ДОД. ИССЛЕДОВАНИЕ

Что будешь делать после уроков?

Как устроен день современного российского школьника
  • Надежда Княгинина
    научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
  • Евгений Пучков
    аналитик Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Звенит звонок с последнего урока, ребенок берет портфель и уходит из школы. Чем он будет заниматься дальше? Пойдет на кружки и секции? Сядет делать домашнюю работу? Отправится к репетиторам? Может быть, его ждут прогулка с друзьями или тренировка в спортзале? Сколько времени займут у него послешкольные мероприятия? Ответы на эти и другие вопросы мы получили, опросив более тысячи школьников и родителей.

Во-первых, мы выяснили, что не все дети идут сразу после школы домой. Около трети из них остаются на продленку (7%) или дополнительные занятия в школе (25%).
Исследование выполнено в рамках государственного контракта с Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на оказание услуг по проведению экспертно-аналитических исследований «Анализ правоприменительной практики и выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правовой регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования» в 2020 г.
ДОД
Дополнительное образование детей крайне популярно среди школьников. Школьное ДОД посещают 53% детей, а вне школы — 68%. В среднем дети посещают 2,5 занятия дополнительного образования в неделю. Это среднее значение практически не изменяется в зависимости от возраста ученика: меньше всего занятий посещают в десятом классе (2,3), а больше всего — в шестом и седьмом классах (2,7). Частота занятий меняется в зависимости от класса обучения. Так, в начальной школе на ДОД чаще всего ходят 2−3 раза в неделю, в средней школе — 3 и более раза (75% и 76% опрошенных в шестом и седьмом классах).
Недельная частота занятий в кружках (по возрасту)
Школьное ДОД посещают 53% детей, а вне школы — 68%
Репетиторы
Помимо дополнительного образования дети посещают занятия с репетиторами. Об этом сообщают 38% опрошенных, причем в младшей школе к репетиторам практически не обращаются, а в старшей школе доля таких занятий стремительно растет (до 76% одиннадцатиклассников).
Посещение репетитора (по классу)
В среднем к репетитору ходят 2,41 раза в неделю, частота занятий растет с возрастом ребенка — в выпускном классе среднее число посещений составляет уже 3,29. Чаще всего с репетитором дети готовятся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ или ЕГЭ) — в 74% случаев. В 60% случаев дети готовятся к школьным предметам («разбирают новый материал или повторяют школьную программу»), домашнее задание делают в 15% случаев, и в таком же количестве случаев готовятся к олимпиадам по предмету.
Спорт
Не только занятия с репетитором и кружки занимают послешкольное время детей. Ответы родителей показывают, что физическая активность и спорт достаточно стабильно присутствуют в жизни учащихся всех возрастов, максимальное значение (95% учащихся) достигается в восьмом и одиннадцатом классах, минимальное (74%) — в четвертом классе. Только 12% родителей сообщили о том, что за пределами школы ребенок не занимается спортом или не имеет двигательной активности.
38% опрошенных посещают занятия с репетиторами. Чаще всего — для подготовки к государственной итоговой аттестации — в 74% случаев
Впрочем, речь не всегда идет о занятиях в секциях: половина респондентов к физическим активностям отнесла велосипед, скейтборд, самокат или ролики. Чуть менее трети родителей сообщили, что их дети систематически занимаются командными видами спорта (футболом, баскетболом, волейболом и пр.), 16% — плаванием, 7% указали, что их дети занимаются танцами или хореографией. Неожиданным оказалось, что не менее 8% школьников посещают фитнес-клубы, при этом наиболее популярны они в старшей школе (в одиннадцатом классе этот показатель достигает 20%).
Заметны и корреляции популярности различных видов спорта в зависимости от возраста школьников — так, постепенно снижается популярность велосипеда, самоката или скейта (33% детей в десятом классе против 54−64% в начальной школе). С другой стороны, возрастает популярность фитнес-клубов (25% детей в одиннадцатом классе). Пик популярности спортивных командных игр приходится на восьмой класс (41%), а к одиннадцатому классу он снижается до 20%. Плавание и танцы являются преимущественно «детскими» видами спорта, после окончания начальной школы их популярность постепенно снижается.
После школы и кружков
После уроков, секций, кружков и репетиторов день школьника еще не заканчивается: приходит время делать домашнее задание, о чем говорят 90% опрошенных школьников. Помимо этого, среди ответов на вопрос: «Что ты обычно делаешь днем и вечером после уроков и дополнительных занятий?» — отмечается общение в интернете (55%), прослушивание музыки (52%), помощь родителям по дому (48%). 47% школьников смотрят фильмы, мультфильмы или сериалы. Своим хобби занимаются 39% школьников, 28% читают, 23% делают домашнее задание для дополнительного образования. 37% школьников гуляют. В открытую графу ответа школьники добавили такие занятия, как игры на компьютере, прогулки с питомцем, сон и отдых, самообразование, спорт и работа.
Активность после школы
Прогулки
После уроков отправляются на прогулку 37% опрошенных школьников. На первый взгляд, может показаться, что это не слишком высокий показатель. Однако мы отдельно спросили школьников, как часто они гуляют. Оказалось, что в среднем школьник гуляет 3,5 дня в неделю, и только один из 10 школьников утверждает, что не ходит на прогулки хотя бы раз в неделю. Чаще всего дети гуляют в начальной школе (5,7 прогулок в неделю в первом классе; 5,6 — во втором классе; 4,4 прогулки — в третьем и четвертом классах). Со временем число прогулок падает, в десятом и одиннадцатом классах гуляют 2,7 и 2,8 раза в неделю. Возможно, тот факт, что прогулки все-таки не ежедневные, объясняет, почему только 37% школьников ответили, что обычно они гуляют после школы и дополнительных занятий.
Еженедельные прогулки (по классу)
Домашняя работа
90% школьников делают после школы и ДОД домашнюю работу. В среднем каждый опрошенный школьник тратит на домашнюю работу 2 часа 10 минут в день (включая выходные дни). Последовательный рост времени, затрачиваемого на домашнюю работу, просматривается лишь с восьмого по одиннадцатый класс: с 1 часа 54 минут до 2 часов 33 минут. Другой пик приходится на четвертый класс (2 часа 20 минут). Стоит отметить, что эти средние значения для большинства классов находятся в пределах, установленных для домашней работы соответствующими нормами СанПиН. Более того, зачастую они даже меньше этих предельных значений. Исключение составляют ответы респондентов из четвертого класса, где нормы СанПиН превышаются (необходимо дополнительное исследование). Кроме того, у некоторых первоклассников на домашнюю работу уходит час, что идет вразрез с прямым запретом СанПиН задавать домашнюю работу в первом классе.
Во втором классе меньше часа в день на домашнюю работу тратят 30% детей, в десятом — уже 6%, а в одиннадцатом — 10%. В средней школе относительно редко тратят на домашнюю работу больше трех часов в день (максимальное значение — 19% в девятом классе). Для сравнения эта доля в четвертом и одиннадцатом классах составляет 33%. Средняя школа также лидирует по количеству тех, кто тратит на домашнюю работу 1−2 часа (от 39% до 46%).
Время на домашнюю работу (по классу)
82% родителей учеников уверены, что их дети делают домашнюю работу полностью. Однако эта уверенность постепенно снижается от младшей школы к старшей. Если в младшей школе около 1% родителей школьников второго и четвертого классов признались, что не контролируют выполнение домашних заданий, то с пятого класса наблюдается постепенный рост этого числа. В десятом классе таких родителей 16%, а в одиннадцатом — 21%. Степень свободы в том, чтобы не выполнять домашнее задание полностью, также возрастает к старшей школе. Постепенно растет доля родителей, сообщающих, что дети делают домашнюю работу частично (под настроение), достигая максимума в 19% в одиннадцатом классе. Доля родителей, которые утверждают, что их дети делают домашнюю работу только по основным предметам, также постепенно увеличивается на протяжении обучения. Она начинает уверенно расти с восьмого класса (8%) и к одиннадцатому достигает 15%. Тем не менее доля родителей, которые уверены, что их дети выполняют домашнюю работу полностью, крайне высока во все годы обучения. Только в одиннадцатом классе таких родителей становится меньше половины (45%), но еще в десятом классе их доля составляет 71%.
Этот небольшой обзор представляет картину второй половины дня «среднестатистического школьника», у которого, в соответствии с этой же статистикой, до этого было шесть или семь уроков. Конечно, отдельные жизненные примеры будут выбиваться из этой усредненной картины: какие-то дети делают домашнюю работу до глубокой ночи, а другим хватает получаса, кто-то ведет затворнический образ жизни, а кто-то не появляется дома. Можно хорошо учиться без репетитора, а у кого-то он чуть ли не по каждому предмету. Но мы можем утверждать, что в среднем 53−68% школьников получают дополнительное образование. И опять же в среднем они делают это два с половиной раза в неделю. Почти с такой же частотой ходят к репетитору (и существенно чаще в одиннадцатом классе). При этом детям хватает времени на физическую активность или спорт (88% детей) и на прогулки (три с половиной раза в неделю). Взросление и выпускные экзамены влияют на распределение занятий после школы, становится больше домашней работы и репетиторов и меньше времени на прогулки. Более того, до или после этих мероприятий школьники делают домашнюю работу, и большинство родителей уверено, что их дети делают ее полностью, в чем, конечно, они могут заблуждаться. Все это говорит нам о том, что современные дети после школы живут достаточно насыщенной жизнью. Знание этих отдельных аспектов жизни школьника позволяет нам выйти на обсуждение ряда вопросов организации учебного процесса. Например, необходимо и целесообразно то количество домашних заданий, которое есть сейчас, даже если оно соответствует СанПиН? Можем ли мы в большей степени учитывать дополнительные занятия или занятия с репетитором в школе, например в рамках индивидуального учебного плана? Не заменяет ли физическая активность на секциях, в кружках и даже в фитнес-клубе занятия физкультурой в школе?
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: