Взросление ребенка, становление его субъектной позиции сопровождают психологи, тьюторы, кураторы — служба сопровождения школы. Система тьюторского сопровождения начала складываться в школе семь лет назад.
— Мы изучили зарубежный опыт, где тьюторство — массовое явление, и увидели совпадение в ценностях: самоопределение, выбор, субъектная позиция, — рассказывает Константин Кусмауль, тьютор и учитель истории. — Я сам использовал тьюторские инструменты, не обязательно осознавая это, так же, как и другие учителя. Многие идеи мы восприняли от наших научных руководителей, в частности Т. М. Ковалевой, идеолога тьюторского движения в России. Как говорится, сложились предпосылки.
Технология тьюторского сопровождения на этапе начальной школы реализуется в формате кураторства.
— Субъектность и рефлексия начинаются с простых вещей. Вот рисуют дети на первых школьных занятиях ряд простейших фигур, — рассказывает Анастасия Майкова, руководитель (начальная школа). — Надо соотнести свой рисунок с образцом учителя, улыбкой отметить тот, что получился лучше всего. И если учитель твою улыбку обвел — значит, оценки совпали, ты уже умеешь себя оценивать верно. Дальше, конечно, возможны самые разные линейки самооценки, усложняется система критериев. Но представьте: я, первоклассник, уже понимаю, что любая работа может быть оценена по ряду критериев, а расхождение в оценках — повод для диалога учителя и ученика.
Уже к концу начальной школы ребенок осваивает опыт проявления инициативы, понимает, за что может нести личную ответственность. Яркий маркер субъектности — самоорганизация, когда ребенок, например, способен организовать собственное рабочее пространство, может нести ответственность за определенную зону проектной работы.