© 2022 Издательство журнала EdExpert
ШКОЛА. КОНКУРС

«Сфальшивить не получится»

ШКОЛА. КОНКУРС
«Сфальшивить не получится»
Если самым живым примером для ученика является сам учитель, как утверждал немецкий педагог Адольф Дистервег, то эта профессия требует серьезной работы над собой.

О том, как обрести силу духа и найти общий язык с «трудными» детьми, — победитель II Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2022», учитель школы-интерната № 30 СОО ОАО «РЖД» в г. Комсомольске-на-Амуре Мария Прохорова.
Мария Прохорова
победитель II Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2022», учитель школы-интерната № 30 СОО ОАО «РЖД» в г. Комсомольске-на-Амуре
С точностью до наоборот
Как вам самой давалось изучение английского языка в школьные годы?
Меня всегда увлекали языки. C детства мне нравилось играть со словами, как с русскими, так и с иностранными. Впрочем, моя учительница не верила, что я когда-либо заговорю по-английски. В итоге все сложилось с точностью до наоборот: я успешно окончила педагогический колледж по специальности «Иностранный язык» и педагогический университет. Преподаватели в колледже, отмечая мои успехи, говорили: «Как бы тобой гордился твой учитель». Смешно было признаться в том, что мой учитель в меня не верил.
Чему вас научила работа в школе? Какие моменты были для вас наиболее трансформирующими?
Когда я только окончила колледж, мне пришлось уехать работать в глухую деревню в тайге. И уже спустя пару месяцев случился незабываемый педсовет. Одна из коллег с двадцатилетним стажем сказала обо мне: «Наш старший вожатый вообще ничего не делает. Для чего нам такой педагог, если он не справляется со своими обязанностями?» Можно было после этого опустить руки, но я решила доказать, что могу больше и что приехала сюда работать, потому что педагогика — мое призвание. Тогда я, наверное, обнаружила в себе силу духа.
Ты должен быть им другом. Хорошим взрослым другом, с которым они готовы поделиться своими бедами, который способен направить, дать полезный совет
Мне приходилось работать со сложными детьми — с ребятами из больших рабочих семей, где родителям некогда заниматься учебой ребенка. Это воспитало во мне убежденность в том, что даже в сложных ситуациях можно всегда найти выход. И дало понимание, что в первую очередь учитель должен оставаться человеком.

Я верю, что и добро, и зло, которые мы сотворили, обязательно к нам вернутся. Эта идея меня направляет, дает жизненный ориентир. А дети особенно тонко чувствуют отношение к себе, каким бы ты ни старался быть — плохим или, наоборот, чересчур хорошим. Сфальшивить не получится.
Родом из глубинки
Как вы работаете с учениками, которым трудно освоить иностранный язык?
Я обращаю внимание на личный рост каждого ребенка, на его индивидуальные достижения. В старшие классы нашей школы часто поступают дети с отдаленных железнодорожных станций, которые до этого не изучали английский язык. Радостно, когда эти дети, толком еще не знающие алфавит, начинают включаться в процесс. Нет смысла сравнивать их с теми, кто занимался английским с детства. Бывают ребята с логопедическими сложностями, им даже на русском трудно разговаривать, что уж говорить об иностранном. В таких случаях можно подобрать задание, которое будет ребенку по душе, даст возможность по-другому увидеть предмет и поверить в то, что язык ему пригодится в жизни, несмотря на то, что он родом из глубинки.
Конечно, мне постоянно нужно придумывать новые подходы. Методика SMART — мое ноу-хау. В слове SMART я выделяю компонент art — получается «умный творческий английский». Моя методика предполагает работу в трех направлениях: творчество и творческие проекты, использование умных приложений на уроке, игры.

Чтобы заинтересовать языком, необходимо искать альтернативы, давать свободу выражения, не только задавать упражнения по учебнику. Это мотивирует даже самых слабых учеников, которые не очень интересуются языками. Я провожу музыкальные уроки, потому что ребята любят петь на английском языке, устраиваю кинопросмотры, дети творчески оформляют материалы, а старшеклассники готовят дискуссии.
Конечно, в образовании нужны современные технологии, они позволяют сделать урок нестандартным и увлекательным. Я была первым учителем в школе, который стал активно использовать мобильные приложения на своих уроках. Несмотря на то что смартфоны на уроке администрация школы не очень одобряет, во многом мне пошли навстречу. Техника позволяет работать в разных режимах: я могу как вести индивидуальный диалог с каждым, так и подключить класс целиком, чтобы все меня одновременно слушали.

Хотя наша школа больше фокусируется на изучении точных наук, потому что мы готовим будущих железнодорожников, дети часто говорят мне, что с удовольствием остались бы еще на два английских вместо других уроков. Считаю это своим педагогическим достижением.
Лицом к лицу
Как на вас повлияло участие в конкурсе «Вклад учителя»? Появились ли новые идеи, направления развития?
У меня богатый опыт участия в педагогических конкурсах, и «Вклад учителя» сильно отличается от большинства из них. Он устроен так, чтобы педагоги делились опытом и продолжали общение после завершения конкурса. Наша школа значительно отдалена от центра, но коммуникация внутри конкурса дает возможность почувствовать себя частью большой команды.

Открытость этого конкурса подкупает: никто не боится плагиата, каждый щедро делится своими наработками. На этапе, когда мы писали сценарий образовательного события, можно было изучить опыт и идеи коллег со всей России. Многие сценарии поразили меня креативностью. Чего стоит, например, идея разобрать со школьниками «Сказку о царе Салтане» с точки зрения разных наук: выяснить, какой была плотность бочки, когда там сидел царь Гвидон, из чего состояли ядрышки, которые раскалывала белочка.
Одним из подарков победителю конкурса было обучение у преподавателя из Сингапура Лилии Мухаметшиной, организатора школы для педагогов, в которой учат развивать у детей навыки XXI века. Сингапурские методики нацелены на то, чтобы каждый ребенок был частью образовательного процесса и по-настоящему проникся предметом. Есть конкретные приемы, которые сразу можно использовать на уроках. Например, за пять минут можно опросить практически весь класс так, чтобы каждый ребенок обязательно высказался, а остальные внимательно слушали. Просто посадив детей в круг, можно существенно улучшить групповую динамику: все должны видеть друг друга, и со временем даже стеснительный ребенок учится быть частью команды. Более того, я считаю, что мы, учителя, и сами должны научиться взаимодействовать внутри своего коллектива, чтобы научить этому детей.
Быть другом
Как вы видите основные задачи классного руководителя?
Классному руководителю приходится сталкиваться со сложными ситуациями. Если работаешь с подростками, ты обязательно должен следить за их эмоциональным состоянием: для них нормально, если постоянно происходят личностные драмы. И ты должен быть им другом. Не подружкой, с которой они общаются по-свойски, — повеселиться они и со сверстниками могут, а хорошим взрослым другом, с которым они готовы поделиться своими бедами, который способен направить, дать полезный совет.

Мне достался очень сложный класс — ребята, которые все время шалили, что-то ломали, влипали в истории… Мне даже во время отпуска звонили инспекторы по делам несовершеннолетних, но я точно знала: если что-то случится, дети сами мне об этом расскажут.
Мы с ними прямо говорили на эту тему: «Разве вам самим нравится, что вас считают хуже других? Давайте докажем, что что-то вы можете сделать лучше, чем все остальные». Их это очень мотивировало. Ребята стали участвовать в конкурсах, занимать первые места. Мы такие события проводили, что вся школа охала и ахала. Вспоминая эти годы, понимаю, что мы с ними действительно сделали невозможное.

А сейчас мне требуется время, чтобы отпустить моих девятиклассников из души, из сердца. Только после этого я смогу взять новый класс.




Текст: Елизавета ШЕВЦОВА
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще