ШКОЛА. СРЕДА

Не фон, а фактор

Проектирование образовательных пространств: от замысла к практике
Время чтения — 5 минут
Мария Анисимова-Карасик
Архитектор, эксперт в сфере проектирования образовательных пространств, сооснователь компании Playply. Специализируется на создании школ и детских садов, где архитектура и дизайн напрямую поддерживают педагогические задачи.
Автор более 50 реализованных проектов, участник выставок и конкурсов («110|Русский дизайн 1915−2025» в Третьяковской галерее, Archiwood, «Придумано и сделано в России» и др.).

Концепции Playply строятся на интеграции норм и стандартов с современными педагогическими подходами.

Мария организует вебинары для директоров школ и педагогов, пишет статьи и материалы о роли пространства в образовательном процессе, ведет телеграм-канал о дизайне образовательной среды.
Пространство как инструмент
Современная школа постепенно уходит от образа здания с длинными коридорами и одинаковыми классами. Образовательное пространство все чаще понимается как активный участник процесса обучения. Оно не просто задает фон, а напрямую влияет на то, как ребенок учится, взаимодействует с другими и чувствует себя в школе.

Восприятие школы происходит в первую очередь через ее атмосферу: насколько удобно входить, где можно подождать, как организована библиотека или рекреация. Первое впечатление формируется именно в контакте со средой. Поэтому архитектурные решения оказываются не только вопросом эстетики или норм, но и фактором доверия и вовлеченности.
На современном образовательном рынке, где конкуренция высока, пространственная идентичность становится фактором доверия и привлекательности
Для педагогов пространство становится инструментом. Оно может усиливать воздействие образовательной практики или, наоборот, мешать ему. Среда, где все жесткозакреплено, сдерживает инициативу и творчество. Гибкая и продуманная организация помогает детям проявлять самостоятельность, вовлекаться в совместные проекты, регулировать свое поведение.

Проектирование образовательных пространств сегодня— работа на пересечении педагогики, психологии и архитектуры. Требуется одновременно решать вопросы безопасности и соответствия нормативам и задачи создания эмоционального комфорта, поддержки идентичности и развития ребенка.
Четыре характеристики среды
1.             Пространство, провоцирующее деятельность

Одной из ключевых назначений образовательной среды — стимулирование активности. Пространство может побуждать ребенкадействовать: исследовать, двигаться, пробовать новые роли.

Исследования в области психологии среды и нейроурбанистики показывают: насыщенная визуальными и функциональными «провокациями» среда активизирует познавательные процессыi. В современном школьном контексте это может быть амфитеатр, который используется и как зрительный зал, и как сцена, или игроваяразметка, превращающая переход между классами в увлекательную игру.
Подобные приемы давно применяются и в городской среде. Урбанисты отмечают, что города, где предусмотрены удобные пешеходные маршруты, парки, где можно играть и заниматься спортом, способствуют более активному образу жизни горожан и повышению качества жизни. Школьная среда — это «малый город», и принципы здесь работают так же. Если пространство предлагает варианты действий, дети становятся активными участниками, а не пассивными наблюдателями.

Практические приемы:

  • лестницы и амфитеатры как места для встреч и выступлений;
  • маршруты с «островами активности» — от канатов и мягких модулей до интерактивных стен;
  • гибкие пространства, которые легко меняют функциюи вовлекают в разные виды деятельности.
2.             Источник вдохновения и вовлеченности

Вовлеченность ребенка во многом определяется тем, насколько среда вызывает интерес и эмоциональный отклик. Атмосфера, визуальные метафоры, использование символики и бренда школы создают чувство принадлежности и усиливают мотивацию. Бренд школы не ограничивается логотипом. Он проявляется в интерьерах, мебели, освещении. Родители и ученики считывают его на подсознательном уровне, и это напрямую влияет на выбор образовательной организации.

Международные исследования образовательных организаций показывают: дети сильнее вовлекаются в процесс, когда пространство отражает ценности школы и дает возможность идентифицировать себя со своим сообществомii.

Но вовлеченность проявляется не только в эмоциях, но и в развитии культурной идентичности. Пространство способно напоминать ребенку о корнях, традициях и истории, соединяя их с современным образом школы. Это могут быть художественные работы, посвященные региону, локальные культурные символы, интеграция в интерьер элементов национального орнамента. Такое пространство дает ощущение связи поколений и формирует уважение к культурному контексту.
Дети сильнее вовлекаются в процесс, когдапространство отражаетценности школы и дает возможность идентифицировать себя со своим сообществом
Особую роль играют точки обмена и коммуникации. Например, буккроссинг в рекреации превращает чтение в коллективный процесс: дети и родители оставляют книги и берут новые. Информационные уголки с новостями школьной жизни, планами кружков и проектами учеников помогают ориентироваться и чувствовать себя частью сообщества.

Отдельное значение имеют зоны для родителей. Это может быть уголок у входа с мягкими креслами, стендом достижений или электронным экраном, где транслируются школьные новости. Родители видят здесь жизнь школы, а дети гордятся тем, что их проекты становятся публичными. Такое пространство работает как мост, соединяющий семью и образовательное учреждение. На современном образовательном рынке, где конкуренция высока, пространственная идентичность становится фактором доверия и привлекательности.

Примеры решений:

  • визуальные метафоры, отражающие философию учреждения;
  • интеграция культурных символов и локального контекста в интерьер;
  • поверхности для демонстрации работ учеников, поддерживающие ощущение сопричастности.
3.             Психологический комфорт

Школьная среда напрямую влияет на эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. Чрезмерный шум, визуальная перегруженность, отсутствие мест для уединения повышают уровень стресса, снижают концентрацию вниманияи затрудняют социальное взаимодействие. Поэтому важной задачей архитектуры становится создание предсказуемой и психологически комфортной среды.

Логичная организация пространства: четкое разделение активных и спокойных зон помогает детям понимать правила поведения и снижает тревожность. Понятная навигация, цветовые коды или графика делают школу предсказуемой и читаемой, помогают легко ориентироваться.

Пространства для уединения и отдыха: капсулы тишины, кресла-коконы, мягкие ниши позволяют ребенку побыть одному, отдохнуть от шума и восстановить силы. Для детей с повышенной чувствительностью такие места не роскошь, а необходимость: возможность регулировать уровень взаимодействия снижает количество конфликтов и помогает удерживать внимание на учебной деятельности.
Физические характеристики среды — свет, цвет, акустика, качество воздуха и температура — определяют академическую успеваемость школьников примерно на 16%
Цвет и материалы играют значительную роль. Теплые оттенки и деревянные текстуры создают ощущение уюта и защищенности. При этом важно соблюдать баланс: нейтральные светлые поверхности обеспечивают спокойный фон, а яркие акценты помогают обозначать зоны и создавать эмоциональные точки притяжения.

Ученые отмечают, что созерцание живой природы снижает уровень стресса, ускоряет процессы восстановления и повышает внимание. Причем для мозга равнозначным оказывается как наблюдение реальной природы, так и ее изображений. Если окно не выходит в парк или сад, в интерьере можно использовать фотографии, проекции или даже экраны с живыми картинками природы. Такие решения вносят баланс и помогают детям переключаться.

Личное пространство также критически важно для ощущения психологического комфорта. У ребенка должно быть свое место в школе — как дома. Личный шкафчик или ниша, где хранятся вещи, создают чувство принадлежности и защищенности. Это формирует привычкук порядку, а заодно укрепляет эмоциональную связь со школой.

Все это делает школу местом, где ребенок чувствует себя спокойно, уверенно и готов к обучению.

Практические приемы:

  • четкое разделение активных и спокойных зон;
  • места для индивидуальной работы и отдыха;
  • навигация, которая делает пространство понятными безопасным.
4.             Поддержка физического состояния

Физическая активность тесно связана с когнитивным развитием и эмоциональной устойчивостью ребенка. Всемирная организация здравоохранения подчеркивает: детям школьного возраста необходимо не менее 60 минут движения в день. Дефицит активности приводит к снижению концентрации внимания, повышенной утомляемости и даже к ухудшению успеваемости.

Современные исследования в области педагогики и нейропсихологии показывают: регулярные физические паузы и возможность менять позу во время занятий повышают продуктивностьiii. Концепция «динамических классов», где предусмотрены разные варианты сидения и работы, доказала свою эффективность: дети дольше сохраняют внимание, лучше усваивают материал и проявляют меньше признаков гиперактивного поведения.

Возможность работать сидя, стоя, лежа на мягких пуфах или подоконниках делает процесс естественным. Это снижает нагрузку на позвоночник, уменьшает усталость глаз, помогает лучше концентрироваться. В некоторых школах успешно используются столы с регулируемой высотой и парты-трансформеры, позволяющие менять положение в течение дня.

Задача поддержки физической формы учеников не решается наличием спортзала. Архитектура способна встроить движение в повседневный маршрут. Это лестницы, которые стимулируют подъем и спуск, коридоры и рекреации с разметкой, мини-скалодромами, мягкими модулями. Важно, чтобы в школе были «острова активности» — точки, где ребенок может подвигаться между уроками. Даже две-три минуты такой активности помогают перезагрузить мозг.
Не только движение, но и физические параметры пространства влияют на процесс и результаты обучения.
  • Акустика. Шум снижает внимание и вызывает утомляемость. Акустические панели, звукопоглощающие материалы помогают уменьшить фоновый шум и создают более комфортную среду.
  • Воздух. Чистый воздух и правильная вентиляция напрямую связаны с когнитивными функциями. Исследования показывают, что уровень углекислого газа в помещении выше нормы приводит к сонливости и падению работоспособностиiv.
  • Свет. Регулировка яркости и использование естественного освещения улучшают концентрацию. Возможность управлять световым сценарием (ярче для работы, мягче для отдыха) помогает регулировать настроение и продуктивность.

Британский исследователь Питер Барретт (проект Clever Classrooms, Университет Салфорда) доказал, что физические характеристики среды — свет, цвет, акустика, качество воздуха и температура — определяют академическую успеваемость школьников примерно на 16%. Этот показатель сопоставим с влиянием педагогических методов, что делает среду не просто фоном, а полноценным фактором успеха.

Примеры решений

  • акустические панели в классах и рекреациях, снижающие шумовой фон;
  • регулируемое искусственное освещение для разных сценариев;
  • рекреационные зоны с игровыми и спортивными элементами, связанными с уличным пространством.
Три слоя дизайна
Функциональный, коммуникативный, амбиентный

Когда речь заходит о школьной среде, внимание обычно сосредоточено на планировке: где разместить классы, как организовать рекреации, сколько квадратных метров должно приходиться на ребенка. Но пространство работает глубже и многослойнее. Условно можно выделить три уровня, на которых формируется опыт ребенка: функциональный, коммуникативный и амбиентный.

Функциональный слой отвечает за физическую организацию. Здесь проявляется все, что связано с формой и расположением: зонирование, маршруты движения, возможность трансформации классов и мебели. Пространство может ограничивать деятельность или, напротив, давать свободу. Класс с жестко закрепленными рядами парт провоцирует однотипное поведение — слушать и выполнять. А мобильная мебель позволяет легко переходить от фронтальной работы к групповым обсуждениям или мастерской. В этом случае само пространство становится инструментом педагогики.

Коммуникативный слой связан с языком подсказок, с помощью которого пространство взаимодействует с детьми и взрослыми. Навигация, графика, цветовые акценты объясняют, где можно шуметь, где отдыхать, куда идти за помощью. Это снижает тревожность и делает среду предсказуемой. В некоторых школах в создании навигации участвуют сами ученики — через рисунки, таблички, символы. Такое решение работает не только как указатель, но и как способ вовлечь детей в обустройство своего пространства.
Амбиентный слой задает атмосферу. Свет, акустика, материалы, тактильные поверхности влияют на эмоциональное состояние сильнее, чем может показаться. Пространство с жестким искусственным освещением и плохой акустикой быстро утомляет, вызывает раздражение. Среда, где присутствуют приглушенные оттенки, дерево, мягкий рассеянный свет, помогает сосредоточиться и снижает уровень шума. Нередко достаточно небольших изменений, чтобы заметить, как поведение и настроение детей меняются, они становятся более спокойными и собранными.

Эти три слоя работают только в связке. Пространство с богатым функционалом, но без продуманной коммуникации и атмосферы оказывается хаотичным. Атмосферные решения без опоры на функциональность выглядят декоративно. Гармония достигается тогда, когда функциональный, коммуникативный и амбиентный уровни дополняют друг друга и создают цельный образовательный опыт.
Чтение и формирование интересак книгам
Задача: повысить интерес к чтению, сделать его частью школьной жизни.
Исследования: согласно проекту Clever Classrooms (Университет Салфорда, Великобритания), пространство библиотеки с местами выбора и уединения значительно увеличивает время, которое дети проводят за чтениемv.
Пространственные решения: ниши, открытые витрины, места для публичного чтения.

Физическая активность
Задача: встроить активное движение в повседневный сценарий.
Исследования: ВОЗ указывает, что регулярная физическая активность приносит значительную пользу физическому и психическому здоровьюvi.
Пространственные решения: разметка, мини-скалодромы, лазательные комплексы.

Самостоятельность и порядок
Задача: научить детей заботиться о вещах, поддерживать порядок, чувствовать ответственность. Исследования: психология среды показывает, что читаемая, понятная среда напрямую влияет на поведениеvii.
Пространственные решения: открытые стеллажи, визуальные подсказки, встроенные зоны хранения.
Публичные выступления и коммуникация
Задача: развить у детей навык публичных выступлений и уверенность.
Исследования: опыт школ Скандинавии подтверждает эффективность регулярных малых выступленийviii.
Пространственные решения: амфитеатры, мобильные сцены, медиастанции.

Идентичность и чувство принадлежности
Задача: сформировать ощущение, что ребенок— часть школьного сообщества.
Исследования: в педагогике Реджо-Эмилия большое внимание уделяется следам деятельностиix.
Пространственные решения: витрины и поверхности для детских работ, кураторские экспозиции.

Снижение визуального шума и стресса
Задача: нивелировать раздражающие факторы, мешающие концентрации.
Исследования: нейропсихология подтверждает негативный эффект перегруженных средx. Пространственные решения: ограничение палитры, акустические панели, иерархия зон.
Кейсы и практики

Фото. 1 Библиотека начальной школы Европейской гимназии. Проект PlayPly
Библиотека как магнит для чтения
Пространство, где есть ниши-укрытия, второй ярус, мягкие кресла и подоконники, меняет отношение к книгам. В одной из школ после редизайна библиотеки количество детей, приходящих туда добровольно, выросло почти вдвое.

Фото. 2 Рекреация начальной школы СКОЛКА. Проект Playply
Интеграция движения в повседневный маршрут
Игровая разметка, скалодромы, качели и мягкие модули встроены в коридоры и рекреации. Даже несколько минут активности повышают концентрацию и минимизируют конфликты.

Фото. 3. Рекреация начальной школы. Проект Playply
Контролируемый риск
Амфитеатры с высокими ступенями, лазательные комплексы, канаты, перепады уровней формируют телесную грамотность и уверенность. В скандинавских школах такой подход показал: дети становятся смелее, а количество травм снижается.

Фото. 4 Рекреация начальной школы СКОЛКА. Проект Playply
Капсулы тишины и зоны уединения
Небольшие капсулы и мягкие уголки позволяют регулировать эмоции. В школах с такими зонами дети меньше жалуются на усталость, реже конфликтуют.

Фото. 5, фото. 6 Рекреация начальной школы Beehive. Проект Playply
Точки обменаи коммуникации

В школе организованы зоны, которые соединяют семью и образовательное пространство: буккроссинг в рекреации превращает чтение в коллективный процесс, у входа расположены кофе-зона и мягкий диван для ожидания, а стенд достижений и экран с новостями делают жизнь школы открытой и понятной для родителей. Эти элементы формируют доверие и укрепляют идентичность школы.

Проектирование образовательных пространств — это поиск равновесия между функциональностью, эмоциональной вовлеченностью, комфортом и здоровьем. Когда пространство продумано не только как здание, а как часть образовательного процесса, оно начинает работать наравне с педагогикой: поддерживает активность, снижает стресс, формирует идентичность и культуру взаимодействия.

Именно в этой точке, где архитектура соединяется с задачами образования, рождается школа будущего: место, которое не просто учит, а развивает личность и сообщество.
i Эллард К. (2015). Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. Москва: Манн, Иванов и Фербер
ii Rich, Y. (2012).High school identity climate and student identity development. Contemporary Educational Psychology, 37(3), 218−228. DOI:10.1016/j.cedpsych.2011.06.002
iii Rollo, S., et al. (2018).The effects of classroom-based dynamic seating interventions on academic outcomes in youth: A systematic review. Health Education Journal, 77(8), 917−929. DOI:10.1177/17 896 918 785 922
iv Allen, J. G., MacNaughton, P., Satish, U., Santanam, S., Vallarino, J., & Spengler, J. D. (2015).Associations of cognitive function scores with carbon dioxide, ventilation, and volatile organic compound exposures in office workers: A controlled exposure study of green and conventional office environments. Environmental Health Perspectives, 124(6), 805−812. DOI:10.1289/ehp.1 510 037
v Barrett, P., Zhang, Y., Davies, F., & Barrett, L. (2015). The impact of classroom design on pupils' learning: Final results of a holistic, multi-level analysis. Building and Environment, 89, 118−133.
DOI:10.1016/j.buildenv.2015.02.013
vi World Health Organization. (2020). Physical activity: Fact sheet. Retrieved from link
vii Zhao, X., Wang, J., et al. (2020).A new model for assessing the impact of environmental psychology, e-learning, learning style and school design on the behavior of elementary students. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 15(24), 140−154. DOI:10.3991/ijet.v15i24.19 035
viii Lundahl, C., & Waldow, F. (2020). The Black Box of Nordic Education Held Against the Light of Large-Scale International Assessment Resources—A Critical Commentary. Nordic Journal of Studies in Educational Policy, 6(2), 87−97. DOI:10.1080/20 020 317.2020.1 801 426
ix Wien, C. A., Guyevskey, V., & Berdoussis, N. (2011). Learningto document in Reggio-inspired education. Early Childhood Research & Practice, 13(2). Retrieved from link
x Rodrigues, A., Pandeirada, J. N. S., & Smith, R. E. (2018). When visual stimulation of the surrounding environment affects children’s attention and memory. Journal of Experimental Child Psychology, 177, 1−12.
DOI:10.1016/j.jecp.2018.07.010
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Показать еще