СПО. лидеры

Московский индустриальный колледж: лучшие руки города

От дуговой сварки до техобслуживания самолета, от создания мебели до строительства городов — в МИК можно освоить профессии, которые точно будут востребованы на рынке труда большого города.
СПРАВКА
Ксения Калугина

директор Московского индустриального колледжа
Тип образовательной организации — профессиональная образовательная организация

Форма собственности — государственная бюджетная организация

Директор — Ксения Калугина

Количество обучающихся — 3000 человек

Местонахождение — г. Москва, Новая Москва, https://ck41.mskobr.ru/#/
История Московского индустриального колледжа (ранее Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41) началась еще в 1973 году, на следующих этапах развития открывались новые структурные подразделения и учебные центры, в состав колледжа входили другие образовательные организации. Сегодня это образовательный комплекс полного цикла — от детского сада до промышленного производства — и целая экосистема направлений профессионального обучения, которые соответствуют актуальному запросу рынка и общества.
Правильное место
Солнцево, район интенсивной застройки. Кругом новые ЖК и микрорайоны. Здесь как нельзя более кстати расположен Центр градостроительных технологий МИК, который готовит специалистов в градостроительной сфере, в столярном деле, в сфере производства мебели и дизайна интерьеров.

В лаборатории геоинформационных систем и автоматизированных систем ведения кадастра студенты этого отделения обрабатывают результаты полевых измерений, готовят цифровую модель рельефа и кадастровые карты. В кабинете-лаборатории технологий кадастровой съемки они отрабатывают умения на лучшем геодезическом оборудовании. Здесь и роботизированные тахеометры, цифровые и оптические нивелиры, геодезические GPS-приемники и другие актуальные инструменты этой профессиональной сферы.
Мы развиваем образовательную практику, которая предусматривает участие бизнеса и производства в формировании образовательных программ
«Недостатка желающих обучаться на этом отделении нет, — подтверждает директор колледжа Ксения Калугина. — Это вопреки распространенному представлению о том, что абитуриенты сейчас, и особенно москвичи, неохотно поступают на специальности в сфере строительства».

Помимо строительных специальностей, студенты осваивают здесь деревообработку и производство мебели в лабораториях столярного дела, оборудованных по стандартам WorldSkills. «В состав комплекса включено высокотехнологичное деревообрабатывающее производство, соответствующее современным стандартам отрасли и требованиям к производству. Мы выпускаем более 35 видов изделий, а также мебель по индивидуальному заказу», — рассказывает директор колледжа.
Мебелью, которую производят студенты под руководством мастеров, оснащают детские сады города в рамках проекта «Дошкольное пространство без границ». Таким образом студенты проходят практику прямо на производстве, которое и есть часть образовательного комплекса; без отрыва от обучения молодые специалисты учатся работать в условиях реальной фабрики.

Разумеется, популярность отделения градостроительных технологий, как и других отделений колледжа, связана не только с удачным местоположением в районе новой застройки. Она, прежде всего, определяется высоким качеством подготовки выпускников, а также выстроенной системой взаимодействия с ведущими работодателями города.
Очертания будущей профессии
«Взаимодействие с работодателями происходит в колледже в трех форматах. Конечно, предусмотрена традиционная производственная практика на базе предприятий работодателя и последующее трудоустройство туда. В этой связи мы сотрудничаем со многими крупными компаниями: ООО «РусТрансЭкспресс», ООО «ДМ-консалтинг», ООО «Автомобильный центр Кунцево», «Аэропорт Внуково», группа компаний «ПИК», «Бош Авто Сервис» и другими, — рассказывает директор колледжа — Но помимо этого, мы в течение нескольких лет развиваем такую образовательную практику, которая предусматривает участие бизнеса и производства в формировании образовательных программ.
Работодатель привносит в образовательный процесс то содержание и запрос на формирование тех компетенций, которые нужны конкретным предприятиям. Этот индивидуальный запрос интегрируется в общую образовательную программу, которая разработана с учетом требований и стандартов WorldSkills. К примеру, если на предприятии требуется дуговая сварка, то соответствующий практический модуль студенты осваивают в рамках обучения, получая дополнительные учебные часы и время на оттачивание конкретного навыка. Более того, студент осваивает не просто дуговую сварку, а именно сварку на конкретном оборудовании, определенный объем рабочих операций и умение выполнять эти операции в определенное время. В этом один из существенных плюсов нашей системы подготовки, которая позволяет формировать высокое качество обучения и снимает проблему трудоустройства выпускников".
В качестве мастеров производственного обучения и преподавателей в Московском индустриальном колледже во многих случаях выступают действующие сотрудники из соответствующих отраслей. Так удается создать еще один канал взаимодействия СПО с работодателем и рынком труда, возможность синхронизироваться с темпом развития технологий современных производств и быстро меняющимся запросом рынка труда и конкретного работодателя.

Глазами мастеров и инженеров работодатель «видит» своих будущих сотрудников еще на студенческой скамье, в момент вхождения в профессию. С другой стороны, и студенты получают возможность заглянуть в мир профессии с действующим мастером, профессионалом. Для студента-первокурсника, особенно сомневающегося в правильности своего профессионального самоопределения, это очень важно. Такой контакт дает студенту шанс увидеть реальные очертания будущей профессии, увидеть себя в ней.
Веер возможностей
Студенты нередко приходят в СПО с такой установкой: «Просто учусь, чтобы стать профи и зарабатывать». Иными словами, у них несколько упрощенный взгляд на свое обучение в СПО, отсутствуют конкретные карьерные планы. Такая установка у студента — это проблема, которую, впрочем, можно решить уже в течение первого курса.

Дело в том, что в колледже молодой человек фактически сразу включается в систему профессиональных отношений, попадает в среду, где надо работать здесь и сейчас и выбирать здесь и сейчас: специализацию, практику на том или ином производстве, предприятии. Выбор меняет студента: вчерашний школьник перестает видеть свою профессию и работу как некое отсроченное будущее, которое наступит после окончания обучения, и формулирует конкретную профессиональную траекторию, начиная прямо с настоящего момента.
С другой стороны, значительная часть студентов и выпускников заинтересованы в том, чтобы трудоустроиться как можно раньше. Собственно, один из критериев, по которым выпускники выбирают Московский индустриальный, — это возможность совмещать учебу с работой. «Наша производственная практика и весь образовательный процесс построены, с одной стороны, таким образом, чтобы учесть индивидуальные запросы студента на профессиональное становление, а с другой стороны — учесть его желание трудоустроиться как можно раньше, — объясняет Ксения Калугина. — Мы всегда идем навстречу студентам, которые совмещают обучение и работу (по специальности, конечно), и как можно раньше интегрируем студентов в реальный рынок труда и в профессию. За время обучения в колледже ребята получают профессиональный опыт и, устраиваясь на работу по окончании учебы, могут претендовать на более высокую заработную плату либо на более высокую должность в той компании, куда трудоустраиваются, или же в той, где проходили стажировку в период обучения.
Около 30% выпускников думают о продолжении обучения по специальности, и в этом случае мы можем поддержать их выбор, поскольку колледж включен в систему партнерских отношений с рядом профильных вузов, таких, например, как Российский государственный геологоразведочный университет (МГРИ), Московский авиационный институт (МАИ), Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) и многие другие. У студентов колледжа есть возможность обучаться в этих вузах по сокращенной программе, получив «зачет» по некоторым из учебных предметов, которые уже были освоены за время обучения в колледже".
Некоторые студенты выбирают не работу на действующих предприятиях, а открытие собственного дела. Интересный в смысле подготовки к самостоятельной предпринимательской деятельности кейс развивается на отделении, где осваивают производство мебели.

Мастер набирает проектную команду студентов, которые в качестве волонтеров помогают местным жителям в ремонте мебели на дому. Для студентов это реальная практика взаимодействия с клиентом, которая подразумевает, кроме собственно ремонтных работ, оформление заявки, заказа, выстраивание логистики, формирование отчетности. Так студент, помимо своей рабочей профессии, приобретает навык самостоятельной деятельности в реальной экономике, он не просто тренирует комплекс навыков, но реализует эти навыки на рынке.
Итак, перед выпускником Московского индустриального колледжа раскрывается веер возможностей: можно пойти работать в соответствии с конкретными карьерными планами (если студент еще не работает), можно продолжить обучение в профильном вузе (и прежде всего, заочное обучение, совмещая его с работой) и, наконец, можно открыть собственное дело.
Внутренний мир автомобиля
Каждый день ломаются тысячи машин с механизмами разной степени сложности, каждый год автомобили модернизируются с точки зрения технической комплектации. Всем им нужна качественная диагностика и ремонт у квалифицированных специалистов. Соответственно, и спрос на сотрудников в дилерских центрах растет с невероятной скоростью. Специалисты по ремонту и обслуживанию автомобилей востребованы в любой экономической ситуации.

Центр технологий транспорта МИК — это огромный производственно-транспортный хаб, где есть все, что необходимо для подготовки специалистов по ремонту и обслуживанию всех видов наземного, а также воздушного транспорта.
Образовательный процесс построен так, чтобы, с одной стороны, учесть индивидуальный запрос студента на профессиональное становление, а с другой стороны — учесть его желание трудоустроиться как можно раньше
Для этого есть соответствующая материально-техническая база. Например, полноценная автомастерская с подъемниками, стендом схода-развала, шиномонтажным оборудованием. В лабораториях по практическим работам с двигателями студенты разбираются в тонкостях внутреннего мира современных легковых и грузовых автомобилей. Лаборатория кузовного ремонта оборудована новейшими сварочными полуавтоматами, позволяющими выполнять работы по сварке стали, в том числе нержавеющей, сварке алюминия, пайке; аппаратами контактной сварки и споттерами для правки поверхности кузова в труднодоступных местах.
В составе педагогического коллектива Центра технологий транспорта обучением студентов занимаются действующие эксперты движения Ворлдскиллс Россия, которые подготовили золотых медалистов сборной команды города Москвы на финале национального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2020 году по компетенции «Кузовной ремонт».

В марте 2021 года в рамках участия в IX Открытом чемпионате профессионального мастерства города Москвы по стандартам Ворлдскиллс Россия студенты Московского индустриального колледжа продемонстрировали высокий уровень подготовки, завоевав в блоке компетенций «Транспорт и логистика» две золотые, шесть серебряных и одну бронзовую медаль. Также золото завоевал мастер производственного обучения, выступавший по компетенции «Кузовной ремонт» в возрастной категории «Навыки мудрых 50+».
Сварка с IT-уклоном
В 2019 году Москва побила рекорд по вводу в эксплуатацию жилых помещений. Высокий спрос на новостройки вызвала программа реновации и льготная ипотека. В этом контексте одной из самых востребованных специальностей на градостроительном рынке стала профессия сварщика. Эта профессия входит в топ-50 самых востребованных в РФ, и в течение последних пяти лет спрос на квалифицированных специалистов в этой области продолжает расти, в частности в столичном регионе и крупных российских городах. Привлекательна в сфере сварочного производства не только высокая зарплата, но и разнообразие направлений в рамках одной специальности, позволяющих выбрать для себя интересную работу.
Неудивительно, что вокруг этой специальности в Центре промышленных технологий МИК тоже большой ажиотаж среди абитуриентов. Технологии сварки крайне зависимы от типа оборудования, на котором работает специалист, поэтому в лабораториях центра как минимум три вида оборудования, на котором студенты обучаются сварочным технологиям. На каждом посту можно освоить ММА (111) — ручную дуговую сварку покрытым электродом, TIG (141) — ручную аргонно-дуговую сварку, GMAW (135) — сварку плавящимся электродом в среде защищенных газов.
«Крупные работодатели — наши партнеры — готовы забирать у нас студентов этого отделения едва ли не со второго курса. Но, разумеется, на этом этапе речь еще не идет о том, что студент — готовый специалист. Самое раннее, когда мы можем „отдать“ студента на производство, — это третий курс, — поясняет директор колледжа. — Дело в том, что на рынке труда дефицит рабочих рук. Но готовый профессионал, нанятый с рынка труда, — это всегда риск для предприятия. Такого специалиста бывает сложно встроить в производство, его нужно доучивать, и не обязательно, что он сможет соответствовать требованиям компании и останется в ней надолго. В лице выпускника колледжа предприятие приобретает специалиста, который, вероятно, будет работать на нем 10−15 лет, и вложения в такого кандидата со стороны компании оправданны. Сегодня у системы СПО и бизнеса выстроено достаточно результативное взаимодействие, которое полезно обоим партнерам. Мы, со своей стороны, понимаем конкретику запроса работодателя, а предприятия получают тех специалистов, которые им нужны».
Значительное внимание в колледже уделяется подготовке профессионалов в области информационных технологий: на базе технопарка «Внуково» студенты осваивают технологии работы с базами данных и обеспечения информационной безопасности. В следующем учебном году планируется увеличить количество специальностей и компетенций, имеющих отношение к данному профилю, чтобы готовить универсального специалиста, способного решать множество профессиональных задач на любом рабочем месте: разрабатывать сетевые структуры, монтировать сети и оборудование, настраивать серверы, администрировать операционные системы.
Дать максимум
Студенты Московского индустриального колледжа принимают участие в демонстрационных экзаменах и чемпионатах WorldSkills, показывают высокие результаты и соответствие современным международным требованиям в сфере рабочих специальностей. Но прежде всего, колледж готовит специалистов именно для рынка труда города.

«Нам необходимо удовлетворить спрос на кадры московских производств и компаний, — поясняет директор колледжа. — Но, разумеется, специалист должен быть конкурентоспособным в целом, и соответствие уровня подготовки наших выпускников стандартам WorldSkills говорит о том, что московская система профессионального образования готовит такого специалиста, который востребован на любом рынке труда.

Иными словами, наша цель дать максимум возможностей выпускнику, который должен быть универсальным специалистом, соответствующим ожиданиям и потребностям российского работодателя и современным требованиям отраслей разных производств».
Московский индустриальный колледж — это комплекс, включающий два детских сада, три школы и три организации СПО. В четырех учебных центрах колледжа реализуются образовательные программы по направлениям: строительство, промышленность, транспортные технологии, а также программы обучения технопарка в IT-сфере.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: