СПО. креатив
Кадры для новой экономики
Кого ждут креативные индустрии?
Колледж Красина готовит специалистов, которые смогут интегрироваться в новую реальность креативной экономики.
Лиана Табатадзе
директор Московского многопрофильного техникума им. Л. Б. Красина
Тип образовательной организации — профессиональная образовательная организация

Форма собственности — государственная бюджетная организация

Директор — Лиана Табатадзе

Количество обучающихся — 1200 человек

Местонахождение — г. Москва, krasina.mskobr.ru/#/
Главный ресурс
Начну с цитаты одного из основоположников концепции креативной экономики Джона Хокинса. В книге «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги» он пишет: «Мы перемещаемся из мира понижения нормы прибыли, основанного на дефиците природных ресурсов и материальных благ, в мир повышения нормы прибыли, основанный на бесконечности идей и человеческом гении». То есть сегодня мировые экономики развиваются уже не по принципу «товар — деньги — товар». Основу креативной экономики составляет творческий продукт, помноженный на количество финансовых транзакций, то есть операций по его покупке или внедрению с целью извлечения прибыли.
Креативные индустрии обеспечивают свыше 30 миллионов рабочих мест в мире
Креативные индустрии можно назвать одной из ключевых отраслей креативной экономики. Концепция креативных индустрий возникла вследствие развития концепции культурных индустрий, оформившейся как политическая идея после Второй мировой войны, когда необходимо было сбалансировать доступ стран к культурным ресурсам. В начале 80-х годов прошлого века политика культурных индустрий как глобальная инициатива ЮНЕСКО позволила, с одной стороны, противостоять международной экспансии развлекательных корпораций, а с другой стороны, привлечь в культурный сектор частный капитал. Параллельно с этим к середине 90-х годов XX века экспертыэкономисты и бизнес-консультанты сформулировали принципы политики креативных индустрий. Ключевое место в ней отводилось креативности как главному ресурсу создания инноваций.
ХОРОШИЕ КНИГИ ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ИНТЕРЕСНЫ КРЕАТИВНЫЕ
ИНДУСТРИИ
  • Creative Ecologies: Where Thinking is a Proper Job, Howkins, John

  • The Creative City. A Toolkit for Urban Innovators, Landry, Charles

  • The Rise of the Creative Class: And how it's transforming work, leisure, community and everyday life, Florida, Richard
Нужны кадры
Вклад креативных индустрий в развитие рынка труда внушителен: почти 4% европейского населения заняты в этих сферах, а это более 8 миллионов рабочих мест. В мире креативные индустрии обеспечивают свыше 30 миллионов рабочих мест. В нашей стране эта отрасль тоже активно развивается, особенно в городах-миллионниках. Москва, например, по темпам развития креативных индустрий обгоняет мировых лидеров. В абсолютных значениях в креативных сферах столицы занято более 500 тысяч человек, а в традиционной промышленности — 600 тысяч.

Это значит, нужен постоянный приток специалистов. Но здесь возникает сложность. Взаимоотношения между рынком труда и образовательными институциями в нашей стране регулирует Национальное агентство развития квалификаций. При агентстве функционируют советы по профессиональным квалификациям (СПК) по отраслям, в чьи задачи входит разработка профессиональных стандартов.
Эти стандарты должны коррелировать с ФГОС СПО и ВПО, на основании которых разрабатываются образовательные программы по направлениям подготовки кадров. Но отдельного совета по креативным индустриям нет, а разработкой профстандартов для этой отрасли занимаются как минимум три совета: СПК в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции, СПК в области информационных технологий, СПК торговой, внешнеторговой и предпринимательской и экономической деятельности. Такая ситуация во всем мире: рынок труда креативных индустрий отличается высокой гетерогенностью.
Изучению рынка труда и ожиданий работодателей по отношению к специалистам посвящено несколько зарубежных исследований. Разработана также методология измерения объема рынков труда — Creative Trident. В соответствии с этой методологией к рабочим местам в креативных индустриях относят рабочие места для специалистов непосредственно креативных индустрий, специалистов креативных профессий, которые заняты в других отраслях, и специалистов «обычных» профессий (бухгалтеры, менеджеры, юристы, технические работники), которые сопровождают деятельность компаний в креативных индустриях.

Разнородность рынка труда затрудняет выработку единых требований к компетенциям специалистов, но можно выделить общие для всех работодателей этой сферы потребности. Им нужен специалист, который постоянно актуализирует знания, имеет одновременно узкоспециальные, междисциплинарные и универсальные знания, открыт новому.
МоПС

Московский техникум креативных индустрий им. Л. Б. Красина систематизировал свой опыт подготовки кадров для креативных индустрий с опорой на концепцию метакомпетентностного профессионального образования. Эта концепция ориентирует на развитие универсальных компетенций, сформированность которых определяет успех молодых специалистов в современном мире.

Универсальные компетенции в первую очередь означают креативность, то есть способность гибко мыслить и создавать инновации. Во-вторых, способность взаимодействовать с окружающим миром в физическом и цифровом пространствах, цифровую грамотность и, в-третьих, критическое мышление. По нашим наблюдениям, для полноценной реализации метакомпетентностного подхода в обучении необходимо три условия:

  • высокий уровень компетентности преподавателей;
  • развитая электронная информационно-образовательная среда;
  • система мероприятий для подготовки специалистов креативных индустрий и проектная деятельность преподавателей и студентов.
Чертеж бокса
Остановимся отдельно на проектной деятельности. Через систему внеаудиторных занятий и дополнительного образования студенты под руководством преподавателей-наставников реализуют творческие, производственные или исследовательские проекты, имеющие практическую значимость и социокультурную ценность.

Одним из знаковых в этом учебном году стал студенческий производственный проект МоПС — мобильный пост санитарии, функциональное и эргономичное место хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и их утилизации. Идея витала в воздухе. Чтобы воплотить ее в жизнь, студентам потребовались креативные компетенции, а также возможности нашей учебно-производственной типографии и лаборатории прототипирования
В этом образовательном проекте главную роль, как мне кажется, сыграла коллаборация, без которой сложно создать востребованный контент.

Над проектом работали студенты разных специальностей («Производство изделий из бумаги и картона», «Печатное дело», «Графический дизайн») и преподаватели специальных дисциплин («Инженерная графика», «Технологические процессы полиграфического производства», «Дизайн интерьерных объектов»). Практика коллабораций в очном формате помогла нашим студентам практически безболезненно перейти на дистанционное обучение, в основе которого лежат коллаборативные технологии и сервисы. Более того, принцип коллективной деятельности заложен в некоторые профессии будущего. Такова, например, профессия «куратор коллективного творчества», которую тоже осваивают в техникуме Красина.
Еще одно условие успешной проектной деятельности — это междисциплинарность. Каждый студент техникума имени Л. Б. Красина — это будущий специалист в своей области, но обязательно и в смежных областях. Поэтому студенты, которые обучаются по специальности «Издательское дело», сдают демонстрационный экзамен по графическому дизайну. Они должны уметь представлять текстовую информацию в формате инфографики. Студенты-дизайнеры осваивают модуль «Аналитико-синтетическая переработка текста», потому что верстка статьи потребует от них умения вычленять из текста основное и расставлять графические приоритеты.

Креативная экономика будет развиваться, используя потенциал креативных индустрий. И задача колледжей — повернуться навстречу этой реальности, выйти за рамки существующих стандартов и работать на опережение. Сегодня мы сами создаем лучшие практики, которые потом встроятся в систему профессионального образования.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: