практики. сопровождение

Волшебные помощники

практики. сопровождение
Волшебные помощники
Когда смотришь со стороны на современные образовательные учреждения, кажется, что это настоящая сказка. Новые здания, прогрессивные управленческие команды, мотивированные ученики, не выгоревшие преподаватели. Создается впечатление, что для всего этого великолепия необходимы огромные ресурсы или нездешняя эффективность управления.

На самом деле многие признаки успешной и современной образовательной организации нарабатываются при помощи помогающих практиков. Они — тьюторы, навигаторы и коучи — помогают усовершенствовать учебный процесс и улучшить отношения между его участниками.
Тьюторство
Откуда берутся мотивированные ученики?
Елена Миркина
президент Фонда содействия развитию человеческого потенциала
Чуть ли не ежедневно в мире возникают новые образовательные сервисы, которые расширяют возможности тех, кто обучает, и тех, кто учится. Даже для того чтобы отделить заслуживающие внимания от откровенно провальных или сырых продуктов, требуется заниматься образованием профессионально. Иначе попросту не хватит времени.

А уж если говорить про выбор образовательного подхода, учебного заведения, учебных практик с учетом особенностей и потребностей конкретного человека, то очевиден огромный потенциал тьюторства — содействия в выборе образовательной стратегии. Недаром все прогнозы относительно развития рынка труда в образовании сходятся в том, что востребованность тьюторов значительно вырастет в ближайшее время.

«Самый большой плюс появления тьютора для школы — это мотивация учеников, — рассказывает тьютор, психолог и президент Фонда содействия развитию человеческого потенциала Елена Миркина. — Дети и подростки понимают, зачем они в этом учебном заведении, чего именно хотят от занятий и преподавателя».
Самый большой плюс появления тьютора для школы — это мотивация учеников
«Чтобы тьютору было что делать в школе, надо принципиально менять образовательный процесс. Строить его не вокруг обучения, а исходя из замысла человека про себя и свое будущее, разворачивать в равной степени процессы обучения, воспитания и подготовки. Мы нашей командой помогаем это сделать тем школам, которые к этому готовы», — добавляет Елена.

Тьютор — не обязательно человек со стороны. Его функции может выполнять классный руководитель или другой участник образовательной команды учебного заведения. У такого решения есть большой плюс: преподавателям не нужно тратить время на знакомство с детьми и с возможностями организации.
Барьер
Распространено представление о том, что индивидуальная траектория и тьюторская поддержка нужны прежде всего людям с особыми образовательными потребностями. Но среди обычных учеников данная практика востребована не меньше. Ведь абсолютно у каждого человека есть свои образовательные потребности, которым редко уделяется внимание в традиционной школе, где все обучаются в рамках единой и установленной сверху программы.

Скепсис руководства по отношению к новой практике может обернуться тем, что тьютор просто уйдет из школы. Но может так случиться, что специалист окажется сильнее и даже в одиночку запустит трансформацию.

Представители других помогающих практик считают, что тьюторство больше подходит для детей младшего школьного возраста, а подросткам можно и нужно предлагать другие варианты. На самом деле тьютор может одинаково эффективно работать с детьми, подростками и взрослыми, а индивидуальная траектория совсем не обязательно подразумевает образовательное уединение.
Цена вопроса
Главным нюансом внедрения этой практики в школьную, вузовскую или даже детсадовскую жизнь можно назвать скорость. Стоимость реализации проекта зависит от намерений и ресурсов. Можно перестроить процессы за полгода, но поступательное развитие подразумевает постепенное введение практики за пару лет.

Стоимость профессиональной переподготовки для преподавателей сравнительно невысока — 24 900 рублей за трехмесячный курс. Для внедрения практики в школе достаточно, чтобы обучилось несколько учителей, остальные воспримут новый поход уже непосредственно в классе и в процессе общения.
Побочные эффекты
Тьютор не мыслит школой, а работает на замысел тьюторанта и рассматривает весь мир как образовательное пространство. Прямое следствие его работы — выход в конкретную деятельность за границами школы, а для самой школы — формирование новых контактов. Построение образовательной траектории даже нескольких учеников приведет к нахождению новых полезных сервисов и связей.

Тьюторы могут повлиять на успеваемость в классе и школе. Хотя порой это влияние неожиданно. Например, дети, которым в дальнейшем не очень пригодится физика, могут, посоветовавшись с тьютором, пройти сокращенную программу. Но иногда во время изучения предмета оказывается, что он гораздо интереснее, чем тьюторант себе представлял. А преподаватели, видя успехи ученика, начинают агитировать его участвовать в олимпиадах и мероприятиях, рассчитанных на противоположную целевую аудиторию — тех, кто собирается строить карьеру в физике.
Навигаторство
Где воспитываются прогрессивные управленческие команды?
Лика Чекалова
основательница «Школы навигаторов»
Как и чему учиться и учить, в каком направлении развиваться, как адаптироваться к меняющемуся миру — вопросы не праздные. Именно на них помогает ответить навигация.

Навигаторы работают комплексно, на трех уровнях: индивидуально, в группах и с проектом в целом. Они помогают воплотить в жизнь изменения, о которых размышляет каждый участник школьного сообщества: ученик, учитель, родитель, управленец. Таким образом, соавтором новшеств выступает каждый. Фокус этой практики — образ желаемого будущего. Например, педагогической команде школы крайне важно осознавать, какому именно человеку она помогает состояться, как он будет жить, во что вкладывать свои таланты. Фактически школа — это лаборатория будущего.

Оценка необходимого объема изменений, помощь в выстраивании новых отношений внутри проекта, работа с целями учеников — подход навигаторов похож на масштабное исследование, которое призвано сделать школу местом, в котором интересно и хорошо каждому.
Навигация провоцирует всех участников сообщества развиваться осознанно и договариваться с другими о желаемых изменениях, потому что школа становится общим делом
Каждая школа выбирает собственное направление развития, и образы желаемого будущего в разных организациях могут кардинально различаться. Однако появляется и кое-что общее: навигация провоцирует всех участников сообщества развиваться осознанно и договариваться с другими о желаемых изменениях, потому что школа становится общим делом.

«У нас есть проект „Лаборатория будущего“, — рассказывает основательница Школы навигаторов Лика Чекалова. — Мы приходим в образовательную организацию, когда она готова к изменениям, собираем учеников, учителей, родителей, руководителей и работаем сначала со ссылками и с ценностями, потом из них помогаем вывести концепции необходимых изменений, то есть сообщество школы с нашей помощью начинает исследовать и менять свою организацию. После коллективных сессий формулируются и реализуются проекты по внедрению трансформационных практик. Разумеется, мы сопровождаем эти проекты на всех этапах, поддерживаем связь с управленческой командой. Это помогает учебному заведению существенно развиться буквально за несколько месяцев».
Барьер
Навигаторство предполагает смену парадигмы. То есть из образовательного учреждения с четкой иерархией школа превращается в сообщество, где голос каждого участника команды ценен и равен другим. Нужно давать право высказываться ученикам, быть готовым прислушиваться к потребностям новых поколений.

Дальше изменения расходятся как круги по воде, затрагивают не только коллектив образовательного учреждения, но и окружение. В отношениях появляются новые субъекты. Это в первую очередь родители, с которыми нужно договариваться, затем — новые образовательные и профессиональные партнеры, без которых не построишь полноценных образовательных маршрутов для учеников, и так далее.

Такой комплексный подход объясняет, почему не получится попробовать эту практику, а уже потом решить, подходит она или нет. Если у организации есть потребность в изменениях и развитии, навигаторское сопровождение подхватит и дополнит их органично, без усилий, а если нет — приглашать навигаторов или воспитывать их у себя не имеет смысла.
Цена вопроса
Двухдневная сессия «Лаборатории будущего», за которой следует сопровождение проектов внутришкольных изменений, — это, конечно, только один из этапов трансформации. Назвать конкретный срок превращения в новую школу и воплощения желаемого образа будущего не получится, тем более что процесс изменения нелинейный, со временем приоритеты участников процесса могут меняться, и их необходимо регулярно пересматривать. Нельзя достичь абсолютного совершенства, но можно встать на путь постоянного развития всех участников и организации в целом. Если задуматься, такой и должна быть идеальная школа.

Методология «Школы навигаторов» подразумевает, что с трансформацией учебного заведения работает сама команда школы. Навигаторы готовы обучить ее участников и любят, когда к ним приходят несколько человек из одной школы, а работать как внешняя команда будут только в исключительных случаях. Школьное сообщество должно развиваться своими силами, иначе все изменения будут восприниматься как что-то чужеродное.
Ниже всего цена обучения для учителей, которые приходят учиться на навигаторские программы в одиночку из государственных школ, не готовых к изменениям, — 14 000 рублей за курс. Им сложнее всего убедить директоров и коллег в необходимости перемен. Да и в принципе уровень сопротивления в системе выше, чем в сфере частного и альтернативного образования. Такая цена — грант за мужество. В обычном случае стоимость обучения в «Школе навигаторов» составляет 22 тысячи рублей, для нескольких педагогов из одной школы — 18 тысяч на человека.

Кстати, «Школа навигаторов» работает со специалистами не только из сферы образования. Любой практик развития — профориентолог, коуч, тренер, ментор — может обогатить здесь свой арсенал. Однако получить знания «про запас» не получится, потому что навыки и умения из «Школы навигаторов» очень конкретны. Студенты «Школы» начинают применять новые знания и инструменты на практике с первых дней обучения, а система индивидуального сопровождения, организованная в «Школе», помогает им привыкнуть решать задачи развития по-новому.
Побочные эффекты
Если для тьюторов появление у школы новых связей — сопутствующий вопрос, то для навигаторов обрастание новыми партнерами — это одна из ключевых целей. У школ будут появляться связи с вузами, другими школами, учреждениями профессионального образования.

Также развивается взаимодействие между педагогами, прошедшими «Школу навигаторов». После ее окончания с ними остаются все учебные материалы, записи занятий, но, что важнее, постоянные контакты с менторами и бывшими однокурсниками. Эти контакты помогают в работе. Потому что, каким бы большим ни был проект, с которым работает учащийся навигации, задачи, которые ему нужно решить, ограниченны. Соответственно, есть набор практик, которые этот учащийся осваивает в «Школе навигаторов» для решения своих задач. Но при решении задач следующего уровня или тем более при смене работы потребуются уже другие навыки и умения. Предполагается, что всегда можно обратиться за помощью к коллегам и другим выпускникам, которые работали с аналогичными вопросами во время обучения, поскольку основа «Школы навигаторов» — профессиональное сообщество выпускников, где происходит обмен опытом, рождаются новые совместные проекты.

И менее очевидное следствие: так как развитие — это целостный процесс, интересы всех его участников вряд ли ограничатся рамками школы. Саморазвивающееся образовательное учреждение в перспективе начинает менять среду вокруг себя: организовывать открытые мероприятия, проводить локальные исследования и проекты, направленные на улучшение территории, влиять на отношения в профессиональном сообществе. Впрочем, кто из нас не мечтает сделать мир немного лучше?
Коучинг
Как обнаружить скрытые таланты
Татьяна Зарипова
коуч, карьерный консультант и разработчик методик по развитию компетенций наставников
Мерило эффективности традиционной школы — высокая успеваемость, призовые места на олимпиадах и выпускники, поступившие в престижные вузы. Чаще всего индивидуальная работа ведется с одаренными детьми, которые становятся победителями олимпиад и лицом школы. Но что если рассматривать каждого ребенка как талантливого? Это позволит выявить скрытый потенциал учеников в разных областях, не только академических. Именно этим занимаются коучи.

Коучинговая методика призвана помочь человеку наилучшим образом применить свои способности. В процессе занятий с коучем учащийся начинает лучше понимать себя, осознавать свои цели и выстраивать траекторию личностного и профессионального развития. Ребенок отвечает себе на вопрос, зачем ему учиться, и в результате у него появляется настоящая мотивация добывать знания, а не избегать их.
Цель образования должна формироваться не извне, а изнутри, таково кредо представителей этого подхода. Коуч же помогает человеку выделить главное для достижения цели, создает необходимую среду.

«Самая большая ценность — создание доверительных отношений, — говорит коуч, карьерный консультант и разработчик методик по развитию компетенций наставников Татьяна Зарипова. — Коучинг может быть полезен как сам по себе, так и в рамках других помогающих практик. Например, и тьюторам, и навигаторам пригодится умение задавать правильные вопросы, которые позволяют выявить скрытую мотивацию».
Барьер
Цель — очень важное понятие в коучинге. Чтобы обучение было сознательным, учащийся должен понимать, куда он движется.

Однако есть разница между целями у детей и взрослых. С учениками старше 16 лет возможна более долгосрочная постановка задач. С другой стороны, чем взрослее человек, тем более значимую роль в процессе начинает играть самоопределение, возможность остановиться и скорректировать выбранные цели.
У детей и подростков цели надо не только корректировать, но и зачастую пересматривать раз в три-четыре месяца. Именно поэтому коучи применяют в школах только часть инструментария, который как раз дает возможность построить доверительные отношения, определить вектор движения, создать среду. Полноценный коучинг все-таки предназначен для совершеннолетних.

Следовательно, педагогу следует хорошо понимать, ради чего он применяет те или иные коучинговые техники. Урок не должен превращаться в коуч-сессию, хотя некоторые элементы методики, например вовремя заданный вопрос, рефлексия в конце урока, развивающая обратная связь, способны существенно его улучшить. Чтобы преподаватель мог адекватно использовать данную методику в школе, ему понадобится специальное обучение.
Цена вопроса
Определить стоимость внедрения подхода на уровне школы можно только после изучения запроса и нынешнего состояния дел в учебном заведении. В отличие от навигаторов, для которых важна готовность к кардинальным переменам, коучинг может работать и «косметически».

Все зависит от того, чего именно хочется достичь. В запросе важна и формулировка, и то, насколько он совпадает с возможностями и настоящими целями школы. Вполне может случиться, что исполнение пожелания потребует изменений, к масштабам которых никто не готов.

Изменения будут видны уже через несколько месяцев, но полный эффект от преобразований проявится примерно через год. Хотя это тоже зависит от изначального запроса.
Побочный эффект
Навигаторы говорят, что для работы в школе и, соответственно, для адаптации их практик нужны люди особого склада. Люди, которых драйвит образование, которым нравится раскрывать потенциал своих подопечных, которые хотят менять мир. Именно поэтому навигаторы работают с теми командами, которые уже готовы меняться сами и менять свою практику.

У коучей гораздо более приземленный подход. Они готовы помогать преподавателям развиваться в рамках комплексной программы, уделять внимание каждому, помогать с формированием и достижением целей. Но при этом коучи честно признают, что их методику смогут перенять не все учителя.

В целом это понятно. У любого человека, а тем более у ребенка, доверительные отношения могут возникнуть далеко не с каждым. Для руководителя это может означать серьезное изменение штата. Да, в итоге новые преподаватели дадут новый импульс, но прощание с частью команды никогда не проходит для организации бесследно.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще