«Общее детство, общие ценности и культура — вот основная миссия школы»
Летом этого сложного года руководителем Департамента образования и науки Москвы стал Александр Молотков. Однако столичное образование ему хорошо знакомо, в структуре ДОНМ он трудится с 2011 года, а с 2017-го работал в должности заместителя руководителя. Полгода на посту позади, и Александр Борисович ответил на вопросы главного редактора журнала EdExpert, члена Общественного совета ДОНМ Дениса Кравченко.
Денис Кравченко
основатель EdExpert
СПРАВКА
Александр Молотков
Руководитель Департамента образования и науки Москвы
Три урока
Как проявила себя система московского образования во время перехода на дистанционное обучение? Что будет сделано в ближайшее время, как снять напряженность, которая прежде всего исходит из среды родительской общественности?
Сложности есть, глупо это отрицать. Нам всем требуется спокойствие и понимание того, что период дистанционного обучения а) вынужденный, б) краткий, и в) дети скоро вернутся в школу. Обязательно вернутся. Мы этого хотим никак не меньше, чем родители.
Конечно, никто не рассматривал возможность дистанционного обучения до весны прошлого года. Вопросами цифровой дидактики детально и глубоко никто никогда не занимался, потому что эта проблема не стояла так остро. И, собственно говоря, разработчики Московской электронной школы (МЭШ) при ее создании на это и не ориентировались. МЭШ создавалась именно как инструмент учителя для организации работы в классе. Однако, когда потребовалось, платформа смогла перестроиться и стала востребованным инструментом, к которому ежемесячно обращается более миллиона пользователей.
Почему происходили все революции во всем мире? Сталкивались общественные группы, у которых не было общего детства. И если каждый будет воспитывать и обучать своего ребенка внутри семьи, дети не будут контактировать друг с другом
Сегодня в электронном журнале и дневнике МЭШ создана уникальная возможность быстрого перехода в систему видеоконференцсвязи, интегрированную с платформой Microsoft Teams, что значительно упрощает процесс организации дистанционного обучения. И если весной учителя использовали разные сервисы для организации онлайн-уроков, то сейчас предусмотрена возможность организовать дистанционное обучение по единому каналу связи.
Педагоги находятся на связи со школьниками, проводят консультации, отвечают на вопросы, контролируют образовательный процесс. Даже весной, когда еще не было единой системы в школах, мы все справились, и ребята сдали ЕГЭ не хуже, чем в предыдущие годы. Сейчас, уже имея опыт, мы следим, чтобы качество образования осталось на высоком уровне.
При этом мы понимаем, что с технической точки зрения не все семьи могут организовать дистанционное обучение детей. Поэтому при отсутствии возможности подключения ученика к дистанционным урокам, школы в индивидуальном порядке рассматривают каждый такой случай и передают в безвозмездное пользование ноутбуки и компьютеры семьям, которые в них нуждаются.
Увеличено ли финансирование цифровизации образования в бюджете следующего года?
Нет, объемы остались в плановых цифрах, те, которые были изначально заложены. То есть введение дистанционного обучения не потребовало увеличения бюджета. Всё идет в плановом режиме, МЭШ развивается, появляются новые удобные в эксплуатации сервисы.
Почему именно 6−11-е классы вновь вывели на дистант?
Учащиеся этой возрастной категории заболевают чаще, это 3/4 заболевших детей! То, что дети, которые болеют бессимптомно, являются переносчиками вируса, это очевидно. Главный педиатр Москвы и Роспотребнадзор по Москве приводят убедительные цифры. Среди всех заболевших взрослых 17% заболели от контакта с детьми. Есть и еще один аспект, а именно: школьников младших классов сложно оставить наедине с дистанционным форматом уроков, а у ребят старшей и средней школы этих проблем не возникает.
Какие уроки мы все должны вынести из этого периода?
Я бы отметил три основных урока. Во-первых, в обществе появилось новое осознание ценности школы. Во-вторых, это необходимость формирования, если можно так сказать, цифровой культуры — что можно делать, чего нельзя делать в Сети, которая становится постоянной средой и обитания, и обучения, и т. д. И третье, наверное самое главное, — это уважение к ребенку. Поскольку то, чем занимается ребенок в школе, стало очевидно для семей. Родители наблюдают, как происходит процесс обучения, понимают, с чем сталкивается ребенок.
С другой стороны, очень многие увидели, что благодаря цифровым ресурсам, как государственным, так и частным, действительно можно выстроить собственную образовательную стратегию ребенка, самим ее конструировать.
Да, наверное, можно. Безусловно, это может показаться привлекательным — вот такая схема обучения. Но если смотреть немножко масштабнее… Почему происходили все революции во всем мире? Сталкивались общественные группы, у которых не было общего детства. И если каждый будет воспитывать и обучать своего ребенка внутри семьи, дети не будут контактировать друг с другом. Школа — это же не только институт, который дает знания, это институт формирования гражданина, горожанина. Общее детство, общие ценности и культура — вот основная миссия школы. И если мы хотим, а я надеюсь, что большинство хочет именно консолидированного общества, то школа — это как раз тот инструмент, который и будет скреплять его.
Всё ли хорошо с бюджетом-2021? Приоритеты прежние?
Как раз вчера (18 ноября. — Прим. ред.) комиссия по образованию Мосгордумы рекомендовала принять бюджет в первом чтении. По-моему, все возможные и невозможные, приятные, неприятные вопросы были нам заданы — три часа мы на них отвечали.
Среди ключевых принципов и приоритетов, в соответствии с которыми реализуется образовательная политика в столице, можно отметить равные возможности для каждой школы и равнодоступное для каждого ребенка качественное образование вне зависимости от района его проживания и социального положения семьи. Для этого еще в 2011 году ключевым принципом бюджета стало формульное личностно ориентированное финансирование, каждой школе был установлен равновысокий норматив на одного обучающегося. Этот принцип и в бюджете 2021−2023 гг. является основополагающим.
Школа ГАОУ № 548 на территории ЖК «Зиларт"
Кроме того, системой образования уделяется большое внимание развитию талантов каждого ребенка для обеспечения его полезности и нахождения своего места в экономике города в будущем.
Еще одной важной задачей является развитие высокотехнологичного современного профессионального образования.
Бюджет 2020 года был серьезно увеличен на четверть по сравнению с 2019-м. В этом году происходит увеличение еще на 2,6%. Есть внутри перераспределение в госзаданиях, в центральных городских учреждениях с учетом сегодняшней ситуации. Но это такие моменты, которые на общие параметры бюджета не влияют.
Город и инвестор
Александр Борисович, одна из миссийEdExpert— это поддержка частной инициативы в образовании, развитие механизмов ГЧП. Как Вы относитесь к этой теме? Какие перспективы есть для взаимодействия двух секторов?
Ценность частного образования подчеркнул и мэр Москвы, с прошлого года выравнен норматив финансирования частных и государственных школ. Сам норматив также был увеличен, сегодня на одного школьника приходится до 175 тысяч рублей, а на дошкольника — до 185 тысяч рублей.
Увеличение финансирования частным образовательным организациям позволяет улучшить условия обучения, обеспечить достойный уровень зарплаты педагогов, расширить социальные программы и принимать детей из малообеспеченных и многодетных семей. Помимо этого, частные школы и детские сады, как и ранее, получают субсидии на обеспечение бесплатного питания отдельных категорий обучающихся и создание условий для обучения детей-инвалидов.
Что касается государственно-частного партнерства, очевидно, тут нужно рассматривать каждый конкретный проект в отдельности, для того чтобы понимать, что получает город, что хочет получить инвестор. И вот этот баланс взвешивать и рассматривать. То, что это вещь абсолютно перспективная и необходимая для города, — безусловно.
Вы, наверное, слышали про проект, стартовавший в Нижегородской области? УК «Просвещение» реализует здесь принцип концессионного соглашения при строительстве крупной школы. Как Вы считаете, в Москве такие истории возможны?
Признаюсь, не знаю финансовых условий нижегородского проекта. Я видел макет, видел красивую презентацию. Внешне это всё очень достойно выглядит, но надо смотреть экономику, смотреть, кто и что в результате хочет получить. Ну, а дальше уже приземлять на конкретную территорию и смотреть, возможно ли это в реализации.
К нам вEdExpert— а мы кроме медиа занимаемся также консалтингом и продюсированием — приходят запросы со стороны застройщиков, заказчиков нового строительства. Часто просят посоветовать, какого оператора выбрать: частного или же работать с департаментом? Бывает, спрашивают: «Как завести в наш ЖК какую-нибудь топовую московскую школу?» Какой бы алгоритм Вы в таком случае рекомендовали?
Давать инвестору советы — это дело неблагодарное, потому что советы мои, а деньги его. Наверное, я бы так ответил. Есть две задачи, которые нужно решить. Первая: обеспечить жителей нового комплекса и района необходимым количеством мест. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с тем, что инвестор строит по официальным документам объект социального назначения, например детский сад. Он оставляет его у себя и становится оператором. Но через какое-то время детский сад перестает таковым быть, а становится, например, салоном красоты. Поэтому всё-таки ответственность инвестора по сохранению изначального предназначения этого помещения должна быть.
Для каждой столичной школы созданы равные возможности и равнодоступное для каждого ребенка качественное образование вне зависимости от района его проживания
Вторая история — по привлечению государственных школ для выполнения функции оператора. Безусловно, город заинтересован, и мы со всеми застройщиками ведем разговоры о том, что мы готовы забирать в городскую систему всё то, что будет построено. При этом мы не говорим о встроенных, пристроенных помещениях, как часто можно наблюдать, потому что это абсолютно невыгодно в эксплуатации, это просто нагрузка для школы, и мы всегда настаиваем в разговорах с инвесторами, чтобы строились полноценные объекты для образования.
Про топовые школы. Понимаете, какая штука… Вот сейчас мы готовим большой документ с представлением результатов школ Москвы и видим, что задача, которая ставилась 10 лет назад по выравниванию качества образования, практически решена. То есть для каждой столичной школы созданы равные возможности и равнодоступное для каждого ребенка качественное образование вне зависимости от района его проживания. Поэтому говорить о топовых или нетоповых школах уже не актуально. Сегодня, например, в топе рейтинга школа в Южном Бутово. Обыкновенная районная школа, которая за счет интенсивного развития и использования возможностей города ворвалась в рейтинг, опередив бывшие лицеи и гимназии, еще 10 лет назад относившиеся к «элитному образованию». Поэтому любая школа, какую ни возьмете, будет достойным оператором того объекта, который инвестор передает городу.
Все мы понимаем, что современная образовательная среда — это такое особое, очень важное и ключевое понятие. Не стоит ли инвесторам налаживать контакт с органами исполнительной власти хотя бы на этапе проектирования? А не так: «мы построили — возьмите что есть».
Это сотрудничество уже налаживается. И оно начинается даже не на этапе проектирования, а на этапе идеи. И тогда то, что строит инвестор, гораздо быстрее сдается! Можно применить типовые проекты, что сэкономит и деньги, и время на проектирование, на ввод в эксплуатацию. И самое главное: то, что мы получим на выходе, действительно будет современно и востребовано.
Ряд объектов сейчас создается именно так — возникает идея, а у нас есть дирекция по строительству, профессиональные проектировщики, инженеры, эксплуатанты, которые понимают, как это будет жить и работать. И дальше где-то подсказывают, где-то направляют и спорят, безусловно, но в итоге возникает очень хороший проект.
Вы всё-таки за типовые школьные здания, или современный город требует уникальных строительных проектов?
Типовой проект убыстряет процесс. И при этом никто не отменяет и уникальность каких-то проектов. Бывают разные территории, есть нестандартные участки. Строительные и санитарные нормы довольно жестко регламентируют, что и как должно быть расположено, поэтому там, где невозможно поставить типовой проект, возникает уникальный. Всё это должно решаться в диалоге между строителями и представителями образования.
Москва в мировых рейтингах
По результатам Международного исследования качества образования школьников PISA-2018 московские школьники вошли в тройку лучших в мире по уровню читательской грамотности, по математической — в пятерку, а по уровню естественно-научной грамотности — в шестерку.
Помимо этого, в 2019 году столичные ученики заняли второе место в рейтинге компьютерной грамотности ICILS, а годом ранее аналитики международной консалтинговой компании Bain & Company поставили Москву на пятое место в мире по среднему уровню знаний школьников.
Куда исчезли топовые школы?
Понятие топовых школ, по Вашим словам, размывается. Но ведь есть же рейтинг. Можно ли его совершенствовать так, чтобы поддержать здоровую соревновательность, но при этом обеспечить конкурентоспособность небольших авторских, самобытных школьных проектов?
Сейчас все школы находятся в равных условиях и на равных конкурируют за ученика, стараются достичь высоких образовательных результатов. Рейтинг учитывает вклад школ в качественное массовое образование школьников, и каждый конкретный балл начисляется за успехи ребенка.
Главными параметрами в рейтинге являются результаты ГИА, Всероссийской и Московской олимпиад школьников, а также городских тематических олимпиад. Помимо этого, учитывается работа с детьми с особыми потребностями здоровья, профилактика правонарушений и число дошкольников, перешедших в порядке перевода в первый класс этой же образовательной организации.
Небольшая школа также может достичь успехов и занять достойное место в рейтинге. Например, в этом году в топ-20 рейтинга вошла маленькая, но уникальная в своем роде школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых. Ученики этой школы успешно сдают ЕГЭ и достигают успехов на олимпиадах, участвуют даже в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Все параметры рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников утверждаются экспертным советом, ни один критерий не является доминирующим, все они четко сбалансированы.
Какая степень свободы должна быть у директора московской школы? Директор-менеджер — оптимальная ли это позиция? В связи с необходимостью управлять большой структурой не утрачен ли статус директора как педагогического лидера?
Сегодняшний руководитель школы должен быть и эффективным менеджером, уметь управлять процессами и результатами, а также обеспечивать опережающий характер образования — реализовывать задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра.
При этом современный директор школы должен оставаться педагогическим лидером, что помогает ему увидеть и реализовать самые разнообразные образовательные запросы своих обучающихся и их семей, а также помочь педагогам своей школы реализовать вектор развития, который интересен им и способен принести наибольшую пользу ученикам и всей школе.
Сегодня все руководители образовательных организаций проходят аттестацию на соответствие должности «руководитель образовательной организации». Эта процедура носит открытый, гласный и коллегиальный характер и отражает, насколько кандидат готов быть лидером и управленческой, и педагогической команды школы. Создание такой системы, включающей в себя независимую (компьютерную) оценку управленческих компетенций и публичную защиту опыта своей организации, позволило сформировать кластер руководителей, которые понимают, принимают, разделяют и умеют решать задачи, поставленные городом перед системой образования.
Сегодня в библиотеке МЭШ можно найти более 49 тысяч сценариев уроков и свыше 6 тысяч видеоуроков, учебные пособия, образовательные интерактивные приложения, виртуальные лаборатории, произведения художественной литературы, а также огромное количество тестовых заданий и многое другое.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!