ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ. ЛИДЕРЫ

Штучная работа

Школа «Ника», как и другие частные или госшколы, тоже сталкивалась с проблемой перехода детей в другие образовательные организации — нормальное желание попробовать новое, испытать себя, поступить в другую популярную школу.

Сейчас такой проблемы нет. О том, как сохранить контингент и быть нужными детям, мы поговорили с лидерами «Ники».
  • Ирина Рублева
    директор ОАНО «Школа «Ника»
  • Ольга Панина
    заместитель директора ОАНО «Школа «Ника»
  • Роман Горкинский
    заместитель директора ОАНО «Школа «Ника»
  • Инна Жабина
    руководитель психологической службы ОАНО «Школа «Ника»
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — некоммерческая образовательная организация

Директор — Ирина Рублева

Количество обучающихся — 1200

Местонахождение — г. Москва, Новая Москва, https://nounika.mskobr.ru/#/
Подготовленный успех
Дети уходят из школ по разным причинам, а в целом тенденция такова, что чем старше параллель, тем меньше в ней детей. В основном отток происходит после 9-го класса, когда семьи начинают искать профильные образовательные организации, популярные лицеи и школы.

 — Частные школы заинтересованы в том, чтобы сохранять контингент и учить своих детей дальше, укрепляя тот вклад в их развитие, который они уже сделали, — рассказывает директор «Ники» Ирина Рублева. — Действительно, руководителям образовательной практики болезненно видеть, как, достигнув в одной школе определенных результатов, ребенок выбирает другую образовательную организацию. Или даже так: его пытается переманить другая школа. Не секрет, что подобная практика в Москве существует и объясняется погоней за рейтингами. Такое случалось с нашими успешными старшеклассниками — все это не в интересах ребенка.
Наша задача — не остаться в традиционном ключе преподавания, но при этом не утратить академизм, фундаментальность образования
В этом году 23 из 55 учеников «Ники» окончили школу с медалью. Выпускников, получивших 100 баллов за ЕГЭ по разным предметам (английскому, литературе, русскому языку, профильной математике), больше, чем в предыдущие годы — восемь человек. Много призовых мест на международных и всероссийских фестивалях, конкурсах, олимпиадах. Впервые двое выпускников стали призерами Московской городской конференции с результатами серьезного двухгодичного исследования на тему психологического здоровья. 100% детей с 5-го по 10-й класс участвуют в проектной исследовательской деятельности, что дает результаты в виде развитых метапредметных компетенций.

К слову, самоопределение детей в проектной работе очень интересно: многие выбирают социально ориентированные проекты — дети хотят сделать мир вокруг лучше. Их интересуют вопросы социальной иерархии, они хотят понимать, как устроено общество и взаимоотношения в нем. Десятиклассники стали чаще выбирать темы, связанные с психологией, с профориентацией: как определить направление дальнейшего развития, как настроить себя на успешную сдачу экзаменов, как справиться с тревожностью, — дополняет заместитель директора Роман Горкинский.

 — Мы довольны результатом: это образованные, подготовленные и воспитанные дети с хорошими навыками, владеющие иностранными языками, компетентные в коммуникации в широком смысле слова. Это креативные люди, способные работать в команде.
Половина выпускников этого года — дети, которые с нами с детского сада, 15 лет их жизни связаны с «Никой». Это результат многолетней работы, в которой мы получаем то, что закладывали в основание. Это также результаты работы двух непростых лет пандемии, когда была выбрана правильная, на мой взгляд, организационная схема, была грамотно организована работа тьюторов, которые помогли детям совладать с новым режимом обучения, — продолжает директор.

Многие выпускники школы «Ника» получили свои сто баллов за ЕГЭ без участия репетиторов. При правильно настроенной системе профильной школы, при психологической поддержке, поддержке самоопределения и индивидуальном расписании, где есть дополнительные часы по профильным предметам, дополнительная поддержка не нужна.
Причины остаться
На сегодняшний день только двое выпускников 9-го класса «Ники» не составили индивидуальный учебный план на следующий год, то есть не идут в 10-й класс. Они выбрали узкоспециальные области — архитектуру и медицину. Остальные поступили в 10-й класс, в том числе и те, кто хочет попробовать образование за рубежом, выбирая формат заочного обучения. Это говорит о большом доверии к организации.

 — Важно создать такую среду, в которой детям комфортно проводить время, проживать жизнь, — рассказывает Роман Горкинский. — Это удается: ученики готовы оставаться в школе допоздна, так погружены они в события общешкольной или классной жизни.

По мере взросления дети и родители все больше задумываются о выборе направления в образовании. И тогда важно, чтобы школа обеспечивала четкие ориентиры: ученики должны ясно понимать направление своего движения и чувствовать поддержку. Это наша задача — выстроить для ребенка понятную траекторию, им самим выбранную. Поэтому мы создаем профильную старшую школу, работаем с профориентацией и самоопределением.
Выбрав один из четырех профилей обучения, ученик составляет на основе этого профиля индивидуальный учебный план, определяющий, какие дополнительные предметы будут изучаться, а также выбирают уровень освоения предмета: базовый или углубленный. В рамках каждого профиля есть узконаправленные профильные группы, в которых может быть небольшое количество учеников, но это оправданно и скажется на персональных результатах самого ребенка и в целом школы, — поясняет заместитель директора Ольга Панина.

Профиль дополняется предметами по выбору во внеурочной деятельности. Например, в рамках социально-экономического профиля изучаются вопросы политологии, в технологическом — основы веб-программирования и веб-дизайна, в естественно-научном — микробиология. Дополнительные курсы ведут как педагоги школы, так и преподаватели МГУ, РГУНиГ, РУДН, и сейчас мы работаем над тем, чтобы привлечь специалистов других вузов к этой работе. Мы действуем исходя из запроса семей и детей, который выявляем в результате диагностики, собеседований. Например, выяснилось, что на следующий год большая группа детей планирует поступать в МГИМО. Значит, перед нами стоит задача организовать встречу со специалистами вуза, организовать спецкурсы.

Выпускники могут выбирать комфортный для себя режим занятий: в классе или самостоятельно. Этот выбор освобождает время для подготовки к экзаменам, для занятий в поле личных образовательных потребностей. Нам удается выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика с учетом его способностей и потребностей. «Ника» может предложить семье и ребенку персонализированное обучение.
Психолог, тьютор, коуч
Ребята редко приходят в школу в плохом настроении, но, если кто-то чувствует себя некомфортно, не идет на контакт, руководитель психологической службы Инна Жабина знает об этом с утра. Не дожидаясь окончания учебного дня, подключаются тьюторская служба, служба психологического сопровождения.

 — Задача психологической службы — создание благоприятного психологического климата, поскольку ребенок приходит в школу не только получить знания, а прожить в школе день и целую школьную жизнь. Начиная с 1-го класса систематически ведется диагностическая работа, направленная на изучение психологических особенностей учащихся, позволяющая обеспечить индивидуальное сопровождение детей.

У нас в школе нет проблемы немотивированных детей, каждый успешен, поскольку в небольших классах (16−18 человек) у педагогов и психологов есть возможность индивидуальной работы с учениками. Например, замечаем, что в шестом классе ребенок учился хорошо, а в седьмом что-то пошло не так. Проблема не остается без внимания, подключаются все школьные службы: административная, психологическая и тьюторская.
Начиная с шестого класса психологическая служба ведет профориентационную работу, направленную на изучение сферы интересов, способностей и индивидуально-психологических особенностей школьников. С помощью настольных игр, уроков «Мир профессий будущего», тренингов, индивидуальных и групповых консультаций мы поддерживаем формирование профессиональных ориентиров детей.

На решение задачи создания поддерживающего окружения работает также система тьюторского сопровождения. Тьютор — это и советчик, и психолог, и воспитатель. Сопровождая урочную и внеурочную деятельность детей, он проводит с ними целый день. Все тьюторы — это специально отобранные и имеющие психолого-педагогическое образование специалисты, владеющие психологическим инструментарием. С тьюторами, в свою очередь, работает психологическая служба: для них ведутся тренинги, лекции, индивидуальные встречи, психологическое консультирование и супервизия.

С этого года мы начали внедрять еще один инструмент поддержки самоопределения старшеклассников — коучинг, — дополняет Роман Горкинский. — Эта недирективная технология позволяет ребенку создать программу развития, ответив на вопросы, которые трудно задать самому себе: какие профильные предметы приоритетны, какой уровень подготовки сейчас, чего нужно достичь, что может помешать, какой помощи ждет ученик от школы и что может сделать сам.

Уже в этом году видны результаты внедрения новой технологии. В частности, коучинг позволяет сделать так, чтобы родители не принимали решение за старшеклассников, чтобы профиль выбирали именно дети.
К межпредметности
Один из критериев, по которым родители выбирают школу, — это, конечно, профессионализм учителей, — объясняет Ольга Панина. — Родители думают: смогут ли эти преподаватели привести ребенка к высоким результатам, на которые они ориентированы? Глядя на результаты ОГЭ, ЕГЭ в школе, они понимают: если получилось у других, значит, таких результатов здесь может достигнуть их ребенок.

Поэтому развитие педагогов «Ники» играет первостепенную роль. Они серьезно учатся и на базе школы — через интерактивные методические встречи, работу творческих групп, онлайн-семинары, и вне школы — обобщают свой опыт в публикациях, проходят тренинги.

Обучающее взаимодействие педагогов происходит в процессе разработки интегрированных уроков, объединяющих, например, изобразительное искусство и историю, географию и литературу. Этот формат живо восприняли и дети, и педагоги. Ближайший план — помимо интегрированных уроков проводить межпредметные интегративные погружения, создавать единый образовательный контекст, включающий самые разные предметные области. Это большая коллективная работа, трансформирующая традиционную структуру урока, совершенно другая форма образования.

Учителям сложно, поскольку меняются задачи образования и запросы детей. Наша задача — не остаться в традиционном ключе преподавания, но при этом не утратить академизм, фундаментальность образования.
Больше чем сто
Высокие баллы ЕГЭ — не единственный критерий успеха. Еще важно, что у старшеклассников «Ники» высокие притязания, нацеленность на максимальные результаты. Например, в виде поступления в престижные вузы: МГУ, МГИМО, РАНХиГС, РЭУ имени Г. В. Плеханова.

И конечно, жизненная история выпускников школы, их карьера и успех — это основной критерий. Они помнят о школе, рады разговору с нынешними старшеклассниками и часто становятся героями традиционного формата встреч с интересными людьми. Основание для успешных карьер этих молодых людей, по их отзывам, заложено школой.

Выпуск этого года задал высокую планку, которую, надеются руководители школы, преодолеют следующие поколения старшеклассников. Выдающиеся результаты достигнуты не только на старейшей площадке школы «Ника», но и на других, более молодых, но работающих по единой технологии площадках этой школы. Хороший знак, указывающий на то, что система работает.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще