 перспективных специальностей разных профилей. Ежегодно более 20 тысяч выпускников трудоустраиваются в разные отрасли экономики города: транспорт, промышленность, образование, общественное питание, строительство, ретейл, креативную индустрию и другие.
Один из базовых принципов трансформации системы СПО — внедрение единого подхода к содержанию и реализации программ общеобразовательных дисциплин
Сегодня мы принципиальным образом меняем систему профессиональной подготовки. Наше сотрудничество с крупнейшими госкорпорациями и бизнес-компаниями, а также профильными департаментами города позволяет обеспечить тонкую настройку системы СПО под конкретные запросы работодателей города. Столичные предприятия участвуют в разработке учебных программ, предоставляют места для производственной практики. Среди наших партнеров: Государственная корпорация «Ростех», ГУП «Московский метрополитен», «Шереметьево безопасность», ПАО «МОЭК», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», ООО «Главстрой», ПАО «МГТС», ПАО «Ростелеком», ГУП «Мосгортранс», ООО «Сбербанк», ПАО «Газпром», Ассоциация «Российские автомобильные дилеры», ООО «Инженерстрой», ООО «Спецград», ГК «Аэромакс», ООО «Яндекс» и многие другие компании и организации.
Такое партнерство позволяет достичь максимальной практикоориентированности учебного процесса. С первого курса студенты погружаются в профессиональную среду и производственные процессы, учатся на современном оборудовании — таком, которое используется на производствах.
В образовательный процесс мы включаем самых опытных мастеров, занятых на высокотехнологичных предприятиях, и создаем систему подготовки мастеров-наставников, поскольку их участие в обучении обеспечит развитие практических навыков у студентов.
К окончанию обучения выпускники подойдут, имея как минимум третий квалификационный разряд, а экзамены будут сдавать на базе работодателей в соответствии с высокими стандартами. Таким образом, на предприятия придут специалисты, готовые сразу приступить к работе. Впрочем, многие студенты получают предложения о трудоустройстве уже на втором курсе и после выпуска продолжают выбранный профессиональный путь.
Целевое обучение студентов для предприятий госкорпорации Ростех
Целевое обучение студентов для предприятий госкорпорации Ростех
Целевое обучение студентов для предприятий госкорпорации Ростех
Целевое обучение студентов для предприятий госкорпорации Ростех
Целевое обучение студентов для предприятий госкорпорации Ростех
Один из базовых принципов трансформации системы СПО, о которой мы говорим, — внедрение единого подхода ксодержанию и реализации программ общеобразовательных дисциплин. Это обеспечит единый уровень качества среднего общего образования в городе.
Ведется также масштабное обновление материально-технической базы колледжей: студенты будут осваивать и совершенствовать необходимые практические навыки в современных лабораториях и мастерских.
Новые образовательные программы и единый стандарт подготовки выпускника СПО Москвы позволят обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки молодых специалистов. Это означает, что работодатели получат квалифицированных сотрудников, готовых решать реальные производственные задачи.
Целевое обучение
— Одна из общих тенденций развития сферы — колледжи модернизируются и все больше интегрируются в экономику, взаимодействуют с индустриальными партнерами, строят партнерские отношения с работодателями. Какие можно назвать примеры, иллюстрирующие тенденцию?
— Один из ярких примеров партнерства — целевое обучение студентов для предприятий госкорпорации Ростех. В этом учебном году 1700 ребят поступят на специальности, востребованные в авиастроении, что в три раза больше, чем в прошлом году. Среди них мехатроника и мобильная робототехника, производство и обслуживание авиационной техники, производство авиационных двигателей, эксплуатация беспилотных авиационных систем, технология машиностроения, литейное производство черных и цветных металлов, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и другие направления.
В проекте участвует 13 столичных средних профессиональных образовательных учреждений: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Западный комплекс непрерывного образования, Политехнический колледж № 8 имени И. Ф. Павлова, Московский государственный образовательный комплекс, Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина, Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова, Образовательный комплекс «Юго-Запад», Политехнический колледж имени П. А. Овчинникова, Московский технологический колледж, Политехнический техникум № 47 имени В. Г. Федорова, Политехнический колледж имени Н. Н. Годовикова, Колледж архитектуры и строительства № 7, Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий.
Каждый студент освоит навыки минимум по пяти профессиям и после выпуска станет мультиквалифицированным специалистом, востребованным сразу в нескольких областях. Помимо хорошей теоретической базы, молодые люди получат опыт решения прикладных задач на производстве, ведь около 70% учебного времени будет занимать практика в производственных цехах. Определять качество обучения будут с помощью квалификационных экзаменов по стандартам работодателя и независимой оценки.
Более 60% девятиклассников поступают в колледжи: их привлекает возможность за три-четыре года получить профессию, которая по-настоящему востребована у работодателей
Целевая программа предусматривает для студентов выплаты за трудоустройство на время практики в размере от 24 тысяч рублей в месяц и повышенную стипендию: 14 тысяч рублей для отличников и 10 тысяч рублей — для тех, кто учится без троек. Выпускников ждет гарантированное трудоустройство на предприятиях авиационного комплекса госкорпорации Ростех, среди которых АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», концерн «Радиоэлектронные технологии», холдинги «Вертолеты России» и «Технодинамика».
В рамках партнерства ведется подготовка наставников, которые помогают молодым специалистам быстрее осваиваться на предприятиях. Если в прошлом году были обучены 54 человека, то в 2023-м подготовят уже 400 опытных специалистов.
Предусмотрены и стажировки на заводах для сотрудников колледжей. Преподаватели познакомятся с новейшими технологиями авиастроения и скорректируют учебные программы с учетом потребностей работодателей. В этом учебном году стажировки пройдут 34 преподавателя и мастера производственного обучения.
Другой пример стратегического партнерства — подготовка специалистов для Московского метрополитена. С 2021 года уже 970 студентов устроились на работу в метро, было обновлено восемь образовательных программ, а 99 преподавателей колледжа прошли стажировку и повышение квалификации в Корпоративном университете транспортного комплекса.
Чтобы обеспечить Московский метрополитен молодыми квалифицированными специалистами, в этом году в Колледже Московского транспорта открылись четыре новые программы обучения по наиболее востребованным техническим профессиям. Выпускники новых направлений будут выполнять квалифицированные работы по обслуживанию путей и сооружений, станционных комплексов, систем управления движением поездов и энергохозяйств метрополитена и электроснабжения городского электрического транспорта.
Часть занятий будет проходить на базе Московского метрополитена с участием действующих экспертов предприятия и преподавателей Корпоративного университета транспортного комплекса. Начиная с первого курса один день в неделю студенты будут проводить на территории работодателя, погружаясь в производственные процессы и осваивая корпоративную культуру. Всего на востребованные направления обучения в Колледже Московского транспорта в этом году смогут поступить почти 700 выпускников столичных школ.
Популярный тренд
— СПО как осознанный выбор после девятого класса… В чем причина популярности такого образовательного маршрута?
— Популярность среднего профессионального образования среди молодежи действительно растет. Сегодня более 60% девятиклассников поступают в колледжи: их привлекает возможность всего за три-четыре года получить профессию, которая по-настоящему востребована у работодателей города, стать конкурентоспособными специалистами и самостоятельными людьми. Ребята понимают, что после выпуска устроятся на работу, которая позволит обеспечить уверенное будущее и доход для себя, для своей семьи. Сейчас многие рабочие профессии позволяют иметь зарплату существенно выше рыночной даже по меркам Москвы. Выпускники колледжей очень востребованы на крупных и малых предприятиях города, они становятся настоящей элитой среди профессионалов, от которой зависит экономический суверенитет нашей страны. Выбор в пользу СПО — это долгосрочный тренд на рынке труда.
Подготовка специалистов для Московского метрополитена
Подготовка специалистов для Московского метрополитена
Подготовка специалистов для Московского метрополитена
Подготовка специалистов для Московского метрополитена
— Культура профессиональных соревнований сыграла роль значимого импульса в развитии системы СПО. Что играет такую роль теперь?
— Ключевую роль в развитии среднего профессионального образования в первую очередь сыграла глубокая трансформация российской экономики, направленная на обеспечение безопасности, конкурентоспособности и технологического суверенитета страны. Вследствие этого повысилась потребность в квалифицированных рабочих кадрах, особенно в промышленности, транспорте, строительстве и ИТ-сфере.
А культура профессиональных соревнований продолжает развиваться. Это по-прежнему один из важных инструментов популяризации рабочих профессий. Активно развивается Всероссийское чемпионатное движение, направленное на поддержку талантливых молодых мастеров. Москва не остается в стороне от этих процессов: в течение года в столице проходят состязания, которые охватывают огромный спектр компетенций и участников разных возрастов. Это и Московский детский чемпионат «Мастерята», и Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», и Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters, и, конечно же, чемпионаты «Московские мастера» и «Профессионалы», а также Чемпионат высоких технологий. Молодые участники не только демонстрируют свои умения, но и делятся лучшими практиками, которые в том числе внедряются и в образовательные программы колледжей. Это способствует повышению эффективности обучения студентов с учетом запросов реального сектора экономики. Партнерами чемпионатного движения выступают крупнейшие работодатели города. Они внимательно следят за успехами ребят, приглашают на практику и трудоустраивают лучших участников.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!