В ЦИФРЕ. МЕТАВСЕЛЕННАЯ

Вселенная с приставкой

Как виртуальная реальность меняет образовательную парадигму
Цифровое пространство упростило жизнь: работать, учиться, общаться и генерировать контент можно в любом месте с точкой доступа в интернет. Дополненная и виртуальная реальность, интернет вещей сделали быт доступнее, а красивое слово «метавселенная» в поисковых запросах не уступает словам «искусственный интеллект» и «нейросети».

Мы расспросили человека науки и генерального директора компании «Мобильное электронное образование» Александра Кондакова, что ждет образование в эпоху метавселенных и как они влияют на изменение образовательного ландшафта страны и мира.
Александр Кондаков
Генеральный директор компании «Мобильное электронное образование»
Новая среда
— Александр Михайлович, как вы относитесь к новой эпохе цифровой трансформации? Расскажите о метавселенных вообще и об образовательных метавселенных в частности.
— Лучше сказать, очередной. Уж очень быстро все меняется. Я счастлив, что отношусь к поколению, прошедшему жизненный путь от парты с дыркой для чернильницы-непроливайки до нынешней эпохи, когда искусственный интеллект ворвался в нашу жизнь, создавая новые возможности и в то же время большие риски. Когда все меняется столь стремительно, что не успеваешь настроиться, а уже надо перенастраиваться.
Метавселенная — это новая дидактическая система, следующий этап развития образования в новую технологическую эпоху
Мы живем в условиях кардинально иной среды формирования и развития личности человека — конвергентной (смешанной — реальной и виртуальной) социокультурной среды, или метавселенной. Точнее, в совокупности разнообразных метавселенных. Они делают ее более интересной, предоставляют колоссальные возможности для личностной самореализации и развития, и, конечно, это меняет все, в том числе сферу образования.
— Как трансформировалось образование за последнее время?
— Думаю, многие согласятся с тем, что существующая система образования уже не вполне отвечает стремительно меняющимся запросам рынка труда. Новые профессии появляются как грибы после дождя, многие старые трансформируются или исчезают.
Действующая система образования создавалась под другую эпоху и медленно реагирует на изменения. Сегодня путь научного открытия — от появления новой технологии до выхода продукта на рынок —сократился до нескольких недель! Да и жизнь‎ продукта редко превышает один год. Поэтому все чаще работодатели и работники обращаются к услугам неформального и информального образования, чтобы иметь доступ к разнообразным образовательным программам и ресурсам.
Парадигма образования принципиально изменилась. Недавно мы восхищались энциклопедистами, а сегодня на наших глазах произошел сдвиг от знания к умению его применять с целью создания нового знания, решения нестандартных задач.

Образовательные организации — школы, колледжи и вузы — в нынешнем виде уже не способны в полном объеме отвечать за подготовку и уровень развития специалистов, востребованных на рынке труда. Эти задачи наиболее эффективно решаются в рамках образовательных метавселенных, которые персонализируют процесс обучения и дают новые, чрезвычайно широкие возможности каждому человеку.
Педагог-мотиватор
— Как изменяется функционал педагога в образовательной метавселенной?
— Функция транслятора знаний практически утрачена. Скорее, это функция формирователя личности, готовой к успешной деятельности в условиях меняющейся реальности и больших вызовов. В этой ситуации часто предметная подготовка отходит на второй план. Педагог сегодня — это медиатор, квалифицированный посредник в межличностных и межгрупповых отношениях и конфликтах.

В условиях метавселенных педагог — мотиватор, обладающий высоким уровнем эмпатии, понимающий и принимающий уникальность каждого ученика. В центре внимания оказывается синтез психолого-педагогических компетенций, позволяющих вырастить человеческое в человеке.
— Какое будущее у такого формата взаимодействия между учителем и учеником?
— Это будущее наступило вчера. Мы стали свидетелями этой трансформации в первую волну коронавируса, когда общество неожиданно столкнулось с ситуацией обучения и взаимодействия в режиме удаленного доступа. Тогда педагоги показали свою удивительную адаптивность к меняющимся ситуациям. Они учили детей, учились у детей, учились вместе с детьми. И в этом партнерстве преодолели неожиданно свалившуюся беду.

Образовательная метавселенная и все то, что происходит в эпоху ИИ, — это инструменты адаптации к новому стилю жизни, изменению отношений между детьми и взрослыми, а также представителями разных социальных, этнических групп, населяющих нашу Родину.
— Какие качества человека призваны развивать образовательные метавселенные?
— Раньше мы много говорили о компетенциях для цифровой экономики, социальном и эмоциональном интеллекте, навыках XXI века, но в эпоху интеллектуальной революции и образовательных метавселенных мы говорим о личностном интеллекте человека. Сюда входит, во-первых, когнитивный интеллект — способность к решению задач на основе когнитивных процессов восприятия, мышления, внимания, памяти.

Во-вторых, метакогнитивный интеллект — способность намеренно и осознанно регулировать когнитивные процессы (те же мышление, память, внимание, восприятие), то, что мы называем метапознанием.
В-третьих, эмоциональный интеллект — способность к пониманию, восприятию и выражению собственных чувств, эмоций и мотивов других людей. А также социально-коммуникативный интеллект — способность к продуктивной коммуникации и эффективному взаимодействию с окружающими. В-четвертых, культурный интеллект — умение эффективно действовать в разнообразных культурных контекстах. В-пятых, морально-этический интеллект — способность совершать поступки в ситуациях выбора, ориентируясь на систему ценностей российского гражданского общества.

Такой подход появился недавно, он был предложен научным блоком нашей компании. Это многоэлементная модель, которая позволяет формировать условия — технические задания для конструирования метавселенной, обеспечивающей формирование нового поколения граждан нашей страны.
И речь не только об одаренных обучающихся, которых мы традиционно выделяем по высокому IQ или баллам ЕГЭ. Мы говорим обо всех на основе сочетания и взаимной компенсации различных составляющих: эмпатии, коммуникативного и культурного интеллекта и всего, что позволяет каждому человеку найти место в конкретной проектной команде и в реализации конкретного проекта.
— Какие изменения, вызванные цифровой трансформацией, уже пришли?
— Сейчас хорошо видно, как изменился спрос на рынке труда. Точнее, требования к подготовке специалистов. Если в 1930-е годы хватало 7-10% специалистов с высокоинтеллектуальной подготовкой, в 1970-е годы их нужно было уже 15-25%, то сегодня, когда процессы автоматизации и применения инструментов искусственного интеллекта выполняют многие рутинные процессы, в том числе в образовании, вырос спрос на специалистов, способных решать сложные и нестандартные задачи, готовых к интеллектуальной деятельности. Их доля в запросе рынка труда достигла 40-60%.
— Может ли образовательная метавселенная помочь в обустройстве инклюзивного и общедоступного обучающего пространства, обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех?
— Образовательное неравенство определяется даже не уровнем школы или уровнем педагогов, а, прежде всего, уровнем доступа к качественным образовательным ресурсам и сервисам. Именно в этом состоит задача конструирования и формирования метавселенных — дать равные возможности развития каждому человеку, удовлетворив его образовательные запросы.
— Означает ли это, что образовательная метавселенная может быть построена где угодно?
— Да. Метавселенная — это новая дидактическая система, следующий этап развития образования в новую технологическую эпоху. Если мы вспомним старую дидактику, а это передача и усвоение знаний, оценка и контроль, то сегодня мы фокусируемся на проблеме, теме или идее. Затем она проблематизируется — в рамках темы выделяется проблема и оценивается ее значимость. Далее целеполагание — трансформация проблемы в образовательную задачу или комплекс задач. Затем информационный поиск и проверка решения на работоспособность: проводится эксперимент и экспертная оценка. Наконец, проводятся рефлексивные последействия — оценка и самооценка результата работы. И по итогам либо возврат к определенным этапам цикла, либо переход к новому циклу.

Воспитание личности в метавселенных — это новая логика, которая обусловлена необъятным миром вокруг нас. В этом мире ИИ призван сыграть роль универсального коммуникатора, проводника для развития каждого человека.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще