СПо. вариативность
Общеобразовательная подготовка в СПО: pro и contra
СПо. вариативность
Общеобразовательная подготовка в СПО:
pro и contra
Сотрудники ФИРО РАНХиГС выясняют, как повысить качество образования в СПО и создать вариативность учебных траекторий для студентов.
Владимир Блинов
директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
Екатерина Есенина
ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций
Айрат Сатдыков
заместитель директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
Вопрос качества
В последние годы вопрос повышения качества общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования (СПО) активно обсуждается в экспертном сообществе. Это связано, во-первых, с тем, что система СПО практически сравнялась с системой общего образования по количеству обучающихся по программам среднего общего образования. Во-вторых, исследования показывают, что качество общего образования в колледжах и техникумах значительно ниже, чем качество школьного образования. При этом ежегодно возрастающий поток поступающих на программы профессионального образования эксперты связывают с отсутствием обязательного единого государственного экзамена в системе СПО.
Длительность профессионального образования в России (за вычетом общеобразовательного цикла) составляет 1−2,5 года, тогда как в зарубежных странах это в среднем 2−4 года
Уровень качества общеобразовательной подготовки в СПО планируется измерить при помощи всероссийских проверочных работ на первом и втором курсах. Акцентируется внимание на необходимости формирования функциональной грамотности обучающихся. При этом всерьез обсуждается решение о сокращении срока общеобразовательного цикла в рамках программ СПО до одного года и для подготовки квалифицированных рабочих, и для специалистов среднего звена.

Но хорошо известно, что качество общего образования в системе СПО исторически отстает от качества школьного образования. Учащиеся системы СПО — это в целом дети из менее благополучных семей, они менее успешны в учебе, чем учащиеся 10−11 классов школы.
Результаты международных исследований PISA и TIMSS у студентов колледжей и техникумов значительно ниже результатов их сверстников, учащихся в школе. Разрыв в баллах соответствует примерно 1,6 года обучения. Это также связано с тем, что, согласно исследованиям, родители учащихся СПО имеют более низкий образовательный уровень (в сравнении с учащимися общеобразовательной школы), значительная часть семей учащихся СПО находится за чертой бедности, они часто совмещают работу и учебу.

Остро стоит проблема учебников и учебных пособий, которые используются в системе общего образования, — насколько возможно их применять в профессиональных образовательных организациях. В актуальной повестке дня разработка нового программного и учебно-методического сопровождения для общеобразовательных дисциплин в программах СПО.
Есть другие пути
Можно утверждать, что на сегодня в России есть лишь две образовательные траектории для выпускников основного общего образования — академическая (старшая школа — ЕГЭ и поступление в вуз) и профессиональная (колледж и техникум с последующим поступлением в вуз или выход на рынок труда).

Но анализ отечественной практики и современных зарубежных подходов показывает, что есть и другие решения (см. таблицу 1.).
[1] В соответствии с п. 1 статьи 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на программы бакалавриата и специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ, а также при наличии диплома СПО и по результатам вступительных экзаменов, которые устанавливает сама образовательная организация.

[2] Уменьшение объема часов достигается за счет синхронизации программ профильных по отношению к специальности СПО общеобразовательных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла. Таким образом, общеобразовательная подготовка «добирается» в процессе освоения всей ОПОП СПО.
Что делать?

Основные выводы

  • За рубежом в структуру программ профессионального образования, в отличие от России, никогда не включается общеобразовательный цикл, так как общее образование завершается до начала получения профессионального.

  • Во всех странах, включенных в наш сравнительный анализ, есть образовательные траектории, где в структуру общеобразовательной подготовки включаются профессиональные модули.

  • Длительность непосредственно профессионального образования в России (за вычетом общеобразовательного цикла) составляет 1−2,5 года, тогда как в зарубежных странах это в среднем 2−4 года.
  • В зарубежных странах выпускники достаточно часто по желанию сдают экзамены, аналогичные ЕГЭ в России, и существуют подготовительные программы. Российское законодательство предусматривает для выпускников СПО возможность сдать ЕГЭ, однако не продумана система подготовки к экзамену (не предусмотрены «поддерживающие» программы или образовательные траектории).

Какие решения могут быть?

  1. Создать систему дополнительных условий, направленных на дифференциацию студентов по уровням обученности в момент поступления на программу СПО в разрезе общеобразовательных дисциплин; сформировать разноуровневые группы обучающихся для осуществления общеобразовательной подготовки; использовать потенциал дополнительного образования, чтобы выровнять и повысить качество общеобразовательной подготовки.
  2. Принимать абитуриентов СПО только на базе среднего общего образования.
  3. Внести изменения в действующее законодательство об образовании, определив, что программы СПО могут реализовываться в рамках основных программ общего образования (10−11 классы) в соответствии с избранным профилем. При изучении технологического профиля можно получить квалификацию по рабочей профессии, сдать демонстрационный экзамен, который может быть зачтен в качестве экзамена по профильной дисциплине ЕГЭ.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще