школа. развивающее обучение

Школа учит мыслить

Развивающее обучение в новой реальности
ШКОЛА. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Школа учит мыслить
Развивающее обучение в новой реальности
«Школа должна учить мыслить», и «в этом как будто никто не сомневается», писал Эвальд Ильенков более 50 лет назад, однако, отмечал философ, «не каждый сможет ответить на вопрос: а что это значит?» От ответа зависит и представление о том, какая школа может научить ребенка мыслить.

Создавая нашу частную начальную школу SOFT, мы прежде всего задавали себе именно этот вопрос. Так мы определили исходную точку и одновременно линию горизонта стратегического планирования развития проекта. Обсуждая в кругу близких по духу коллег миссию и концептуальную рамку будущей школы, мы сходились во мнении, что современная школа должна учить ребенка самостоятельности, и не только учебной. Всем привычная, классическая школа HARD неспособна справиться с этой задачей…
Елена Восторгова
директор и сооснователь школы SOFT, кандидат педагогических наук, автор учебников, научных и учебно-методических публикаций
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — некоммерческая образовательная организация

Директор — Елена Восторгова

Количество обучающихся — 28

Местонахождение — г. Москва, ул. Усачева 11 Б, https://softspace.school/shkola/
«Мир никогда не будет прежним»
В последние два пандемических года эта фраза Гэндальфа из «Властелина колец» у всех на слуху…

Двадцатый век, несмотря на войны и кризисы, признается современными аналитиками периодом непрерывного роста, относительной стабильности и баланса. У вступающего в жизнь поколения были вполне ясные ориентиры: учись усердно, много работай, проживешь жизнь в достатке. Сейчас, в XXI веке, эта модель разрушается на наших глазах. С каждым днем растет непредсказуемость развития событий в мире, экономическая нестабильность стала нормой. Исчезают сотни профессий, появляются новые, но не все способны переучиться. Стремительно развиваются новые технологии, которые создают удобства, но одновременно разрушают старые бизнес-модели, а на новые требуется время. Пандемия COVID-19 значительно ускорила четвертую промышленную революцию и цифровизацию всех услуг, включая образование. Экономические факторы (сокращение издержек на перемещение в пространстве и аренду служебных помещений) ускоряют создание онлайн-систем, позволяющих работать и учиться дома. Однако опыт онлайн-обучения, пережитый нами во время пандемии, заставляет существенно пересмотреть не только приоритеты, но и ценности очного обучения.
Уникальная отечественная концепция опередила время и работает на развитие ключевых компетенций XXI века — тех самых soft skills
Все это нельзя не учитывать, если мы смотрим в будущее и из него задаем себе ключевые вопросы: зачем учить? ради чего учить? чему учить? и как учить? Искали ответы на эти вопросы и мы, прорисовывая образ будущей школы.

Мы, конечно, должны учитывать и то, что сейчас происходит с нашими детьми, в каком мире они живут, в какой среде растут. Мы прекрасно понимаем, что поколение последнего десятилетия существенно отличается от детей, рожденных в нулевые годы нынешнего столетия. Мы отчетливо видим и те дефициты, которые формируются вследствие «гаджетного» детства. Между тем именно эти качества будут остро необходимы для освоения профессий будущего, связанных с коммуникациями и творчеством, созданием сложных инженерных систем, командной разработкой проектов на стыке разных профессиональных областей и потому требующих объединения и кооперации разных специалистов.
Путь к себе
Во второй половине ХХ века педагоги разных стран стали осознавать, что дети в школе должны не только освоить определенные социально значимые навыки, но и научиться самостоятельно ставить цели обучения, научиться учиться. А сегодня жизнь подсказывает нам, что ребенок благодаря образованию должен не только научиться ставить цели своей деятельности, но и порождать ее смыслы. Без этого не может быть личности и личностного роста в современном непредсказуемом и постоянно меняющемся мире.
Образование сегодня — это не только путь в культуру и профессию, это пространство самосовершенствования и самореализации, это путь к себе. Глядя на опыт стран с безусловным доходом, можно задаться неожиданным вопросом: а если нет необходимости работать, нужно ли современному человеку хорошее образование? И что в данном случае имеется в виду? Ответ очевиден — это такое образование, которое прививает человеку привычку постоянного движения вперед, преодоления своих границ, привычку интересного, наполненного проживания каждого дня своей жизни, ибо смысл жизни, как говорят нам психологи, в самой жизни… И еще важно привить привычку получать от этого процесса — здесь и сейчас — удовольствие.
Новые ценности
Мы живем в интересное время — в эпоху смены многих концепций и глобального переосмысления ценностей образования.

Еще в совсем недавнем прошлом было очень важно точное воспроизведение знаний. Хороший ученик прошлого века — тот, кто без запинки отвечает выученный урок. Хороший учебник — тот, который обеспечивает высокий уровень усвоения, запоминания материала. Хороший учитель — тот, у кого большее количество детей выдают высокие результаты на экзаменах, в контрольных работах. Все эти мероприятия подразумевали в основном воспроизведение. Велика была в связи с этим и ценность эрудиции.

Современный мир требует от нас гораздо большей субъектности и ответственности. Широкий доступ к информации и инструментам решения задач заставляет нас делать более осознанный выбор, а технологичность решений требует более глубокой рефлексии в отношении рисков и последствий наших действий. Цифровые следы, например, все чаще заставляют нас задумываться над каждым сказанным и написанным словом, каждым нажатием кнопки.
Все это про мышление
Развитие способности самостоятельно мыслить не происходит автоматически в процессе усвоения программных знаний, умений и навыков, хотя и невозможно вне этого процесса.

Как говорил Бертольд Брехт, «человек, для которого то, что дважды два четыре, само собой разумеется, никогда не станет великим математиком». Развитие мышления происходит только тогда, когда-то, что предстоит усвоить, становится результатом взвешенного и обоснованного решения, разрешенного противоречия, выбора из ряда возможных решений. За такой результат можно нести ответственность, он наполняется личностным смыслом и потому вызывает инициативу двигаться дальше. Именно поэтому В. В. Давыдов говорил о понятии, которое предстоит усвоить ученикам, как о «живом способе мышления». Важен именно тот путь, по которому ученик пришел к понятию, олицетворяющему собой общий способ решения задач.
Что значит учить мыслить?
Речь идет прежде всего об умении видеть противоречия и работать с ними. Это отсутствие абсолютизации школьных истин, возможность неоднократного перепонимания изучаемых явлений, способность подвергать критическому анализу все то, что кажется недостаточно обоснованным и не вписывающимся в имеющуюся картину представлений. И здесь можно смело сказать — это именно то, что должна делать сегодня школа. Ни в каком другом месте сделать этого нельзя.

Но нужно признать, что школа должна для этого очень сильно поменяться. Из закрытой и заскорузлой системы, нацеленной на воспроизведение конкретного списка знаний, умений и навыков, многие из которых уже совсем утратили актуальность, но тем не менее требуют длительного натаскивания и зубрежки, школа должна стать пространством проб и ошибок, исследования, выбора индивидуальной траектории усвоения материала, местом поощрения инициативы и самостоятельности. Школа должна помочь ребенку найти свою индивидуальность, понять свои сильные стороны и помочь работать над слабыми, должна быть наполнена событиями, открытиями и победами. Именно такую школу мы и задумали.
Переходя от замысла к реальности, мы стали планировать, как выстроить образовательный процесс в школе SOFT — на каждом уроке, в рамках каждого учебного предмета. В качестве основы для наших авторских программ мы выбрали образовательную систему развивающего обучения. Именно в этой системе преподавание каждого учебного предмета предполагает, помимо должного уровня академического результата, особый вклад в формирование учебной деятельности младших школьников.

«Учебная деятельность, — говорил Д. Б. Эльконин, — это деятельность по самоизменению». Владеет учебной деятельностью тот, кто может про себя сказать: «Я хочу и умею учиться». Это, кстати, вполне измеряемые вещи.

Мы поняли, что для достижения такого результата нам надо существенно перестроить привычный процесс образования, который можно описать в трех аспектах: содержание, организация и коммуникация. Мы должны научиться создавать ситуации самообучения, передавать именно смыслы учения, а не натаскивать на навыки. И для этого необходимо существенно перестроить само содержание (это то, чему мы учим детей и как). Не менее важно изменить в образовательном процессе позицию ребенка и педагога (это про использование организационных форм и построение коммуникации). Ребенок должен быть здесь главным действующим лицом, активным исследователем и аналитиком, а учитель — модератором и лишь иногда консультантом.
Вместо правил — общие принципы
Сейчас много говорят о том, что учитель не должен сообщать детям знания в готовом виде, а дети должны находиться в активной поисковой позиции. Но часто остается за кадром то, как именно это реализовать. Для команды педагогов школы SOFT совершенно очевидно: без кардинальной перестройки учебного содержания это просто невозможно.

С нашей точки зрения, прежде всего необходимо изменить подход к изложению материала. Точнее, постараться отменить изложение вовсе. Весь материал, подлежащий усвоению, в нашей школе дается в задачной форме. Приведу пример. Обычно в первом классе на уроке русского языка детям сообщается, что в количество букв и звуков неодинаковое. Например, так: «В русском языке всего 10 гласных букв — А, О, У… и только 6 гласных звуков — А, О, У…» Мы же, напротив, не сообщаем детям об этом, а спрашиваем, как они думают, чего больше — гласных звуков или гласных букв? Этот вопрос ставит перед детьми задачу самостоятельного анализа соотношения числа звуков и букв, что очень важно как для чтения, так и для грамотного письма. Далее, анализируя предлагаемые учителем слова, дети сами составляют списки и букв, и звуков, а также делают выводы о том, как они соотносятся, то есть по какому принципу используются те или иные буквы. Именно такой подход учит ребенка мыслить самостоятельно, развивает учебную инициативу и формирует позитивное отношение к школе и обучению.
А что родители?
Современные родители прекрасно воспринимают принципы развивающего обучения. Им нравится, что эта образовательная система учит детей рассуждать, аргументировать свое мнение, приучает задавать вопросы, развивает познавательный интерес. По нашим наблюдениям, система развивающего обучения, разработанная более 60 лет назад (!), переживает сегодня свое второе рождение — в Москве за последний год открылось несколько ярких школьных проектов, опирающихся на эту систему. Это вполне объяснимо, ведь это уникальная отечественная концепция, которая в своем роде опередила время и работает на развитие ключевых компетенций XXI века — тех самых soft skills, о которых сегодня все говорят.
Почему SOFT?
У родителей название нашей школы часто ассоциируется с чем-то «мягким и пушистым». Что ж, может быть, и неплохо. Ведь это все-таки начальная школа! Но мы вкладывали в название немного другой смысл. Школа SOFT — это, прежде всего, гибкая, вариативная среда, способная адаптироваться и перестраиваться под разные образовательные задачи, а также запросы ребенка, семьи. Мы предлагаем множество форматов обучения, а также уделяем большое внимание развитию soft skills — критического мышления, эмоционального интеллекта, креативности, способности работать в команде и других социальных навыков.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще